В конце апреля исполняется пять лет с тех пор, как начал свою работу наш кружок. Или, если официально, Клуб технического творчества "Техногения". Исторически сложилось так, что "рабочими лошадками" нашего Клуба стали метательные планера класса HLG-450. Начав "с чистого листа", осваивали с ребятами и девчатами постройку этих моделей, их настройку и регулировку, тренировали технику запуска. Так что за пять лет удалось накопить ценный практический опыт, в том числе и соревновательный - с осени 2010 года регулярно участвуем в традиционных встречах "метальщиков" Москвы в Тушино.
Очередная такая весенняя встреча состоялась на поле бывшего Тушинского аэродрома в минувшие выходные, 19 апреля и в календаре обозначалась как "Открытое Первенство г.Москвы по метательным моделям планеров HLG-450 и резиномоторных авиамоделей Пр-450". Однако об этом чуть позже.
А пока небольшой рассказ о развитии и совершенствовании конструкции нашей клубной модели, находящейся "в производстве" вот уже пять лет. Но в основе всех модификаций лежит один единственный чертеж.

Скорее, не чертеж даже, а схема, найденная в свое время в интернете при подготовке к первым нашим соревнованиям. Основными критериями при поиске были простота постройки и соответствие требованиям класса HLG-450, а именно размах крыла не должен превышать 450 мм. Вот эта схема:

Первые планера строились в спешном порядке, поэтому были очень простые по конструкции: фюзеляж из Можговской 50-см березовой линейки, оперение из 1,5-мм бальзы, крыло из двух слоёв потолочки, вышкуренное до плоско-выпуклого профиля и обтянутое скотчем. Консоли приклеены встык к фюзеляжу на "Титан". Для регулировки на киль приклеена полоска из ватмана - руль направления. Материалы копеечные, технология простая, но главное - планер летает.

Недостатков такой упрощенной модели тоже хватало, куда ж без них. Скотч со временем покрывается морщинами, складками, что сказывается на лётных качествах крыла. На лобике появляются вмятины от столкновений с деревьями, кустами и прочими твердыми препятствиями. Фюзеляж коробит при изменении влажности, с оперением та же петрушка. Крепление пенопластовых консолей встык не самое надежное, при "морковке" в мягкий грунт ещё ладно, а на твердую глину или в асфальт - отлетают со звоном.
Эти неприятные симптомы лечению поддаются. Так, скотчевая обшивка правится нагретым утюжком или легко заменяется на новую, для прочности передней кромки крыла и улучшения летных характеристик по ней приклеивается бальзовая реечка, фюзеляж и оперение задуваются тонким слоем водостойкого лака. Для прочности крепления крыла к фюзеляжу пробовали ставить консоли на штыри (зубочистки), но позднее стали врезать в корневую часть центроплана небольшого размаха лонжерона из плотной бальзы или той же березы от линейки, смотря что было под рукой. Консоли отлетать стали значительно реже, да и мастерство пилотов тоже помаленьку росло. Для заброса планера на бОльшую высоту стали практиковать хват тремя пальцами с упором указательного в заднюю кромку крыла. Получилось, высота на взлёте увеличилась. Правда, для этого потребовалось усилить заднюю кромку в месте упора пальца треугольной бальзовой пластинкой толщиной 1,5 мм.

Далее пошли модернизации.
Чтобы снять проблему коробления березового фюзеляжа "в зародыше", перешли на составную конструкцию: бальзовый пилон в носовой части и хвостовая углепластиковая балка из хлыстика от рыболовного удилища. Лёгкая прочная хвостовая балка способствовала также и уменьшению веса балансировочного груза, планер стал легче.
Для поднятия лётных характеристик крыла моделей более опытных и целеустремленных строителей была выделена бальза. Вытачивать его полностью из цельного куска, как это, впрочем, предполагалось исходным проектом, для нас не совсем рентабельно. Поэтому крыло наборное: цельнобальзовый лобик, задняя кромка и набор нервюр. Профиль остался плоско-выпуклым с относительной толщиной около 6%, хвостовая часть профиля начиная с 25-30% хорды образована прямыми линиями, таким образом нервюра крыла имеет форму клина. Обтяжка - пленкой. Хорошие результаты дает обтяжка термопленкой для учебников, она легкая, достаточно прочная, хорошо приклеивается утюгом и натягивается, стоит копейки.
По весу бальзовый вариант модели был интереснее: если первые наши планера весили 40-45 граммов, то теперь вес составлял уже граммов 35-37. Летучесть новой модели позволяла вполне составить серьезную конкуренцию коллегам на соревнованиях.
До идеала, впрочем, было ещё далеко, поскольку невольно притащили в бальзовый вариант особенность пенопластовой конструкции - постоянную толщину крыла по размаху. На пенопластовом крыле это было нужно для прочности "уха", по привычке и из бальзы сделали так. Но это ведь и вес лишний, причем там, где не надо бы, да и сопротивление больше, чем ожидалось. Вот и нашелся резерв для следующего шага.
Новое крыло рождалось к нынешним весенним соревнованиям.

Вес набора до лакировки получился 9,3 г, лак добавил 0,3 г.
Для обтяжки применили такую вот плёночку - Рулон фиолетовой полупрозрачной термоусадочной пленки для обтяжки моделей, 5000мм, (205)
Товар http://www.parkflyer.ru/product/1084352/
Для планера такого класса можно найти плёнку и потоньше, и полегче. Зато с обшивкой из этой пленки крыло получилось очень жесткое. Полностью обтянутое крыло весит 13,6 г.
Для гармонии сделали наборным и стабилизатор, на него пошли бальзовые рейки толщиной 1,5 мм, набор его без обшивки весит 1,4 г. Обтянуто той же плёнкой.

Балка с килем весит 2,6 г, носовая часть фюзеляжа - 4 г. Общий вес планера с балансировочным грузиком получился 25 граммов. Для наших планеров это рекордно малый вес. Вот такая машинка получилась:

Прототип этого варианта, готовившийся к соревнованиям, увы, потерпел аварию, но в полете показал себя отлично. Небольшая скорость снижения, отличное качество, после взлета переходит в вираж без потери высоты.
Второй экземпляр был доработан с учетом опыта облёта прототипа. Ждем подходящей погоды, чтобы отработать старт в полую силу, отрегулировать настройки виража и поэкспериментировать с расположением упора для пальца на фюзеляже.

Теперь о соревнованиях.
В Первенстве Москвы мы участвуем регулярно с 2010 года, то есть с самого нашего начала. Не имея возможности проводить полноценные тренировки дома, именно с практической тренировки по запуску начинается каждый наш выезд. Разумеется, после облета и регулировки моделей. Был случай, когда в один из выездов вся наша техника была потеряна в авариях ещё до начала соревнований. Досадно, конечно. Но зато какой бесценный опыт нашим юным авиастроителям!

После этого случая модели стали строиться более тщательно, количество аварий сократилось, а младшие наши кружковцы начали помаленьку занимать призовые места. Чернов Иван дважды выходил в тройку лидеров.

Осенью 2013-го обладателем гран-при среди юношей стал наш Даниил Векшин, а на зимней встрече 2014-го его младшая сестра Софья заняла 3 место в младшей группе:

А в минувшие выходные 19 апреля в весьма интересных погодных условиях Даниилу снова удалось показать лучший результат и занять 1 место среди юношей.

Вот такой путь мы прошагали за это время, а модель метательного планера из простейшей учебной развилась до вполне себе приличной спортивной модели. И развитие её было нашим общим интересным и познавательным процессом. Многое узнали, многому научились. Впрочем, нам есть ещё куда расти и над чем работать.

Благодарю за внимание!
Успехов в творчестве и... всего лётного!

Приложение.