Как говорил мой любимый мультгерой - что-то мы все без молока да без молока! К чему это я? В последнее время заходить на Паркфлаер стало все скучнее. Авиамоделисты- вы где? Создается впечатление, что АВИАмодельная жизнь поихоньку сдувается ( мое мнение). Дай Бог, чтобы оно было ошибочным! Так вот. Чтобы немного оживить дневнички я решил написать о том, чем занимался половину осени и всю зиму. Я поставил себе задачу: взяв за основу чертежи от Евгения Власова МХ-2 размахом 2200мм переделать их под размах 1450мм. Двигатель естественно нужен ДВС. Раньше такие ДВСки не делал ( не считая пионерской юностьи и КМД) Вот так наши китайские братья делают MX-2( c виду неплохой самолетик). Но мы легких путей не ищем- соответственно, пойдем другим!
Итак, с чего все началось? В авиамоделизм я вернулся сравнительно недавно - примерно полтора года назад. За это время сделал три электролета -постепенно увеличивая сложность и мощность модели. Научился взлетать и, главное- садиться! Электричка- очень удобный и беспроблеммный самолет, как в плане запуска, так и в плане хранения. Но когда бродишь по модельным сайтам или ютубу и видишь, как лихо спортсмены гоняют на ДВСках- обуревает зависть( не знаю - белая, черная, фиолетовая). Сразу возникают мысли - я тоже так хочу!. Мысли мыслями, а заказать к нам китайский АРФ стоимостью 300 зеленых доставка получается в районе 600-700 у.е. Вот такая грустная арифметика. Вывод: буду пробовать делать сам. Решение принято - вперед и с песней! Для начала долго изучал форумы, конструкцию, решал, какой выбрать себе первый ДВС! Остановился на ASP 61 4Т. Ну, во-первых: цена меня устроила. Во-вторых: 10 кубов как-бы для меня (новичка в этом) вполне хватает. Ну и в-третьих: по описанию пользователей звук у 4т приятнее чем на 2т, крутящий момент значительно выше, лучше ходит за ручкой газа. В общем, двигатель и все сопутствующие прибабахи заказаны. Пока движок ехал к нам из Китая, в соседнем государстве (т.е.Россия, славный город Челябинск) закупился бальзой всяческой толщины ( от 1 до 10мм). Материал есть - а что именно делать ( чертежи!)- нету! Вот с этого самого места пошло настоящее "творение". Хотелось сделать самолет, чтобы не хуже ( хотя бы), чем у китайцев. Фюзеляж должен быть как у самолета, а не " летающий паралелограмм". Было много разных блюд чертежей - искал чертежи под лазерную резку, что бы выпилить и собрать пазл. В итоге остановился на чертежах МХ_2 под лазер от Евгения Власова. Чертежи в свободном доступе на РЦД. Исходные чертежи выполнены под размах 2200мм. А для моего ASP 61 4T размах нужен 1400-1500. Подумал - не беда, отмасштабируем в Компасе, и вперед. Не учел одной засады- при масштабировании толщина всех пазов (естественно!) меняется пропорционально масштабу! Ну да ладно. С авиационной фанерой толщиной 2-3мм у нас в государстве практически никак. Думаю - возьму 4ку, прокатит. Короче, взял 4ку. начал процесс. Сам процесс происходил так: из исходного чертежа "вырезал" в Компасе нужную деталь, масштабировал, удалял все внутренние облегчения, вырезы и т.д. Оставлял только осевые и габариты стыковочных пазов. Затем полность прорисовывал новые внутренности детали, с учетом используемой толщины фанеры. Время работы над одной - двумя деталями занимала один вечер. Когда первые детали фюзеляжа были переделаны, решил попробовать сделать в реале - что же у меня получится? Чертежи распечатывал сначала на простой А4, вырезал, клеил на фанеру и выпиливал. Выпиливал в гараже на черновую электролобзиком, затем дома обрабатывал ручным лобзиком+ наждачка на напильнике +какая то мать! Вот такой получился первый результат из 4ки. Изготовив данную конструкцию, взвесил ее и приуныл - вес получался очень неутешительный! Полез на местный модельный сайт и, о чудо, в продаже появилась фанера 2 и 3 мм. Сразу заказал и через 10 дней начал делать самолет по новой, уже из 3 и 2 мм. Кстати, пока ждал фанерку, раскошелился на 20$ и купил в магазине канцтоваров самоклеющуюся бумагу для принтера А4. Парни, я не пожалел ни грамма! Процесс упростился и стал, ну, чище, что ли. Распечатываю на бумаге чертежик, леплю на фанерку, выпиливаю, на готовой детали снимаю бумажку - ни следов клея, ни рисунков карандашем или ручкой! В общем - лирику в сторону - начинаю выкладывать процесс. Каркас фюзеляжа почти готов. Начинаю делать киль. Технология та же - масштабирую (прошу не путать буквы!), переделываю внутренности, пилю, собираю - Управление РН сделал тросовое, без перехлеста. Рулевая машинка такая - Сервопривод для дрифт моделей Turnigy D-Spec DRFT-303 1/10th 39г / 4.5кг / 0.10сек
Товар http://www.parkflyer.ru/product/1128571/

Поставил качалку с максимальным плечем, равным длине плеча кабанчика РН. Трос и фурнитура - Стальной тросик Sullivan Pull-Pull, 2-56, 18кг
Товар http://www.parkflyer.ru/product/7334/

Натяжку троса сильно не делал, так как промежуточную опору для снятия нагрузки с рм не ставил. Пару слов о стабилизаторе. Стабилизатор разрабатывал сам по контуру исходного чертежа в Компасе. В программе пока слабоват, поэтому сделал просто - нарисовал 3д болванку стабилизатора, порезал ее на сечения, получил чертежи нервюр. Дальше - все по сценарию. Стабилизатор крепится к фюзеляжу на 7мм дюралевой трубе. Трубу брал в магазине стройматериалов. Труба производства Россия ( по моему - Самара). Кстати, на крыло брал там же, только диам. 15мм. Стаб можно по желанию легко снять, открутив по 2 винта с каждой стороны и сняв тягу с кабанчика. Система привода РВ представляет собой механизм с промежуточной качалкой - Full Direction Elevator arms 90x28x12mm
Товар http://www.parkflyer.ru/product/4307/

Тяги из велосипедных спиц 2мм с нарезанной по краям резьбой м2.Общая кинематика - Первоначально поставленные штырьковые наконечники были заменены на шаровые для уменьшения люфтов - Наконечник для тяги с шаровым шарниром (10 шт/уп).
Товар http://www.parkflyer.ru/product/1019354/

Конструкция хвостового колеса - классическая, думаю пояснять ничего не надо. Рулевая машинка на стабилизатор - HK15138 Standard Analog Servo 38g / 4.3kg / 0.17s
Товар http://www.parkflyer.ru/product/103538/

Для крепления р.м. в фюзеляже пришлось разработать вот такую конструкцию - так как в оригинале р.м стоят 2 штуки в хвосте. Я поставил одну, максимально сдвинув ее вперед( боремся с задней центровкой!). Если вы это еще читаете, значит я не зря тыкаю кнопки! Продолжим! Так как моделька задумывалась "как взрослая", значит капот должен быть из стекла. Делать матрицу я не рискнул, решил выклеить по болвану. Болван изготавливался из пеноплекса, потом подгонял, точил, шлифовал раз 100! В общем - фото в студию! Обклеивал болван тремя слоями стекла Стеклоткань 450x1000мм 48g/m2 (Ультра тонкая)
Товар http://www.parkflyer.ru/product/10903/

на обыкновенную эпоксидку из строймагазина. Перед оклеиванием болван промазал 3 раза с просушкой разведенным мылом. После оклейки сначала шпаклюем по минимуму ( использовал легкую автошпаклевку), затем точим, затем шпаклюем, точим, шпаклюем, точим -можно до бесконечности. В конце концов это за надоедает, и мы видим, как кажется, превосходный результат. Он, конечно, не очень превосходный, но сил точить уже нет, поэтому бутылку в руки ( с растворителем), и внутрь! Оказывается, пеноплекс плавится довольно хре плохо, с образованием неприятной субстанции. Приходится все это дело выковыривать ручками, потом долго отмываться. В общем, капот я делал примерно месяц -устал, но сделал! Что же дальше? А дальше - крылышки. Технология - классическая, нарисовал в Компасе, вырезал ножем нервюры из 1,5мм бальзы. Ну, смотрите фотки- Сервочки на элероны решил поставить полегче для уменьшения момента инерции. Прошлось мал мал раскошелиться - Goteck DA2311T Digital MG Metal Cased Park Servo 23g/5.2kg/0.12sec
Товар http://www.parkflyer.ru/product/1502771/

но я не жалею - серва полностью метал, легкая, мощная, цифровая. Несколько слов про изготовление пенала для трубы. Процесс то известный, но одна проблемка -разделительный слой. На сайтах пишут в основном про мыло, воск, всякие крема. Пробовал по разному. Опишу самый лучший и простой способ(чисто мое мнение): брал трубу и тонкую пищевую пленку для запекания. Перед оклейкой трубу смазывал простым моторным маслом (без фанатизма!).Пленка вырезается с расчетом на два оборота вокруг трубки. На масло она клеится неплохо, главное делать все аккуратно, что бы не залапать наружный слой пленки маслом. Оборачиваем пленкой, оборачиваем стеклотканью. Для предотвращения саморазматывания по краям ткани одевал бобышечки из пеноплекса(просто насаживал на трубу), и на батарею. Вечером клею, утром без проблем вытаскиваю трубу. Чтобы удалить пленку берем пинцет, цепляем внутри за край пленки иначинаем крутить, наматывая на пинцет пленку. Главное не отпустить в этот момент пленку, она потихоньку с треском отстает от стекла и выходит полностью. Затем вставляем трубу назад ( она то в масле) и кидаем это дело на батарею до окончательной просушки. Как высохнет - торцуем по длине и все - готово! Забыл упомянуть про фонарь - тоже классика, деревянная болванка, пара бутылок,фен. Китайский летчиГ - при первом запуске двигателя на модели он побыстрому отклеился и попытался смыться, но был водворен на место - Далее, в общем, отделка и обтяжка (может наоборот) - Для удобства транспортировки данного объекта слепил корявенькую подставочку - свои функции выполняет, и ладно! Ручка для переноски - крыльевая труба, собирается, разбирается за 2 минуты. По питанию - зажиганию: бортовое питание LI-PO 3S 1800 через вот такую штуку - Коммутатор питания с встроенным регулятором напряжения и дисплеем
Товар http://www.parkflyer.ru/product/1469371/

Накал свечи производится при помощи такой штуки - Бортовой драйвер (блок питания) свечи накала
Товар http://www.parkflyer.ru/product/103924/

удобная штука, скажу я вам. Не надо таскать за собой никаких внешнх приспособ и акков - щелкнул тумблерком на аппе -пошел накал, не надо - выключил! Короче- мне понравилось. Я еще замиксовал этот подкал с газом до 25% на трехпозиционник - вообще сказка! При пробном запуске холостые были очень ровненькие и небольшие (забыл померить). Сервочка на газ - Мини сервопривод AeroStar AS-253HB 25.3г / 3.35кг / 0.10сек
Товар http://www.parkflyer.ru/product/1127209/

ну и еще много всякой мелочи. Все заказывал с ПФ. А еще: поставил стабилизатор на РВ и РН на отдельный тумблер - просто хочу посмотреть, как он работает. 3-х осевой стабилизатор полета RX3S OrangeRX V2 (с поддержкой V-tail/Delta/AUX, прошивка V2.1)
Товар http://www.parkflyer.ru/product/999438/

Стабилизатор стоит на виброгасителе - ТТХ изделия: длина 1200мм размах1450мм взлетный вес без топлива 2450гр., мотор ASP 61 4Т 10 кубиков, винты МА 12*6,13*5, дерево -11*7,13*4,5, 13*6. Буду пробовать разные. В выходные произвел тестовый запуск двигателя в гараже ( температура в гараже -3) на предмет:что отвалится? Отвалился только летчик (китаец-слабак!) На следующий день поехал в поле. Но погода мне не улыбнулась - ветер 5-7, температура -15. Короче, двигатель я не завел - залил в хлам, замерз, плюнул и решил ждать теплых дней. Так что звиняйте -кина пока нету. Как будет-кину на ютуб. Если что где недописал или будут вопросы - спрашивайте, отвечу всем. Ну и пара фоток с гаража - С уважением -Алексей и Кирилл,Кустанай,Казахстан. 22.02.2015 Сегодня погодка побаловала -произвел первый запуск. Свои обещания я стараюсь выполнять, поэтому додобавляю несколько фото, ну и конечно-же - кино! Впечатления от полета разные: первый раз на ДВС, это конечно адреналин в кровь, поэтому сам полет запомнил мало. У меня сложилось впечатление ( да и форумы подтверждают) что движок пока недодает мощности - наработка где то полтора часа. Думаю, со временем прикатается, будет крутиться по веселее. На резких эволюциях двигатель заметно скидывал обороты. В итоге при развороте двгатель заглох - пришлось выполнять аварийную посадку. Результат - сломаная стойка шасси и надломлен кончик винта (раскололся по волокнам - только выкинуть). У модели большой потенциал - больше пока,чем мой. Общее впечатление на 5+. В общем - приближается весна -пора активных полетов! Всем желаю хороших проектов, удачных и безаварийных посадок. Ну и