Как говорил в одной из своих интермедий незабвенный Аркадий Райкин: "Да простят меня мужчины, речь пойдёт о женщинах!"
Каталина, какое красивое женское имя у этого самолёта. Да и сам он удивительно красив. Изящный моноплан с верхним расположением крыла. Блистеры у задних кабин на фюзеляже словно фасеточные глаза стрекозы. Очень надёжный и обладающий высокой продолжительностью полёта свыше 20 часов.Недаром он был самым популярным из летающих лодок в годы войны.Выпускался он и в СССР по лицензии под названием ГСТ (гидросамолёт транспортный).Выпуск наладили в 1939 году.Тогда же в 39ом англичане дали ему имя "Каталина", которое впоследствии прижилось и в США. После прекращения выпуска в СССР(из-за трудоёмкости и не технологичности производства) по ленд-лизу из США было передано большое количество этих самолётов, в основном модификации PBY-5A в варианте амфибии. Они служили верой и правдой нашей стране до пятидесятых годов, пока их не сменил Бе-6.
Как-то беседуя с одним моделистом, увлекающимся гидросамолётами, я выразил недоумение по поводу того, что с воды летать сложно,не безопасно и т.д. На что он мне ответил-попробуй сам и потом с суши летать уже не захочешь! Может быть и слишком крутое суждение, но большая правда в его словах есть.
О своём первом гидросамолёте я рассказал здесь Как пропадают самолёты.+347
26 января 2014 года в 18:57 | Валерий Бауэр Новочебоксарск
Статья http://www.parkflyer.ru/blogs/view_entry/3883/
Действительно, полёты с воды это что-то!
Сам по себе отдых у воды уже приятен, а в сочетании с любимым хобби вдвойне. Потом-для взлёта и посадки море места. Водоём,если это не двухметровая речушка с нависшими над ней деревьями, можно сравнить с асфальтированной площадью. Конечно, всегда есть элемент опасности в виде удалённости от берега. Но на этот случай надо иметь в запасе хоть какое-то средство спасения.(Надувную лодку,большую автокамеру или радиоуправляемый катер.) Но если летать по правилам и особо не отжигать над водой,то риск становится минимальным, а удовольствие максимальным.
Каталина мне нравилась давно,ещё с 1988 года,когда в "МК "увидел её чертежи. Тогда я Р/У моделями
не занимался,время было другое и возможности тоже. В интернет магазинах в последнее время часто видел Каталину от Great planes и Hobby King. Great planes хоть и авторитетная фирма и модели делает
хорошие,но её летающая лодка несколько упрощена, хотя и из бальзы. Хоббикинговская тоже не очень нравится по той же причине. Как всегда в очередной раз порадовал DYNAM. Модель имеет размах почти полтора метра(без трёх сантиметров, это на 10см больше, чем у Great Planes) и влазит в машину без разборки. Отличные лётные качества,хорошая копийность,хорошая комплектация(планер,машинки,моторы, регуляторы).Хорошая цена. Как у любой готовой модели есть и недостатки(об этом расскажу), есть масса возможностей доведения до более копийного состояния.
Итак, начали. Доводим до ума хорошую модель гидросамолёта полукопии PBY-5A "Каталина".
В стоковом варианте модель выглядит вот так. В принципе тоже неплохо. И всё же попробуем её доработать. Будет ещё лучше.


Каталина имеет массу нарядных и хорошо видимых в полёте раскрасок.
Хотя бы вот эти.






Но захотелось скромную раскраску ВВС СССР. Всё таки довольно редко встречаются модели со звёздами. Пусть и не наша разработка, а американская, но выпускалась и у нас, как и знаменитый Ли-2(он же Дуглас).


Начнём пожалуй с устранения мелких звёздочек,оставшихся от литников. Они легко снимаются наждачной бумагой лёгким нажимом. Всё равно самолёт перекрашивать.

Один из недостатков-рули сделаны на плёнке EPP, оставшейся при вырезании, и обязательно в скором времени начинают отрываться.
Поэтому отрезаем все управляющие плоскости и навешиваем их на свои петли. Здесь используем петли вырезанные из листа майлара.



Теперь можно не бояться, что в процессе эксплуатации руль в полёте просто оторвётся.
Нанесём "заклёпки" на переплёт кабины пилотов и кормовые блистеры.
Это очень украшает и придаёт "серьёзный" вид.






Обычно модели из пены оклеивают скотчем. Так же делаю и я, но здесь этого делать не будем. Во-первых самолёт будет эксплуатироваться в основном с воды и мягкого снега, во-вторых жаль скрывать расшивку да и у фюзеляжа сложные формы. Вместо этого покроем всю модель эпоксидкой-пятиминуткой. Я это часто практикую. Она образует эластичную корочку и хорошо противостоит ударам и царапинам. Также создаёт хорошую основу для покраски и не закроет линии расшивки. Веса же не больше,чем от скотча. Но хочу предупредить тех,кто решит сделать так же, что использовать эпоксидку с большим временем отвердевания нельзя. ЕПП не даёт ей равномерно растекаться, смола собирается в капли,как вода на жирной поверхности и так и затвердевает. А пятиминутка успевает схватиться и высыхает ровной плёнкой.


Для имитации убранных шасси предусмотрены наклейки с изображением колёс, а на боковинах для них выштамповки.


От наклеек используем только изображение ступицы и наклеиваем его на подходящие по размеру лёгкие колёса.


Толщина борта 10мм. Дремелем выбираем нишу под колесо на глубину примерно 8мм.


Колесо выпирает несколько больше,чем на оригинале(там тоже оно не полностью утапливается в нише),но в целом это впечатление не портит и смотрится куда лучше,чем наклеенное колесо из плёнки.


Вариантов окраски в общем-то два. Северный флот- серо-голубой верх и бело-серый низ и другие флоты- зелёный верх и голубой низ. Модель имеет пластиковое покрытие низа лодки. Оно очень гладкое и светло-серого цвета. Красить его не хотелось бы.Краска будет от трения о снег и лёд царапаться да и скольжение крашеного будет хуже. Решил оставить при зелёном верхе бело-серый низ. Всё же это полукопия. Для полётоов, а не для оценок на стенде. Да и в условиях войны окраска могла быть любой. Читая мемуары фронтовиков, диву даёшься, каких только нарушений уставов и требований не было. В частности техники полков Ил-2 говорят, что летающие некоторое время штурмовики были неопределённого цвета.Самолёт жил в условиях фронта недолго. Несколько вылетов. Встречались отдельные экипажи,провоевавшие на одном самолёте более или менее продолжительное время. За это время самолёт получал сотни пробоин,которые заделывались техниками и закрашивались ЛЮБОЙ имевшейся в наличии краской. А копиисты-педанты до посинения спорят о колерах окраски серийных машин...Всё настолько относительно...


С фюзеляжем у Каталины работы в общем-то немного. Основная работа с крылом. Особенная изюминка в крыльевых поплавках. У оригинала они поднимаются вверх и становятся законцовками крыла. На модели они фиксированные. Вот и предстоит сделать их убираемыми.

Но сначала решим вопрос с бортовыми огнями. Модель имеет встроенные светодиоды на месте посадочных фар. Производитель зачем-то поставил красные светодиоды. Необходимо заменить их на белые. Вскрываем фары и выкорчёвываем начинку. Заодно делаем отражатели фар.
Наклеиваем самоклеющуюся фольгу на картонку и вырезаем развёртку отражателя. Склеиваем и вставляем светодиод.








Фара неплохо светит вдаль(хотя и сам светодиод без отражателя неплохо светит).

Устанавливаем фары в крыло и выводим провода в корневую часть к общему пучку.

Теперь необходимо установить габаритные огни красный и зелёный. Их на модели не было.
Из миллиметровой фанеры вырезаем держатели огней.

Вставляем светодиоды.

И вклеиваем на место.

Из кусочка бальзы делаем кожухи-обтекатели.
Проводов накопилось много.

Теперь пожалуй самая главная переделка-поднимающиеся поплавки.
Для начала удаляем держатели для установки кронштейнов и делаем разметку под вырез ниш.




Выбираем полость под кронштейн поплавка.

Приклеиваем пластиковые петли к кронштейну и дополнительно укрепляем винтами. Вклеиваем на место.
Теперь дело за приводом уборки и выпуска.




После установки машинок и прокладки проводов шпаклюем все ненужные щели. Крыло разбирать не планируется, поэтому проклеиваем хорошо места стыков консолей с центропланом, а то всё это "дышит".

Машинки для подъёма поплавков те, что идут для убираемых шасси. Работают от упора до упора. С металлоредуктором.
Turnigy™ TGY-R5180MG 180 Degree MG Analog Servo 2.0kg / 0.12sec / 12g
Товар http://www.parkflyer.ru/product/529859/

Из кусочков бальзы делаем обтекатели навигационных огней на крыле. На мотогондолах сверху имитаторы выхлопных труб. Грунтуем и красим крыло. Наклеиваем из оракала опознавательные знаки. На верхней поверхности крыла аэрографом накрашиваем следы копоти от выхлопа двигателей. На левой консоли устанавливаем трубку ПВД.

Теперь о полётах. Мощности двигателей хватает для энергичного полёта с лихвой. Одна проблема-волны.
В штиль Каталина спокойно разбегается и легко взлетает, но при ряби на воде взлетать надо очень аккуратно, без малейшего крена. Опущенный поплавок цепляется за волну и происходит резкий разворот. После нескольких полётов я для себя нашёл хороший способ взлетать при волнении воды. Плавно увеличиваю обороты, как только элероны стали эффективны, поднимаю поплавки и при этом даю полный газ. Теперь уже цепляться нечем. Самолёт без проблем взлетает.
На видео самый первый полёт. Погода стояла ветренная. Ветер 6-8 метров в секунду, но опробовать самолёт хотелось.
Видно с какой скоростью он несётся по ветру и почти парит,как планер против ветра. Болтанка у земли была ужасная. На видео видно как швыряет бедную красавицу, но посадить удалось одним куском всё же.



Потом были добавлены ещё бомбы под крылом. Как-никак, Каталина - патрульный бомбардировщик!


В целом модель простая, но очень зрелищная.