В течении почти года,участвуя в обсуждениях представленных моделей спортивных лодок и судов, почувствовал,что у многих пользователей есть интерес к судомоделям. Многие интересуются с желанием начать что-то делать впервые, многие обмениваются опытом постройки моделей. Эту статью выношу в обсуждение с целью привлечь в наши ряды неравнодушных к моделированию. Отработав свыше 25 лет руководителем судомодельного кружка и тренером команды Бурятии по судомодельному спорту, последние 10 лет перед заслуженным отдыхом вынужден был работать на заводе по основной специальности, ввиду того, что заводской КЮТ закрыли а ДОСААФ устранился от спортивной деятельности.
За это время техника шагнула далеко вперед .Теперь,с выходом на пенсию появилось масса времени, чтобы возобновить активные занятия судомодельным спортом.
К сожалению с "перестройкой" порушилась система поддержки судомоделизма со стороны ДОСААФ или как эту достойную организацию назвали в последствии РОСТО.
По порочной цепочке порушилась и система профсоюзных технических клубов при предприятиях и моделок по месту жительства.
Поэтому моделисты теперь в большем случае работают по домам .
Но дух соревновательности и соперничества заставляет нас собираться на водоёмах и проводить соревнования местного,городского масштаба. Или устраивать как сейчас принято говорить - покатушки.
Если этот материал привлечет в ряды судомоделистов хоть одного новичка - буду безмерно рад.
За это время техника шагнула далеко вперед .Теперь,с выходом на пенсию появилось масса времени, чтобы возобновить активные занятия судомодельным спортом.
К сожалению с "перестройкой" порушилась система поддержки судомоделизма со стороны ДОСААФ или как эту достойную организацию назвали в последствии РОСТО.
По порочной цепочке порушилась и система профсоюзных технических клубов при предприятиях и моделок по месту жительства.
Поэтому моделисты теперь в большем случае работают по домам .
Но дух соревновательности и соперничества заставляет нас собираться на водоёмах и проводить соревнования местного,городского масштаба. Или устраивать как сейчас принято говорить - покатушки.
Если этот материал привлечет в ряды судомоделистов хоть одного новичка - буду безмерно рад.
Исходя из реалий было принято решение обратиться к новой технике, появившейся в моделизме и построить скоростную модель с электродвигателем из комплектующих предлагаемых на данном сайте.
1.Двигатель.
Захотелось попробовать "аутраннер", хоть и критиковали сторонники "инраннеров" за возможно высокий гироскопический эффект данного типа двигателей, что может отрицательно повлиять на управляемость модели.
Бесколлекторный двигатель Turnigy AquaStar 3720-1500KV с водяным охлажением для моделей лодо
Товар http://www.parkflyer.ru/product/1455916/ 2.Регулятор скорости.
Выбрал с небольшим запасом по току.
Лодочный регулятор HobbyKing 90A Boat ESC 4A UBEC
Товар http://www.parkflyer.ru/product/643234/ 3.Карта программирования к регулятору.
Впоследствии пришлось приобрести , чтобы "подружить" двигатель с регулятором.
Карта программирования для ESC HobbyKing с водяным охлаждением
Товар http://www.parkflyer.ru/product/449077/ 4.Переходник от двигателя к гибкому валу.
Идеально подошел по всем параметрам для сочленения вала с двигателем.
Адаптер - с вала электромотра диаметром 5 мм на гибкий вал 4 мм
Товар http://www.parkflyer.ru/product/102690/ 5.Гибкий вал
Гибкий вал 4x300мм (1шт)
Товар http://www.parkflyer.ru/product/102667/ 6.Патрубок разветвления охлаждения
Large Plastic Fuel Line Y Connector
Товар http://www.parkflyer.ru/product/1081180/ 7.Гребной винт
Turnigy 2 Blade Boat Prop 42 x 25 x 15 (1pc)
Товар http://www.parkflyer.ru/product/1466680/ Нейлоновый гребной винт для гоночных катеров Quanum Aquaholic / Relentless, (2шт.)
Товар http://www.parkflyer.ru/product/1144518/ 8.Трубка охлаждения
Силиконовая трубочка для организации системы охлаждения гоночных катеров Sprint F3, OuterLimits и Smash Shark Racing
Товар http://www.parkflyer.ru/product/817124/ 9.Индикатор напряжения приемника.
Для контроля наличия выходного напряжения из BEC регулятора.
LED RX Voltage Indicator for Lipoly & LiFe Battery
Товар http://www.parkflyer.ru/product/411123/ 10.Сигнализатор просадки напряжения аккумулятора.
Может и не так нужен т.к. отсечка настраивается регулятором.
Сигнализатор просадки напряжения LiPo аккумулятора "HobbyKing" (2S-4S)
Товар http://www.parkflyer.ru/product/114335/ 11.Аккумулятор.
Выбрал побольше емкости. Не прогадал-хватает на 12-15 минут непрерывной работы на полном газу.
Аккумулятор ZIPPY Compact 4000mAh 4S 25C литий-полимерный
Товар http://www.parkflyer.ru/product/1082876/ 12.Зарядное устройство.
Оказалось простеньким и надежным, с возможностью зарядки аккумулятора на водоеме от автомобильного аккумулятора.
В стационарных условиях запитывается от преобразователя на 15В , 4 А.
iMAX B4 компактное автоматическое зарядно-балансировочное устройство 35Вт 4A для литий-полимерных аккумуляторов 2~4S
Товар http://www.parkflyer.ru/product/998769/ 13.Аппаратура управления.
Можно было брать и 4 канальное, но на момент оформления заказа - в наличии не было.
Уверенная работа в пределах 150 м на воде (да дальше и не надо, модель практически не видно в большем удалении).
Р/аппаратура Turnigy 6X FHSS 2.4ghz (Mode 2) (передатчик+приемник)
Товар http://www.parkflyer.ru/product/462541/ 14. Тестер состояния аккумулятора.
Цифровой тестер HobbyKing™ Cellmeter-7 для проверки аккумуляторов Lipo/Life/Li-ion/Nimh/Nicd с функцией балансировки
Товар http://www.parkflyer.ru/product/1085528/ Ввиду того, что до этой модели работал с коллекторными двигателям на КС магнитах и с серебряно-цинковыми аккумуляторами, пришлось приобретать полный комплект комплектующих "нового поколения".
КОРПУС МОДЕЛИ.
Поскольку в домашних условиях затевать процесс выклейки корпуса модели было бы проблематично, за основу принял старый, довольно прилично сохранившийся корпус от модели с ДВС 3,5 .
Корпус выклеивался по традиционной в 80 годы прошлого века технологии:
- вычерчивался теоретический чертеж ( Обводы проектировал сам и к сожалению за давностю лет чертеж не сохранился.Размерения модели L-800мм, В-300 мм). Показываю транцевый шпангоут. Корпус с внутренними продольными реданами.
- из пенопласта вырезался корпус-болванка
- по болванке выклеивались две матрицы для верхней части модели и днища
- в подготовленные матрицы на слой стеклоткани выкладывалсь сэндвич-основы из пенопласта толщиной 3 мм
- сверху закрывалось одним слоем стеклоткани, все тщательно пропитывалось эпоксидной клеевой основой
- в полиэтиленовом мешке с отбором воздуха вакуумным компрессором формовались две "корочки", впоследствии соединявшиеся между собой по линии разьема.
На этом фото - днище реставрированной модели
А вот что представлял из себя корпус модели на момент переделки -
Потребовалось убрать крепления моторамы редуктора ДВС, крепление бака и резонансной трубы.
С учетом габаритов электродвигателя - уменьшен агрегатный отсек.
Крепление двигателя - на AL пластину (дополнительный теплоотвод) и через две поперечных AL балочки - к корпусу.
Сочленение двигателя и гибкого вала через адаптер.
Подводка охлаждения к двигателю и отводные трубки охлаждения.
Крепление регулятора оборотов двигателя - к вертикальной стенке агрегатного отсека - резинкой через два крючечка.
Регулятор фиксируется от перемещений - рамкой, выпиленной из 2 мм фанеры, наклеенной на вертикальную стенку.
Здесь же видна и проводка трубок охлаждения по двум каналам регулятора для эффективного отвода тепла.
Забор воды идет от винта раздельно для двигателя и регулятора, для регулятора использован разветвитель на два канала для эффективного охлаждения.
Трубки забора воды для двигателя и регулятора.
Разветвитель охлаждения для регулятора.
Крепление регулятора и отводные трубки охлаждения.
Дейдвуд,гибкий вал и руль поворота.
Дейдвуд изготовлен из тонкостенной нержавеющей трубки с внутренним диаметром 5 мм. запрессованной в обойму-кронштейн гребного винта. Внутри кронштейна вал врашается на двух шарикоподшипниках с прошлифованной внешней обоймой.После каждого дня на воде - вынимаю и промываю в керосине.
Вариант изготовления дейдвуда из 3 частей (трубка,обойма,кронштейн - все из нерж.)
Показан ключ для снятия подшипников из обоймы и подшипники.
Вариант дейдвуда под подшипник скольжения (трубка,бронзовая обойма-подшипник, вокруг неё "обжат" кронштейн из полоски нерж. и пропаян).
Конструкция гибких валов - на этих фото.
Варианты под крепление гребного винта на резьбу и на шлиц с фиксацией стопорной гайкой.
Гибкие валы в сборе.
При сборке шприцем заправляется в дейдвуд смазка (использую авто-для ШРУС).
Руль поворота на разрезной полумуфте для удобства смены пера руля, не разбирая узел рулевых тяг. Перо руля крепится к полумуфте двумя винтами М2.
Крепление аккумулятора в корпусе модели.
Исходя из размеров выбранного аккумулятора, по левому борту (для устранения момента реакции от гребного винта) вклеена площадка с направляющими из бальзы.Площадка удлиненная для возможности изменения центровки модели путем смещения аккумулятора по длине модели.
Крепление аккумулятора, как и регулятора хода - на резинках через несколько пар крючков.
Герметичные крышки и аппаратурный отсек.
Доступ к агрегатам через два лючка. Первый закрывается прозрачной крышкой из оргстекла толщиной 1 мм через герметик-прокладку после установки аккумулятора.
Второй-для быстрого обслуживания-пенал с выдвижной крышкой из оргстекла.(можно использовать стеклотекстолит толщиной 0,5 мм).
Расположение и крепление аппаратуры управления.
Рулевой сервопривод закреплен на площадке из бальзы перед гельмпортом и соединен двумя тягами с коромыслом.
Приемник через "липучку" на этом же возвышении для защиты от возможного попадания забортной воды в отсек.
На площадке рядом с серво на "липучку" крепится сигнализатор просадки напряжения.
Отделка и окраска модели.
Шпаклевка модели производилась автохимией - двухкомпонентный NOVOL финишный.
Грунтовка - универсальная автомобильная.
Окрашен корпус автоэмалью SADOLIN из баллончиков.
Не торопясь, за долгую зиму подготовили очередную модель для летних запусков.
Первый выход на воду - 1 мая с кабинетными настройками т.е. как дома выставили, с синим гребным винтом.
Если у уважаемого Сообщества будут вопросы, с удовольствием отвечу всем.
В отзывах и обсуждениях вышеперечисленных комплектующих, приобретенных на "ПАРКФЛАЕР" обозначены проблемы и пути их устранения.
Вопросы изготовления гибких валов, дейдвудов, корпусов из стеклопластика и т.п. были затронуты и подробно мною освещены в обсуждениях моделей коллег, выставлявших свои статьи на этом сайте.
Если будут нужны подробности, пишите, сброшу ссылки.
С уважением, Ваш - А.Полтавцев.
Добавил 7 июня после сравнительных тестов.
1.Двигатель.
Захотелось попробовать "аутраннер", хоть и критиковали сторонники "инраннеров" за возможно высокий гироскопический эффект данного типа двигателей, что может отрицательно повлиять на управляемость модели.
Бесколлекторный двигатель Turnigy AquaStar 3720-1500KV с водяным охлажением для моделей лодо
Товар http://www.parkflyer.ru/product/1455916/ 2.Регулятор скорости.
Выбрал с небольшим запасом по току.
Лодочный регулятор HobbyKing 90A Boat ESC 4A UBEC
Товар http://www.parkflyer.ru/product/643234/ 3.Карта программирования к регулятору.
Впоследствии пришлось приобрести , чтобы "подружить" двигатель с регулятором.
Карта программирования для ESC HobbyKing с водяным охлаждением
Товар http://www.parkflyer.ru/product/449077/ 4.Переходник от двигателя к гибкому валу.
Идеально подошел по всем параметрам для сочленения вала с двигателем.
Адаптер - с вала электромотра диаметром 5 мм на гибкий вал 4 мм
Товар http://www.parkflyer.ru/product/102690/ 5.Гибкий вал
Гибкий вал 4x300мм (1шт)
Товар http://www.parkflyer.ru/product/102667/ 6.Патрубок разветвления охлаждения
Large Plastic Fuel Line Y Connector
Товар http://www.parkflyer.ru/product/1081180/ 7.Гребной винт
Turnigy 2 Blade Boat Prop 42 x 25 x 15 (1pc)
Товар http://www.parkflyer.ru/product/1466680/ Нейлоновый гребной винт для гоночных катеров Quanum Aquaholic / Relentless, (2шт.)
Товар http://www.parkflyer.ru/product/1144518/ 8.Трубка охлаждения
Силиконовая трубочка для организации системы охлаждения гоночных катеров Sprint F3, OuterLimits и Smash Shark Racing
Товар http://www.parkflyer.ru/product/817124/ 9.Индикатор напряжения приемника.
Для контроля наличия выходного напряжения из BEC регулятора.
LED RX Voltage Indicator for Lipoly & LiFe Battery
Товар http://www.parkflyer.ru/product/411123/ 10.Сигнализатор просадки напряжения аккумулятора.
Может и не так нужен т.к. отсечка настраивается регулятором.
Сигнализатор просадки напряжения LiPo аккумулятора "HobbyKing" (2S-4S)
Товар http://www.parkflyer.ru/product/114335/ 11.Аккумулятор.
Выбрал побольше емкости. Не прогадал-хватает на 12-15 минут непрерывной работы на полном газу.
Аккумулятор ZIPPY Compact 4000mAh 4S 25C литий-полимерный
Товар http://www.parkflyer.ru/product/1082876/ 12.Зарядное устройство.
Оказалось простеньким и надежным, с возможностью зарядки аккумулятора на водоеме от автомобильного аккумулятора.
В стационарных условиях запитывается от преобразователя на 15В , 4 А.
iMAX B4 компактное автоматическое зарядно-балансировочное устройство 35Вт 4A для литий-полимерных аккумуляторов 2~4S
Товар http://www.parkflyer.ru/product/998769/ 13.Аппаратура управления.
Можно было брать и 4 канальное, но на момент оформления заказа - в наличии не было.
Уверенная работа в пределах 150 м на воде (да дальше и не надо, модель практически не видно в большем удалении).
Р/аппаратура Turnigy 6X FHSS 2.4ghz (Mode 2) (передатчик+приемник)
Товар http://www.parkflyer.ru/product/462541/ 14. Тестер состояния аккумулятора.
Цифровой тестер HobbyKing™ Cellmeter-7 для проверки аккумуляторов Lipo/Life/Li-ion/Nimh/Nicd с функцией балансировки
Товар http://www.parkflyer.ru/product/1085528/ Ввиду того, что до этой модели работал с коллекторными двигателям на КС магнитах и с серебряно-цинковыми аккумуляторами, пришлось приобретать полный комплект комплектующих "нового поколения".
КОРПУС МОДЕЛИ.
Поскольку в домашних условиях затевать процесс выклейки корпуса модели было бы проблематично, за основу принял старый, довольно прилично сохранившийся корпус от модели с ДВС 3,5 .
Корпус выклеивался по традиционной в 80 годы прошлого века технологии:
- вычерчивался теоретический чертеж ( Обводы проектировал сам и к сожалению за давностю лет чертеж не сохранился.Размерения модели L-800мм, В-300 мм). Показываю транцевый шпангоут. Корпус с внутренними продольными реданами.
- из пенопласта вырезался корпус-болванка
- по болванке выклеивались две матрицы для верхней части модели и днища
- в подготовленные матрицы на слой стеклоткани выкладывалсь сэндвич-основы из пенопласта толщиной 3 мм
- сверху закрывалось одним слоем стеклоткани, все тщательно пропитывалось эпоксидной клеевой основой
- в полиэтиленовом мешке с отбором воздуха вакуумным компрессором формовались две "корочки", впоследствии соединявшиеся между собой по линии разьема.
На этом фото - днище реставрированной модели
А вот что представлял из себя корпус модели на момент переделки -
Потребовалось убрать крепления моторамы редуктора ДВС, крепление бака и резонансной трубы.
С учетом габаритов электродвигателя - уменьшен агрегатный отсек.
Крепление двигателя - на AL пластину (дополнительный теплоотвод) и через две поперечных AL балочки - к корпусу.
Сочленение двигателя и гибкого вала через адаптер.
Подводка охлаждения к двигателю и отводные трубки охлаждения.
Крепление регулятора оборотов двигателя - к вертикальной стенке агрегатного отсека - резинкой через два крючечка.
Регулятор фиксируется от перемещений - рамкой, выпиленной из 2 мм фанеры, наклеенной на вертикальную стенку.
Здесь же видна и проводка трубок охлаждения по двум каналам регулятора для эффективного отвода тепла.
Забор воды идет от винта раздельно для двигателя и регулятора, для регулятора использован разветвитель на два канала для эффективного охлаждения.
Трубки забора воды для двигателя и регулятора.
Разветвитель охлаждения для регулятора.
Крепление регулятора и отводные трубки охлаждения.
Дейдвуд,гибкий вал и руль поворота.
Дейдвуд изготовлен из тонкостенной нержавеющей трубки с внутренним диаметром 5 мм. запрессованной в обойму-кронштейн гребного винта. Внутри кронштейна вал врашается на двух шарикоподшипниках с прошлифованной внешней обоймой.После каждого дня на воде - вынимаю и промываю в керосине.
Вариант изготовления дейдвуда из 3 частей (трубка,обойма,кронштейн - все из нерж.)
Показан ключ для снятия подшипников из обоймы и подшипники.
Вариант дейдвуда под подшипник скольжения (трубка,бронзовая обойма-подшипник, вокруг неё "обжат" кронштейн из полоски нерж. и пропаян).
Конструкция гибких валов - на этих фото.
Варианты под крепление гребного винта на резьбу и на шлиц с фиксацией стопорной гайкой.
Гибкие валы в сборе.
При сборке шприцем заправляется в дейдвуд смазка (использую авто-для ШРУС).
Руль поворота на разрезной полумуфте для удобства смены пера руля, не разбирая узел рулевых тяг. Перо руля крепится к полумуфте двумя винтами М2.
Крепление аккумулятора в корпусе модели.
Исходя из размеров выбранного аккумулятора, по левому борту (для устранения момента реакции от гребного винта) вклеена площадка с направляющими из бальзы.Площадка удлиненная для возможности изменения центровки модели путем смещения аккумулятора по длине модели.
Крепление аккумулятора, как и регулятора хода - на резинках через несколько пар крючков.
Герметичные крышки и аппаратурный отсек.
Доступ к агрегатам через два лючка. Первый закрывается прозрачной крышкой из оргстекла толщиной 1 мм через герметик-прокладку после установки аккумулятора.
Второй-для быстрого обслуживания-пенал с выдвижной крышкой из оргстекла.(можно использовать стеклотекстолит толщиной 0,5 мм).
Расположение и крепление аппаратуры управления.
Рулевой сервопривод закреплен на площадке из бальзы перед гельмпортом и соединен двумя тягами с коромыслом.
Приемник через "липучку" на этом же возвышении для защиты от возможного попадания забортной воды в отсек.
На площадке рядом с серво на "липучку" крепится сигнализатор просадки напряжения.
Отделка и окраска модели.
Шпаклевка модели производилась автохимией - двухкомпонентный NOVOL финишный.
Грунтовка - универсальная автомобильная.
Окрашен корпус автоэмалью SADOLIN из баллончиков.
Не торопясь, за долгую зиму подготовили очередную модель для летних запусков.
Первый выход на воду - 1 мая с кабинетными настройками т.е. как дома выставили, с синим гребным винтом.
Если у уважаемого Сообщества будут вопросы, с удовольствием отвечу всем.
В отзывах и обсуждениях вышеперечисленных комплектующих, приобретенных на "ПАРКФЛАЕР" обозначены проблемы и пути их устранения.
Вопросы изготовления гибких валов, дейдвудов, корпусов из стеклопластика и т.п. были затронуты и подробно мною освещены в обсуждениях моделей коллег, выставлявших свои статьи на этом сайте.
Если будут нужны подробности, пишите, сброшу ссылки.
С уважением, Ваш - А.Полтавцев.
Добавил 7 июня после сравнительных тестов.
P.S. Вчера похожий винт, 42х25х16, сломал на старте, обе лопасти обломило.
Винтики терять всегда жалко, особенно когда к ним привык.(и сам и пароход)
С уважением.
А что за модель? Что-то супермощное и суперскоростное?
Первое, что приходит в голову - качество винтов? Что-нибудь подпиливали?
Если избыточная мощь силовой установки - то надо переходить на металл.
Напишите.
С уважением.
А может на водоеме в том месте торчит что-то, притопленное?
Так там винтик полупогруженный, вроде по поверхности воды работает........
А, ещё. На синей серии винтов не наблюдал, а вот сиреневые, если "пережмешь" стопорной гайкой, через некоторое время идут трещинами.
И ещё - на шлиц на валу туго садится у Вас винт?
Может внутренние напряжения появляются и при нагрузке Х на обороты, да плюс по воде удар, вот и разрушаются. Вибрации по модели нет?
Посмотрите всё внимательно, проанализируйте.
Ситуация напоминает "артиллерийскую вилку" - в третий раз как бы что посерьезнее не бабахнуло.
Удачи.
С уважением.
Отпишитесь - какой будет результат.
С уважением.
Как думаете, какая скорость?
Если есть свежее видео, разместите.Надо судомоделистов расшевелить.
С уважением.
Шустро бежит и устойчив на курсе, к воде "липнет" хорошо.
А я сторонник погруженных винтов. Там ещё столько заморочек....
С уважением.
На счет заморочек согласен на 100% я даже не думал что это так ...
На много больше чем в авиа модели!
С уважением.
Так, что приглашаю всех лодочников в гости ))) - rc-club32.ru Домен позже поменяю на rc-sail.ru. Буду стараться оперативно реагировать на запросы пользователей для улучшения удобства общения.
С уважением.
У меня есть вопрос, но возможно он не по теме. Скажите, можно ли это "Motor driver shield L9110S" http://gearise.ru/2030001 (характеристики тут http://gearise.ru/index.php?route=product/product/download&product_id=127&download_id=11 ) использовать в качестве реверса? Что-то у меня возникли сомнения, что я смогу просто так его подключить к приемнику.
Модель тихоходная, по этому больших токов не жду, но и с спалить регулятор с приемником что-то все равно боюсь.
В общем с нетерпением жду советов:) Если все плохо, буду механо-электрический переключатель делать.
С уважением, Алексей.
это контроллер не для наших моторов.больше для чпу(шных) моторов.
для коллекторника великолепный рег. - http://www.aliexpress.com/snapshot/6406936187.html?orderId=65083006313925
Простенький и надежный.
С уважением.
Если есть свежее видео, разместите.Надо судомоделистов расшевелить.
С уважением.
Я сам пока мучаю игрушку FT009, переделывая её на БК систему с 3S аккумулятором. Ну и в качестве регулятора тоже решил поставить на неё HobbyKing 90A Boat ESC 4A UBEC. По сему вопрос - в чём была проблема дружбы мотора и регулятора? Предпологаю, что в тайминге, но может я ошибаюсь?
Кстати, а как обеспечивали герметичность крышек отсеков - скотчем?
Заранее благодарен за ответ.
Проблема была в том, что заводские настройки регулятора не обеспечивали плавный старт двигателя.
С передатчика можно было осуществить только привязку к заводским настройкам.
С карты программирования задал тайминг для "аутраннера" и выбрал приемлемый режим старта (там 9 режимов) - двигатель и регулятор "поняли" друг друга.
Подробнее почитайте в отзывах на двигатель и регулятор - там "мозговой штурм". Но как пишут коллеги, это особенность конструкции "аутраннеров" , с "инраннерами" таких заморочек нет.
Крышка агрегатного отсека плотно прилегает через автогерметик-прокладку и фиксируется четырьмя саморезиками.Для верности сверху проклеена по периметру белой изолентой. (скотч оставляет след на поверхности и порой снимает за собой краску).
А аппаратурный отсек закрыт надежно выдвижной крышкой "пенал" - там перекрывается поле на 10 мм по периметру и плотно герметизирует отсек.
Доступ с такой крышкой мне очень удобен.
С уважением.
Если есть свежее видео, разместите.Надо судомоделистов расшевелить.
С уважением.