Всем привет.

На фоне Цесн и Пайперов из пены решил сделать небольшой фотоотчет об одной простейшей модели для начинающих (но с интересной историей) из "классического" материала - бальзы.




Мой первый опыт сознательного самолетостроения был связан с Телемастером. Буквально на коленке, с минимумом инструментов и опыта он был построен. Выбор пал на него, потому что ну очень простой показалась мне эта модель, никаких сложных форм, доступные компоненты и куча фото по постройке. Модель была собрана, настроена и чудесно полетела с первого раза и летает до сих пор...



Информации в интернете достаточно, в том числе и на Русском:
История модели с интересными ссылками и вложениями (на Английском);
Чертежи (тоже на Английском), но все понятно;
Инструкция и много информации по постройке 400-го Телемастера;
Много китов, разных размеров.


Итак очередной в моей коллекции Телемастер.

Забегая вперед, характеристики модели, что получилось:

размах: 1200 мм.;
вес полетный: 788 грамм;
нагрузка на крыло: 39.46 гр/дм кв.;
ВМГ: Turnigy 2830 1000 kv с пропом APC 9x6 (сейчас деревянный 10х4 для красоты);
регулятор: HK на 30 ампер и аккумулятор 3 банки на 2200 мАч, сервы ХК дешевые белые.

Лежал у меня без дела мотор, остатки бальзы и куча фурнитуры. На вопрос - "Что же со всем этим делать?", был ответ - "конечно же Телемастер!".

Исходя из максимальной тяги двигателя в 800 - 850 грамм, был прикинут размах в 1200 мм и полетный вес до 800 грамм. Из опыта постройки предыдущего Телемастера, были несколько переработаны чертежи, взятые отсюда:


Далее несколько вечеров переработки и компьютерного творчества, в результате чего поучилась вот такая моделька:



Дабы сократить время изготовления, было принято решение резать это все лазером. Итого получилось три с половиной листа 3 мм бальзы, полтора листа 1,5 мм и небольшой кусок 3 мм фанеры, да половина листа 6 мм для элеронов и лобика крыла (можно склеить из 3 мм)


Итак, материал и макет отдан в нарезку, ждем с нетерпением готовности и распечатываем общий план, по которому все это будет собираться. Распечатать можно на домашнем принтере и потом весь этот пазл собирать, но я пошел в печатный салон и за 50 рублей распечатал на формате А0. Так же, во время ожидания, было изготовлено все, что не пошло на лазерную резку - управляющие поверхности и лобики.

Итак, забираем заказ - все нарезано и красиво упаковано в пакетики:



Проверяем все и начинаем собирать.

Сам процесс сборки элементарен, но не забывем все зачистить и обезжирить. Я клеил все на клей для дерева Titebond II, но можно воспользоваться и любым другим, кто к чему привык.

Начал с хвоста:



Дальше набираем горизонтальный стабилизатор:



Можно изготовить плоский, что проще, но я решил делать объемный - так интереснее!)

Продолжаем:



Приклеиваем законцовки, зашиваем основание 1,5 мм бальзой, избавляемся от остатков клея и все зашкуриваем, в результате получаем вот такое сипатичное хвостовое оперение:



Прорезаем щели под петли и делаем скобу для руля высоты (я согнул из куска велосипедной спицы).

Далее приступаем к крылу:



Ничего сложного - главное аккуратно зафиксировать нервюры, чтобы все было ровно и красиво)

Фото к сожалению не делал, но все просто - на лонжерон приклеиваем нервюры, фиксируем их задней кромкой и лобиком, смотрим, чтобы консоль крыла не повело. Приклеиваем дополнительное усиление в виде бальзовых реек 3х3 и зашиваем дно и заднюю кромку 1,5 мм бальзовыми листами, далее - законцовки и усиление под петли. Получаем консоли крыла, которые будут соединяться фанерным штырем под углом 3,5 градуса.


Для дополнительной надежности - склеивал PUR-ом, так как он заполняет пустоты.



Соединяем консоли:



Удаляем излишки клея:



Петли штырьковые и площадки для серв:



Примеряем, приклеиваем передний штырь для крепления крыла к фюзеляжу, дополнительно высверливаем в нем отверстия и вклеиваем карбоновые прутки для надежности:



Приступаем к фюзеляжу:



Делаем один борт, потом другой; пока все это сохнет - крышку:



Соединияем все вместе, вклеиваем фанерные фаервол, площадку крепления шасси и крыла с усовыми гайками:



Вид снизу:



Вклеиваем площадку крепления аккумулятора, мотораму, магниты крепления крышки и площадку серв:



Почти готово:



Примерил все:



Зашиваем борта, так же видны тяги из карбонового прутка и проволоки:



Фюзеляж готов - ставим и проверяем сервы и тяги, высверливаем отверстия крепления шасси, прорези для кабанчиков и тяг.

Далее самое сложное (для меня) - обтяжка. Пленка UltraCote:



И фюзеляж с крылом:



Обтягиваем, выравниваем. Крыло сверху получилось обтянуть цельным куском, что было непросто.

Электроника:




Как видно компоненты недорогие (были :D), припаиваем разъемы, удлиняем провода серв (можно взять Y-разветвитель).

Шасси, спянные из велосипедных спиц и сверху немного бальзы для красоты:



Заднее колесо, самое обыкновенное - стойка, проволока и колесо.

Наклейки, распечатаны на самоклеющейся пленке (показались малы, заказал в типографии побольше за 150 р.):



Собираем все вместе - склеиваем хвост, приклеиваем его к фюзеляжу, ставим все сервомашинки, тяги, кабанчики. Устанавливаем шасси, клеим декали. Далее все это настраиваем, проверяем и получаем:



И облет:




Видео, к сожалению, нет - оператор замерз) Но летает хорошо и предсказуемо даже в сильные порывы ветра.
Так же, по результатам облета были заменены стойки на более длинные из куска дюраля 3 мм:





Ну вот и все, буду рад, если моя информация окажется полезной.

Всех с наступающим, пусть непростая экономическая ситуация никому не будет помехой
в этом интересном и увлекательном деле; смекалка и находчивость всегда помогут!