Ну вот и пришло время рассказать вам о постройке второго моего двухмоторного самолёта. Первым в этой серии был Ан-28. Мой первый двухмоторный+356
20 ноября 2014 года в 10:35 | Дмитрий Киселёв Ярославль
Статья http://www.parkflyer.ru/blogs/view_entry/9969/
http://www.parkflyer.ru/blogs/view_entry/102533/Ил-2 из предыдущей моей статьи. Так, как двигатели не расчитаны для работы на четырёх банках, пришлось изменить настройки кривой газа на передатчике так, чтобы максимальный газ не превышал 70%.
Закончив работу над чертежами, начал строить. Шпангоуты фюзеляжа напилил на ЧПУ из обычной берёзовой фанеры толщиной 3,5 мм. Для максимального облегчения делал их тонкими, почти ажурными. Старался максимально облегчить хвостовую часть фюзеляжа. Собирал шпангоуты проверенным способом - на квадратной алюминиевой трубе. Стрингеры, вы наверняка уже догадались - да, именно рейки 5Х5 из сосны и бальзы. Тут ничего нового, не считая самой формы фюзеляжа.


Нервюры стабилизатора и киля сделаны из бальзы 3мм.



Правильные установочные углы киля и стабилизатора, а так же необходимую жёсткость и прочность, придают им карбоновые трубки, диаметром 4 мм, на которые они и насажены. На данном этапе половинки стабилизатора примеряются, но не приклеиваются к фюзеляжу.
Руль направления и половинки руля высоты навешиваются на маленькие пластиковые петли 16 мм. Так как половинки РВ находятся под углом друг к другу, на одну скобу их не посадить. Пришлось делать раздельный привод на каждую половинку. Его я сделал из велосипедных спиц 2 мм. К ним припаял кабанчики из фольгированного стеклотекстолита. Кабанчики находятся внутри фюзеляжа.
Длинная тяга руля высоты в задней её части раздваивается и с помощью навёрнутых шаровых шарниров соединяется с кабанчиками. Сама тяга сделана из деревянных 3 мм шампуров и проложена внутри трубочек из коктельной соломки, естественно соединённых для достижения нужной длины. Для исключения изгиба на такой длине, трубочка закреплена кусочками бальзы на нескольких шпангоутах.



Аналогичным способом сделан привод руля направления.

Сервы руля высоты и руля направления.



Крыло строится по аналогичной с фюзеляжем технологии. Силовые нервюры сделаны из фанеры, остальные бальзовые. Крыло разборное и состоит из двух консолей, которые соединяются при сборке на алюминиевой трубе диаметром 15 мм. Для этого в консолях я сделал гильзы, свёрнутые из обычной принтерной бумаги. Они проходят через несколько нервюр. Получается довольно прочный центроплан, ведь на него будут приходиться основные нагрузки в полёте и особенно при посадках.




Среняя часть крыла имеет нулевой угол V. После мотогондол, крыло имеет выраженный отрицательный угол. Кончики крыльев как бы опущены вниз. Так на прототипе, так же постарался сделать и я.
Сделал мотогондолы и створки шасси, вернее их каркасы. Установил сервы и добился безотказной работы створок, пока они ещё не зашиты бальзой. Створки тоже на пластиковых петлях. Они сделаны съёмными для удобства работы с ними.



Закрылки, как и элероны навешены на всё те же петли. Часть закрылка находится за мотогондолой и соединяется с основной частью при помощи П-образной скобы из велоспицы.





Установив шасси, сделал предварительную сборку и примерку.






Пришла очередь обшивки. Передняя часть крыла до лонжерона, центроплан и передняя часть фюзеляжа обшиты бальзой 1,5 мм. Задняя часть фюзеляжа до задней кромки крыла и стабилизатор с килем обшиты бальзой 1мм.
Перед зашивкой проложил провода в фюзеляже к носовой стойке шасси и в крыльях к сервам и мотогондолам.








Ну вот, можно обтягивать плёнкой. В соответствии со цветовой схемой, белый фюзеляж и серые крылья.








Остекление кабины пилотов и боковых илюминаторов из прозрачного упаковочного пластика.



Надписи и эмблемы напечатал на самоклеющейся белой бумаге, вырезал и приклеил на нужные места. Сверху проклеил их прозрачным скотчем, чтобы не задирались и не промокали от влаги.




Синие полосы на бортах и окантовка дверей сделаны из плёнки соответствующего цвета.

Отдельно обтянутые РВ, РН, элероны, закрылки и створки шасси установил на свои законные места.




Для соединения крыльевой проводки с приёмником и другой электроникой, находящейся в фюзеляже, установил вот такие разъёмы:





Сделал из трубки от удочки имитацию выхлопных патрубков двигателей.



Моторы и регуляторы установлены на свои места:



Стойки шасси телескопические, правда не самодельные, покупные. Пришлось их удлинить почти в два раза, выточив удлинители из дюральки. Управление ретрактами и створками осуществляется через специальный контроллер.

Винты конечно не копийные, трёхлопастные. Но для облёта решил оставить их. Позже заменю на четырёхлопастные, если найду конечно. Коки выточил из бальзы и покрасил серебряной краской.



Капоты двигателей тоже вышли не копийные, поскольку тянул их из бутылок, да простит меня придирчивый читатель. У меня есть оправдание - отмазка: ПОЛУКОПИЯ. Спишем на это все недочёты)))))





А вот так я сделал выключатель питания. Это перемычка из двух разъёмов типа "банан", стилизованная под антенну. В фюзеляже находится ответная часть разъёма. Таким образом, разрывая силовой провод аккумулятора можно, не снимая крыла, подключать и отключать аккумулятор.



Ну вот, о постройке вроде рассказал, пора переходить ко второй части - лётным испытаниям.

Очень долго ждал подходящей погоды, и вот выдался солнечный, маловетренный и тёплый денёк. Да к тому же и двойной праздник: Пасха и День космонавтики - 12 апреля.

Приехав на поле, неспеша собрал самолёт, благо для этого много времени не надо: соединить трубой две половинки крыла, и подключив разъёмы, прикрутить крыло двумя саморезами.





Ну что, зрители в сборе, пора и на старт!







Покатав немного по полосе, занимаем место на взлётке и ждём разрешения на взлёт.



Рулями покачали, моторами пожужжали, пора и в небо!
Лёгкий мандраж присутствует, как и положено перед первым полётом.
Даём газ и, как говорил сами знаете кто, ПОЕХАЛИ!!!


Разгон...




Плавный отрыв от полосы.....





Убираем шасси...

Поднимаем закрылки...

ЛЕТИИИИИМ!!!!!!!!!!




Немного пришлось триммировать по тангажу - самолёт всё время пытался забраться повыше. Стосковался, видно по небу, повыше захотелось)))).
Стик газа на середине, летит не быстро и довольно копийно. Очень устойчив на виражах и абсолютно нет ни намёка на срыв. При разворотах для красоты и копийности полёта немного помогаю руддером.
По традиции, после нескольких кругов, решаю заходить на посадку.
Разворачиваемся против ветра.....



Выпускаем шасси..

Закрылки в посадочное положение...



Продолжаем снижение....





Перед самой полосой выравниваем...



Идеально мягкое касание и вот самолёт катится по полосе под аплодисменты пассажиров, то есть простите, зрителей.))))





Такой идеальной первая посадка у меня не была никогда, сам не ожидал!

В этой день сделал ещё несколько полётов. Самолёт ведёт себя просто изумительно. Очень послушно и приятен в пилотировании. Моторы после пятиминутного полёта чуть тёплые. Не смог удержаться от небольшого хулиганства - сделал пару петель и бочек. Естественно делает он их медленно и вальяжно. Очень похоже на поведение двухметрового мотопланера.
В общем первым облётом остался доволен. Даже доделывать и улучшать ничего не надо. Но ВМГ я всё же поменяю. Хочется поставить копийные винты.

Ну и напоследок, по традиции, ещё несколько снимков и видео. Качество видео, правда, не айс, но это пока всё, что есть.










Вот видео, показывающее работу шасси и закрылков:



Один из полётов, посадка не самая удачная, качество видео тоже, но пока только это:



В ролике звучит композиция Pochill-Porque_Lead_Guitar

Вот видео тренировки взлёта и посадки:



Ну вот и всё. Задавайте вопросы, пишите письма))))
До новых встреч!
Ан-24 ТТХ

Размах 1,85 м
Профиль крыла CLARK-YM15
Вес 2,8 кг
Материалы: фанера, бальза, плёнка.

Мои чертежи:(An-24.rar)


Моторы Dualsky 2830-CA10 1180k/v

Регуляторы Dualsky 25А

Аккумулятор ZIPPY Compact 5000mAh 4S 25C Lipo Pack
Товар http://www.parkflyer.ru/product/393863/


Винты Комплект пропеллеров для B-17 "Memphis Belle" (Мемфисская красотка) 1875мм
Товар http://www.parkflyer.ru/product/151968/


Сервы Аналоговый сервопривод Turnigy TGY-50090M 9g с металлическим редуктором
Товар http://www.parkflyer.ru/product/529858/


Ретракты Система электрических цельнометалических ретрактов с управляемым носовым колесом (штифт 4мм)
Товар http://www.parkflyer.ru/product/796907/


стойки Комплект металлических амортизирующих трех стоечных шасси с шлицшарниром и колесами, штифт 3 мм
Товар http://www.parkflyer.ru/product/1127220/


колёса Ультра-легкое колесо 2.25дюйма/57.2мм
Товар http://www.parkflyer.ru/product/994045/


1.75"/44.5mm Ultra Light Rubber PU Scale Wheel
Товар http://www.parkflyer.ru/product/994043/


Секвенсор управления створками и ретрактами Turnigy Smart Retractable Landing Gear - Gear and Door Sequencer
Товар http://www.parkflyer.ru/product/751967/