Приветствую уважаемое сообщество и фсех с праздниками! Расскажу я вам одну из историй моих поисков в области строительства моделей лайнеров.

Как-то зимой, в длительном перерыве мужду периодами, вспомнились перелеты на Боинге-737, куча переживаний, различных эмоций с этим связанных. Почему-то я полюбил этот тип самолета. Моделизмом занимался на тот момент давно, даже очень давно, успешно строил грузовые самолеты и летал на них. И вот тут клюнул жаренный петух: надо сделать Боинг и никалбасит. 

Ну чтож, надо же когда-то начинать. Решил, что делать буду обязательно. Передо мной было непаханное поле неизведанного. Надо было сделать самолет с одной стороны для пробы, как это направление техники летает, а с другой, чтобы не дорого и практично было. В голове рисовались разные варианты, в тч с композитами, а трезвый рассудок говорил, что композиты это хорошо, но не так просто и тем более не дома, а полетит модель сделанная из любых материалов, лиш бы моторы потянули этот вес. Было очень не просто принять окончательное решение. Хотелось, чтобы самолет выглядел хотя бы на твердую троечку и был при этом ремонтопригоден, поскольку я не знал, что ждет меня на этом пути. 

За прототип был взят В-737-500

Я решил, что выточу фюзеляж из пенопласта, затем оклею его бумагой. И на этом месте я вспомнил, как делал самолеты по такой технологии с бальзовой корочкой, весовые данные которых для винтовой тяги были приемлемы, но тут предполагалось, что самолет будут тянуть импеллеры. Я вспомнил, какие нелегкие фюзеляжи получались и что вес самого ядра составлял чуть ли не больше половины готового изделия. И тогда я решил, что надо избавиться от пенопласта. Это была хорошая идея, только как решить вопрос с ремонтопригодностью? 

Решение пришло самое неожиданное: сделать болванку из пенопласта, оклеить ее скотчем и поверх выклеить бумажные корки. Все! Вот оно, казалось бы беспроблемное решение!

Однако на практике было не все так просто. Любые достоинства продолжаются определенными недостатками.

Используемая бумага для принтера тяжелая. Тут главное не нагнать лишний вес. А еще всплыла особенность, которая перевернула мое воображение, это способность соседних слоев отпечатывать ступеньки на краях нижележащих слоев бумаги. К этому мы еще вернемся.

Размерность самолета выбрана исходя из условий перевозки и хранения. Правило " большой самолет лучше" здесь неуместно. В меньшем размере он неплохо все про себя расскажет. Масштаб выбран 1/20. Длина фюзеляжа 1550мм, размах крыла 1480мм, взлетный вес готового самолета получился 2,2кг.

Для начала я вырезал из пенопласта болванку для фюзеляжа и 2 болванки для мотогондол, тк они на оригинале не круглые, пришлось сделать 2 зеркально-симметричных изделия.


Затем началась непосредственно выклейка скорлупы. Во время выклейки меня посещали самые разнообразные, в тч и бредовые идеи. Одна из самых ярких говорила, что надо выклеивать скорлупу из газеты, затем поверх оклеивать слоем 25-50гр/м стеклотканью. Кстати, на своем новом проекте я ее попробую, но на более мелких деталях.
---
Выклейка скорлупы производилась с помощью клея ПВА, очень жидко разбавленного водой. В этой бодяге размачивались полосы бумаги для принтера, нарезанные по ширине от 10см для прямых участков, до 3-5см для участков с сильной двойной кривизной. Листы старался клеить встык, чтобы было как можно меньше ступенек. Клеил в 5 слоев. Однако уже на 4-м слое стало ясно, что без ступенек не обойтись. Это значило, что для достижения идеальной поверхности придется накладывать поверх скорлупы слой стеклоткани и дальше грунтовать и выводить поверхность.

Самое страшное слово "грунтовать" определило, что я этого делать не буду, а значит, оклеивать сттеклотканью тоже. Проект это не предусматривал. Да и дома сильно не разгонишся с покрасочными работами. Ладно, вид конечно будет не айс, но на полет это не влияет. Наша основная цель попробовать как летает, как будет себя вести и стоит ли этим заниматься в дальнейшем.



Поборов себя насчет внешнего вида фюзеляжа, я стал ждать когда корки окончательно высохнут. Где-то через 3 дня была предпринята первая попытка снять корки. И тут меня ждал жесткий сюрприз - бумага так приклеилась к болванке, что сама не отскакивала. Пришлось сделать несколько деревянных палочек и помогать корке отделяться от скотча. Эта процедура хоть и потрепала нервы, но прошла успешно. С другой стороны, раньше я никогда не выклеивал целиковые корки методом папье-маше длиной 1,5м.



Всего было предпринято 2 попытки выклейки. Первый съем показал, что корка на болванке лежит под жутким напряжением. Я разрезал ее вдоль, чтобы снять, а потом склеить как заготовки пластиковой модели. Не получилось. Из-за этих напряжений внутри материала, корки сразу же повело и я не смог их состыковать. 

На второй попытке я решил что разрежу корку только по одной стороне - снизу. А чтобы было реально снять с болванки, разрезал корку поперек ближе к морде. По началу думал нарезать весь фюзеляж секциями, но вовремя остановился. После этого все снялось, а затем без проблем склеилось. Дальше работа шла совсем по-другому.



В фюзеляж было добавлено несколько шпангоутов, а так же батарейный отсек из пенопласта толщиной 20мм



Крылья и хвостовое оперение я сделал из пенопласта, оклеенного в 1 слой бумаги для принтера. С оперением пришлось изрядно повозиться, тк из-за малой толщины плоскостей их вело в разные стороны за счет неравномерной усадки бумаги. Приходилось смачивать водой слишком быстро сохнущие участки, чтоб заготовки получилось ровными.



Врезка оперения в фюзеляж никаких проблем не вызвала. Все прошло быстро, чисто и гладко. Чтобы укрепить форму фюзеляжа, был добавлен шпангоут из пенопласта.




С крылом пришлось немного повозиться. Во-первых там двигатели, во вторых я ранее никогда не делал пилонов такого плана, в-третьих планировалось убирающееся шасси и никак не приходила идея, как разместить стандартный ретракт, не приспособленный под такой тип самолета.

Нарезал заготовок из пенопласта



После чего примерил ретракт и понял, что не будет убирающегося шасси. Ретракт очень высокий, да и не приходило в голову нормальных вариантов его крепления.


Пилоны вырезал их твердого пенопласта, оклеил бумагой и вклеил между центропланом и консолью. Затем все крыло оклеил бумагой. Теперь у нас есть что-то вроде АРФ



Теперь надо довести этот набор до готовности. Дырку в фюзеляже, куда вставляется крыло немного усилил бальзой 2мм. Это нужно больше для того, чтобы края не проминались. Нижние полушпангоуты из такой же бальзы. Заготовка для зализа крыла из рыхлого пенопласта, когда клей высохнет, будет обработана и оклеена бумагой.



Мотогондолы по началу хотел сделать аналогично фюзеляжу, но вспомнив свои мучения, не стал наступать на эти грабли. Просто вырезал внутренний объем с помощью горячей струны и вклеил туда корпуса от импеллеров.



Снаружи корпуса мотогондол тоже оклеены бумагой в 1 слой. 

После, двигатели наклеены на пилоны. Потом я долго возился с центральной вставкой, на которой держится крыло, врезал лонжерон из твердого дерева. 



Пилон частично оказался в канале вентилятора. С проводами, ничего умнее, чем просто засунуть их под корку не придумал.



Теперь надо вернуться к нашему фюзеляжу и поставить сервы на руль высоты и руддер. На РВ стоит Хайтек 82МГ, а на руддер стандартная Ace RC не помню какая именно.

Тяги проложены в карбоновых боуденах, которые не гнутся и им достаточно 2 точек опоры. 



Сами тяги на хвостовое оперение из карбона. Чтобы связать тягу с кабанчиком, я сделал металлические наконечники, крепко примотал их ниткой к тяге, пролил клеем и зажал в термоусадку.


Следующим этапом были элероны и сервы для них. Элероны решил сделать большими на всякий случай и не ошибся. Провода протянул аналогично проводам от двигателей.



Как уже говорилось выше, шасси не получились убирающимися. Я сделал упрощенную основную стойку и переднюю со спаренными колесами.


Короб для передней стойки сделан из бальзы, крепежный кронштейн прикручивается к пластиковому брусочку. Никаких усилений и твердого дерева. Эта конструкция ни разу не повреждалась за время эксплуатации. Для улучшения вида, крепеж передней стойки закрыт крышкой, вырезанной из участка обшивки. На фото она пока еще лежит рядом с фюзеляжем.




Тк у нас самолет пассажирский, то были нарисованы типа иллюминаторы и сделан логотип компании, которой мне приходилось часто летать.



 В целом, получилось неплохо, особенно учитывая, что на тот момент у меня было очень мало информации по этому самолету и его геометрическим данным.

 Немного фото с полетов

--

--

-- 

--

Как выяснилось, модель летает отлично. В управлении послушна, резко не сваливается, ветер не очень любит, не хватает ей инерционности на посадке. Для решения этой проблемы был проведен эксперимент. На центр тяжести был добавлен груз, который методом последовательного увеличения веса был доведен до массы 500 грамм, который значительно улучшил аэродинамическое качество модели и сделал поведение на посадке похожим на поведение тренера-верхнеплана. Однако моторы с трудом поднимали утяжеленный самолет и груз пришлось снять.


В плане практичности, самолет превзошел все мои ожидания и развеял все опасения. Я боялся за низкорасположенные двигатели, за переднюю стойку, как бы не поломать об камни и стыки плит на нашей полосе. Более того, первые полеты пришлись на майские праздники, когда разозлились лужи, было полно всякого мусора и самое страшное что можно придумать для бумажного самолета - сырость. Я не стал экспериментировать с водостойкостью и перед полетами оклеил весь самолет прозрачным скотчем, а фюзеляж в довесок покрасил матовым лаком. С тех пор, самолету вода не страшна, импеллеры честно отлетали на нем год без повреждений крыльчаток, передняя стойка оказалась условно нагруженной и никогда не ломалась и даже не гнулась при том, что она сделана из сварочного электрода 3мм.

Теперь посмотрим как этот самолет летает: