Главная проблема всех двигателей – это перегревание. Ротор вращался внутри какого-нибудь статора, и поэтому тепло от перегрева никуда не уходило. Людям пришла в голову гениальная идея: вращать не ротор, а статор, который при вращении охлаждался бы воздухом. Когда создали такой двигатель, он стал широко использоваться в авиации и судостроении, и поэтому его прозвали Вентильным двигателем.
Вскоре был создан электрический аналог вентильного двигателя. Назвали его бесколлекторным мотором, потому что у него не было коллекторов (щеток).
Бесколлекторные (brushless англ.) электродвигатели пришли к нам сравнительно недавно, в последние 10-15 лет. В отличие от коллекторных моторов они питаются трехфазным переменным током. Бесколлекторные двигатели эффективно работают в более широком диапазоне оборотов и имеют более высокий КПД. Конструкция двигателя при этом относительно проще, в ней нет щеточного узла, который постоянно трется с ротором и создает искры. Можно сказать, что бесколлекторные моторы практически не изнашиваются. Стоимость бесколлекторных двигателей несколько выше, чем коллекторных. Это вызвано тем, что все бесколлекторные моторы снабжены подшипникам и, как правило, изготовлены более качественно.
По конструкции бесколлекторные моторы делятся на две группы: inrunner (произносится как "инраннер") и outrunner (произносится как "аутраннер"). Двигатели первой группы имеют расположенные по внутренней поверхности корпуса обмотки, и вращающийся внутри магнитный ротор. Двигатели второй группы - "аутраннеры", имеют неподвижные обмотки, внутри двигателя, вокруг которых вращается корпус с помещенными на его внутреннюю стенку постоянными магнитами. Количество полюсов магнитов, используемых в бесколлекторных двигателях, может быть разным. По количеству полюсов можно судить о крутящем моменте и оборотах и двигателя. Моторы с двухполюсными роторами имеют наибольшую скорость вращения при наименьшем крутящем моменте.
Принцип работы.
В отличие от щёточного электродвигателя постоянного тока, коммутация в бесколлекторном двигателе (БД) осуществляется и контролируется с помощью электроники. Принцип работы БД основан на том, что контроллер БД коммутирует обмотки статора так, чтобы вектор магнитного поля статора всегда был под углом 120 градусов к вектору магнитного поля ротора.
(на катринке статор перепутан с ротором)
Электрическая машина состоит из неподвижной части — статора и подвижной части — ротора.
Применение.
Данный тип двигателя создан с целью улучшения свойств электродвигателей постоянного тока. Высокие требования к исполнительным механизмам (в частности, высокооборотных микроприводов точного позиционирования) обусловили применение специфических двигателей постоянного тока: бесконтактных трехфазных двигателей постоянного тока.
Достоинства и недостатки бесколлекторных двигателей:
Достоинства:
-Частота вращения изменяется в широком диапазоне
-Возможность использования во взрывоопасной и агрессивной среде
-Большая перегрузочная способность по моменту
-Высокие энергетические показатели (КПД более 90 %)
-Большой срок службы, высокая надёжность и повышенный ресурс работы за счёт отсутствия скользящих электрических контактов
Недостатки:
-Относительно сложная система управления двигателем
-Высокая стоимость двигателя, обусловленная использованием дорогостоящих материалов в конструкции ротора (магниты, подшипники, валы)
Создание бесколлекторного двигателя (1):
Однажды я уже писал про создание бесколлекторного двигателя из старого колекторного двигателя: http://www.parkflyer.ru/blogs/view_entry/598/
Испытания показали:
Тяга с винтом 8х6 = 533 грамма,
Частота вращения = 5433 об/мин,
Потребляемая мощность = 120 ватт (это только при холостом ходу!), а с винтом вообще 330 ватт. Это очень плохие показатели, и поэтому было решено создать новый с улучшенными характеристиками бесколлекторный двигатель. (его КПД = 23%)
Создание бесколлекторного двигателя (2):
На самом деле нельзя утверждать, что новый двигатель полностью создан мною, т.к. сделан он из старого, сломанного и сгоревшего бесколлекторного двигателя, можно сказать, что он восстановлен (починен и перемотан системой треугольника). Отличается он от первого тем, что у него вместо 3 зубьев 12, другая система обмотки и более правильная конструкция с использованием подшипников.
О том как перематывать двигатели я вам рассказывать не буду, а просто дам ссылку об этом: http://rc-aviation.ru/mtech/735-remont/1176-peremotka-dvigatelya, а также дам вам совет перематывайте не одной проволкой, а косичкой из нескольких, более тонких проволок.
Испытания показали:
Тяга с винтом 8х6 = 754 грамма,
Частота вращения = 11550 об/мин,
Потребляемая мощность = 9 ватт (без винта), 101 ватт (с винтом),
Мощность и КПД
Мощность можно вычислить вот таким способом:
1) Мощность в механике вычисляется по такой формуле: N= F*v, где F - сила, а v - скорость. Но так как, винт находится в статическом состояние, то движения нет, кроме вращательного. Если этот мотор установить на авиамодель, то можно было бы замерить скорость (она равна 12 м/с) и посчитать полезную мощность:
N полез= 7.54*12= 90.48 ватт
2) КПД электрического двигателя находится по такой формуле: КПД= N полезной/N затраченной *100%, где N затрат= 101 ватт
КПД= 90.48/101 *100%= 90%
В среднем КПД бесколлекторных двигателей реально и колеблется около 90% (самый большой КПД достигнутый данным видом моторов равен 99.68%)
Характеристики двигателя:
Напряжение: 11.1 вольт
Обороты: 11550 об/мин
Максимальная сила тока: 15А
Мощность: 200 ватт
Тяга: 754 грамм (винт 8х6)
Заключение:
Цена любой вещи зависит от масштабов ее производства. Производители бесколлекторных моторов множатся, как грибы после дождя. Поэтому хочется верить, что в скором будущем цена на контроллеры и бесколлекторные двигатели упадет, как упала она на аппаратуру радиоуправления... Возможности микроэлектроники с каждым днем все расширяются, размеры и вес контроллеров постепенно уменьшаются. Можно предположить, что в скором будущем контроллеры начнут встраивать прямо в двигатели! Может, мы доживем до этого дня...
Разве понятие ФАЗА рименимо к ПОСТОЯННОМУ току? Если заблуждаюсь - поправьте.
на обмотке ток течёт то в отну то в другую сторону, следовательно двигатель переменного токо - без парадоксов!
А в шаговом двигателе прикладывается однополялное напряжение - это ещё потянет на постоянное...
ни чуть, (назвался "ГРУЗДЕМ" полезай в кузов).
Для большего усилия на валу, что выбирают, звезду или треугольник?
Трёх фазные движки - обычная электрика!
Итак, у нас есть намотанный статор и из него торчит 6 проводов. Три провода из них - это начала обмоток, и 3 другие концы. Упс... Вы не уверены какие из них какие? В этом случае, необходимо было заранее маркировать провода в каком либо формате, чтобы пометить их начало. Для этого можно использовать кусочки скотча с надписанными буквами или скотч разного цвета.
Итак, у нас есть 6 концов, но только 3 из них подключаются к контроллеру скорости. Теперь, чтобы завершить перемотку необходимо выбрать схему подключения (базируясь на желаемом предназначении мотора).
Существует две конфигурации которыми можно соединить выводы статора:
Первая называется Звезда (Star или 'Y'), а вторая - Треугольник (Delta).
Каждая конфигурация предлагает немного разные свойства и влияет на мощность мотора. Однако, изготовители двигателей еще не решили, какая схема является лучшим вариантом.
Диаграммы ниже показывают электрические схемы для этих соединений.
После этих картинок, сразу понятно почему эти схемы так называются.
Как правило, соединение "Треугольник" выбирается, если вы хотите получить высоко оборотистый мотор и соединение "Звездой" используется для получения более низких оборотов двигателя и позволяет использовать большие винты. В следующем разделе эта разница будет рассмотрена более подробно.
Если рассмотреть соединение Треугольником и подать напряжение на два вывода, во всех обмотках потечет ток. Для демонстрации того как ток распределиться между обмотками, предположим, что сопротивление одной фазы равно 1 Ом. В этом случае, у нас есть фаза А в 1 Ом, соединенная в паралель с 2мя другими фазами B и С (B и С соединены последовательно) сопротивлением в 2 Ома. По закону Ома можно подсчитать, что 2/3 всего тока пойдут через фазу А и оставшаяся 1/3 пойдет через фазы B и C. Результирующее сопротивление которое увидит контроллер будет 0,66 Ом.
Если мы соединим выводы по схеме Звезда, то весь ток будет всегда идти через 2 фазы в любой момент времени.
Результирующее сопротивление для регулятора будет 2 Ома.
Если мы нагрузим мотор напряжением в 10В, то получим ток около 15А при соединении Треугольником и всего лишь 5А при соединении Звездой. Надо сказать, что соединение треугольником в данном случае дает большую мощность. Так-же, мы получим большие токи, но усилие для поворачивания большого винта может оказаться недостаточным. Можно подать на мотор большее напряжение и все же заставить этот винт крутиться, но возможно, что мотор от этого опять сгорит.
В качестве примера:
Предположим, что у нас есть мотор он винчестера, и мы хотим получить от него необходимую тягу для 72" Piper Cub самолета. Чтобы мотор мог выдерживать большие токи, будем использовать 0.6 мм провод. После непродолжительных мучений, стало понятно, что больше 10-11 витков намотать этим проводом не получается.
Сначала, я соединил его звездой (т.к. я хотел получить больший крутящий момент). На 3х банках LiPo, с нужным мне пропеллером, удалось получить ток всего в 10А. Мощности мотора было явно мало и хотелось получить больше.
Мотор был переконфигурирован под схему Треугольник, что дало больше мощности. Больше тяги для полета, но вместе с этим и достаточно высокие токи, чтобы спалить мотор.
Источник - весьма полезнач статья http://www.penolet.ru/content/110
Кторую, вы к сожалению, так и не удосужились вдумчиво прочитать и разобраться... :(
Сергей Финдейзен, считает, что это - хорошая статья!
Николай Чирков, Зори , 15 апреля 2013 в 21:34
Если честно я не знаю
Чем отличаются обмотки: ?
2.5Y
12T
2D
могу предположить только некоторое:
12Т - число оборотов медной проволоки вокрул "зуба" (точно знаю)
2D - скорее всего, не ручаюсь за точный ответ, но количество жил.
2.5Y - мб толщина намотки.
спрашивать такую спецификацию тут просто бесполезно, людям надо долго рыть инет что бы дать точный ответ на вопрос. (можем сами это сделать, но лень :))) )
Написано в описаниях - ОБМОТКА : (2.5Y, 12T, 2D)
Имеется в виду один ПАРАМЕТР обмотки, а не разный,
или задайте вопрос ПЕРЕВОДЧИКАМ.
может Вы "как ценитель" ответите вместо автора!!!
Игорь Разуваев, Самара , 15 апреля 2013 в 21:29 | +1
2.5Y
12T
2D
обмотка бывает "разная"!!!
Николай Чирков, Зори , 15 апреля 2013 в 21:34 | 0
Если честно я не знаю какая обмотка у неня() Вы не знаетели как они отличаются?
Может популярно В КАРТИНКАХ объяснишь,
ЧТО ЗА ЦИФРЫ С БУКВАМИ обозначают обмотки : ?
И как это влияет на работу движка?
примеры из описаний:
Обмотка: 2.5Y
http://www.parkflyer.ru/69116/product/805628/
Обмотка: 1Y
http://www.parkflyer.ru/69116/product/691293/
Обмотка: 12T
http://www.parkflyer.ru/69116/product/691291/
обмотка: 7Т
http://www.parkflyer.ru/69116/product/308682/
Обмотка: 2.0D
http://www.parkflyer.ru/69116/product/691350/
Обмотка: 2D
http://www.parkflyer.ru/product/691292/
2.5Y
12T
2D
обмотка бывает "разная"!!!
Вы можете приложить усилия и дополнить статью, интернет поможет!
А чем отличается подключения звездой и треугольником знаете?
Иначе это статья просто красивые картинки с законом ОМА.
Нынче как принято - надергал кусов отовсюду и подаешь как свое...
А вы предлагаете человеку, который ротор от статора отличить не может - взять и задуматсья! :)
статья улыбнула ))