Здравствуйте, уважаемые моделисты!
Все лето и осень строил бениновый Sbach, Первый шаг - он трудный самый!+290
4 октября 2015 года в 10:54 | Алексей Бубенщиков Костанай
Статья http://www.parkflyer.ru/blogs/view_entry/12520/
а полетать нормально не успел. Было несколько полетов, в которых только только начал понимать и чувствовать самолет. Зима подкралась незаметно. Зимой с ДВСками возиться не хочу, хотя присутствуют две летающих бензинки ( на память сразу приходят попытки запуска Ритма зимой и отбитые пальцы в дикой юности ).
Решение пришло быстро - нужно сделать электролет, придерживаясь чертежей бензинки. Ну масштаб, естесственно, уменьшить, материалы применить бюджетные (т.е. потолочка и Scotch:) ). Понятное дело, что уменьшенная копия и из других материалов, да с другой ВМГ будет летать совсем по другому, но цель ставилась - сделать просто хороший зимний самолет выходного дня!
Вот что получилось -
Исходя из наличия двигателя и регулятора -

NTM Prop Drive Series 35-42A 1250Kv 600W бесколлекторный
Товар http://www.parkflyer.ru/product/102950/
Регулятор Hobby King 60A ESC 4A UBEC
Товар http://www.parkflyer.ru/product/103795/
был выбран масштаб - 0,7 . Размах получается 1260 мм. Плоскости для удобства транспортировки - съемные, на трубе диам. 10 мм. Труба - черный пластик, не знаю, как называется, но прочная!
Первым делом отрисовал в Компасе общий вид сбоку и сверху-

Затем в этих видах по проекционным связям нарисовал все детали силового каркаса, который связывает двигатель, крыло, шасси. Материал для каркаса - 2 мм фанера очень плохого качества, слоится, колется, но другой нет...
Несколько вечеров работы лобзиком - готова нарезка.

Начинаю собирать -
П
ервым делом вклеиваются боковины моторамы в первый шпангоут - по другому потом не соберешь.
Далее все детальки собираются легко, главное - точность при выпиливании. Клей - Момент-столяр.
Силовая часть кончается сразу за фонарем, далее идут бальзовые стрингеры 4*4, которые вклеиваются в специально предусмотренные вырезы в каркасе -


Бальза используется в модели по минимуму, можно заменить на липу или сосну, но древесина нужна легкая, что бы не утяжелить хвост. Вклеивается шпангоут киля и промежуточные шпангоуты из потолочки. Киль и РН объемные, так как объем намного лучше сопротивляется флаттеру ( да и не нравятся плоские ).
Конструкция простейшая - вырезаю по чертежу по две детали оперения, передняя кромка киля и задняя кромка РН стачивается на широкий ус и склеивается. Затем эти бутерброды одеваются на свои шпангоуты и также приклеиваются.
Перед склеиванием заготовки прокатываю трубой на куске фольгированной теплоизоляции, сразу получаем радиус, плюс - уменьшается кривизна заготовок. Киль, РН, стаб и руль высоты - пустотелые, заклеенные с торцов.


РН повесил на три штыревых навеса диам. 3 мм. На нижней нервюре РН приклеил фанерную площадку под хвостовое колесико. Кронштеин колеса выпилил из 1 мм дюраля, зачистил, покрасил.

Стабилизатор и руль высоты изготавливаются аналогично килю - два слоя потолочки и бальзовый лонжерон (по сути не лонжерон, а петлевая балка, выполняющая роль лонжерона). К бальзе внутри подклеен слой потолочки для жесткости.

Торцы заклеиваюся слоем потолочки и обтачиваются.
На саморезы устанавливается хвостовое колесо.
Обклеиваю гаргрот потолочкой...
Существует множество технологий сгибания потолочки в малые радиусы. Я делаю так: вырезаю заготовку обшивки, по длинным краям накладываю деревянные линейки с двух сторон, фиксирую мощными прищепками (потолочка между линеек). Феном на малой температуре прогреваю внутреннюю сторону заготовки до легкого плавления наружного слоя. Сгибаю, стараясь придерживаться размера. С четвертого раза получилось идеально:) Обшивка самостоятельно держит форму. Делаю вывез под киль.
Что бы меньше мучаться, обтянул стабилизатор и РВ до вклеивания в фюз-



Собираем далее...
Вклеивается хвостовое оперение, устанавливается начинка. На РВ и элероны поставил такие машинки-
HK15148B цифровая сервомашинка с металлическим редуктором 19г / 2.8кг / 0.14сек.
Товар http://www.parkflyer.ru/product/445287/
к сожалению, таких было только три, поэтому на РН поставил простую 9гр серву. Постарался поставить ближе к центру.

Про тяги...
Был неудачный опыт использования проволочных тяг на большой длине. На скорости отгибает рули. Даже в боудене. Это плохо. Но и толстую железяку не засунешь. Решение найдено в магазине детских игрушек - китайский змей за смешные деньги. Каркас змея состоит из хороших угольных трубок, диаметром около 4 мм. Легкие и жесткие. В цвет!:)

Зашиваю фюз-

боковины-

Выклеил верхнюю крышку-

Основную стойку шасси выпилил из 3 мм дюраля, нежно согнул:)
В эстетических целях обклеил стойку потолочкой и и обточил в каплевидное сечение. Для самоуспокоения усилил мотораму 1 мм бальзой -

Фонарь - бутылка на болване. Ну и клеим скотч-

Капот в планах был бутылочный, но точить болванку такой формы было просто лень:)
А лень - мощный стимул для работы головой, что бы меньше работать руками:)
В итоге - напечатал сечений с 3д модели, наклеил на потолочку. Что бы получить бОльший объем, чередовал потолочку и простой листовой пенопласт, толщиной 18 мм -

Собрал в пакет-

Знатно попылил дремлем - вырезал внутренности

Обрабатываем напильником, обклеиваем скотчем

Из фанерки выпилил ноздри и нижний воздухозаборник, приклеил-

Таааак! Фюзеляж готов, наступила очередь крылышек.
Как писал ранее - плоскости съемные, на трубе 10 мм. Конструкция крыла наборная с обшивкой из потолочки. Корневая нервюра из 2 мм фанеры. В нее сразу вкручиваю крючек для стяжки крыльев, вклеиваю центровочные штыри ( отрезки детских кисточек ) диам. 4-5 мм, длина около 15 мм. Остальные нервюры - потолочка, нужны лишь для формообразования профиля.

Полка лонжерона - бальза 3*6, стенка до конца трубы - бальза 2 мм, далее - потолочка, кромка под элероны - потолочка, на нее клеится бальзовая накладка толщиной 1,5 мм для вклеивания штыревых навесов.
Обшивка крыла...
Раньше клеил верх и низ обшивки отдельно, со стыком по передней кромке. В этот раз решил попробовать по другому. А именно: есть алюминиевая трубка, диаметром около 10 мм ( 8 или 9 ). Нагрел ее на газплите равномерно по всей длине, НЕ СИЛЬНО, пробуем кусочком потолочки на плавление. Как начинает плавиться, прекращаем нагрев, ждем ( мысленно считаем бабки, баранов, до пятидесяти ), и сгибаем целый, но подрезанный по краям лист потолочки почти пополам. Получаем красивую и ровную переднюю кромку крыла. Далее заготовка прокатывается трубой по утеплителю - обшивка готова. Остается вклеить наш каркас и добавить недостающие части ( в случае прямого в плане крыла - вообще красота !)



Элероны аналогичны по конструкции всем рулям

Крылья готовы -

Кабанчики везде фанерные -

Собираем все в кучу, обклеиваем скотчем, ставим машинки -





Вот такое на выходе изделие. Вид снизу -

Внутреняя компоновка -

Братаны :)
ТТХ: Размах - 1260 мм
Взлетный вес с 4S 2200 - 1250гр
Нагрузка - 46 г/дм2
Пропеллеры: Aerostar 13x5 Gas/Electric Series Laminated Cherry Wood Propeller (1pc)
Товар http://www.parkflyer.ru/product/1974862/

Aerostar 12x6 Gas/Electric Series Laminated Cherry Wood Propeller (1pc)
Товар http://www.parkflyer.ru/product/1973590/
-очень понравились по качеству, опробовал только первый.
Батарея - 4S 2200 Дуалскай, дорогая, зараза, но пока не дуется.
В выходные облетал. Очень понравился. Самолет очень шустрый ( короткая хвостовая балка дает знать:) - не для новичков. Поведение в воздухе напоминает полет бойцовки, поэтому применение экспонент на РВ обязательно! Море адреналина и удовольствия!
Сняли небольшое любительское видео на китайфон - так, для ознакомления -


Небольшая фотосессия с полетов -







Вот и все, вот такой получился самолетик выходного дня! Надеюсь - вам понравилось:)
P.S. Компаную чертежи, через пару дней добавлю - вдруг кто надумает повторить:)
С уважением - Алексей и Кирилл, Кустанай, Казахстан.