В мае месяце этого года я выкладывал статью о своей первой модели ЯК-12А.
Первая моделька. ЯК-12А.+87
17 мая 2016 г., 2:42:39 | Сергей Якушев Тюмень
Статья http://www.parkflyer.ru/blogs/view_entry/13897/
Меня довольно тепло приняло сообщество и я хочу поделиться видео облета модели, после того как она получила новый фюзеляж. А так же отчетом по его построейке.
Первая моделька. ЯК-12А.+87
17 мая 2016 г., 2:42:39 | Сергей Якушев Тюмень
Статья http://www.parkflyer.ru/blogs/view_entry/13897/
Меня довольно тепло приняло сообщество и я хочу поделиться видео облета модели, после того как она получила новый фюзеляж. А так же отчетом по его построейке.
И так начнем
Анализ краша показал, что крыло не пострадало, а раздолблен только фюзеляж. Восстанавливать его мне не хотелось. Поэтому собрал новый, но уже без использования деревянных реек в роли стингеров.
Для начала всё стандартно, печатаем выкройки, вырезаем и склеиваем (три фото):
На выкройках я делал всю необходимую разметку, потом иголочками размечал на деталях необходимые точки и уже ручной отмечал их «пожирее». Этот прием позволил существенно сократить время сборки фюзеляжа и повысить точность разметки.
Шасси
Шасси было выполнено из велосипедных спиц, покупных колес и электромеханического разъема распиленного надвое. Спицы, кстати, мне достались бесплатно. В пункте проката велосипедов/мастреской по ремонту выдали охапку немного б/у.
К самолету крепится с помощью зажима из двух линеек.
Такое шасси показало иные характеристики: амортизирует; 25 грамм против 62гр, при жесткой посадке гнется, чем поглощает энергию удара и сохраняет модель в состоянии летной годности. Приходися с собой в поле брать два комплекта плоскогубцев. Иначе очень сложно шасси выравнить, после неудачной посадки.
Вот на весах и поближе.
Сдругой стороны, у меня есть подозрения, что дюралевое шасси можно облегчить (за счет колес и облегчений) грам до 25-40, но иметь значительно большую прочтность. Тут каждый сам себе решает.
Фюзеляж
Фюзеляж, как я уже говорил, целиком выполнен из потолочки. К сожалению, то о чем я хотел вам рассказать, я не сфотографировал, посему прилагаю план-схему. Если мы выполним поперечный разрез фюзеляжа в любом месте от носа до задней кромки крыла (мидель, вроде называется), то он будет выглядеть примерно так:
где 1 - ошифюзеляжа, 2 - батарейный отсек, 3 - верхняя несузщая плоскость, 4 - нижняя.
Серво приводы оборачиваются малярным скотчем и приклеиваются на титан в заранее сделанные прорези. Чтобы закрепить силовые аккумуляторы используется одежная липучка. В полоске липучки по периметру иголкой сделал отверстия и приклеивал к деревянной линейке на циакрин (по периметру, без фанатизма). Такую деталь вклеил в корпус. Теперь липучка не отрывается от фюзеляжа и достаточно надежно, для такой модели, удерживает аккумулятор.
Получилось вот что:
Хвостовое оперение
Оперение как и раньше выполнено из двух слоев потолочной плитки, с помощью бруска задается минимальный профиль. На фото киль. Стабилизатор аналогично. Вилочное масло - это из другого хобби, велосипедного.
При установке горизонтального стабилизатора сделал дополнительную петельку между килем и фюзеляжем. Вклеить её было довольно сложно, долго возился (Киль надевается сверху на зубочистку, а петельку нужно вставить сзади фюзеляжа) и в итоге чуть её подрезал.
Ура! Мой ЯК в полёте реагирует на руль направления, э… , как в симуляторе…, креном в нужную сторону… довольно предсказуемо, но пользоваться я им научился только при взлете с колес.
Впечатление о пилотировании
Всю электронику, двигатель и винты оставил те же, что и в упомянутой выше статье. Там у меня было подозрение о недостаточной тяги двигателя. Тем не менее, в полете модель уверенно набирает высоту с горизонтальным углом в ~15-20 градусов. Уверенно реагирует на элероны. Предсказуемо на руль направления. Самолет был испытан в ветер, если верить яндексу 2-4 м/с, что меня более чем устраивает. Летит уверенно на 75-80% тяги двигателя.
Досаду вызывает низкая планирующая способность: если выключить двигатель он начинает падать под углом 45градусов. Тем не менее, я дважды садил его без двигателя. В первом случае, у меня порвалось колечко пропсейвера. А во втором случае, я на большой высоте прозевал разряд аккумулятора и принял решение выключить тягу (дабы отдать ценную энергию на серво приводы и приемник), садил без движки. Оба раза мягкая посадка.
Но все таки, для идеально мягкой посадки, работать двигателем нужно до самого касания ВПП, не знаю как там на других моделях и как на настоящем ЯК-12А. Очень интересно, расскажите?
Видео облета.
Видео облета вы уже видели в начале статьи, тут скажу главное - опровергнута теория о том, что сын и жена приносят неудачи моим самолетам. Спасибо им что радовались вместе со мной и что снимали это видео.
P.S. Эх жаль, что откровенно схалтурил при обтяжке, не придал ему ни доли копийности.
Анализ краша показал, что крыло не пострадало, а раздолблен только фюзеляж. Восстанавливать его мне не хотелось. Поэтому собрал новый, но уже без использования деревянных реек в роли стингеров.
Для начала всё стандартно, печатаем выкройки, вырезаем и склеиваем (три фото):
На выкройках я делал всю необходимую разметку, потом иголочками размечал на деталях необходимые точки и уже ручной отмечал их «пожирее». Этот прием позволил существенно сократить время сборки фюзеляжа и повысить точность разметки.
Шасси
Шасси было выполнено из велосипедных спиц, покупных колес и электромеханического разъема распиленного надвое. Спицы, кстати, мне достались бесплатно. В пункте проката велосипедов/мастреской по ремонту выдали охапку немного б/у.
К самолету крепится с помощью зажима из двух линеек.
Такое шасси показало иные характеристики: амортизирует; 25 грамм против 62гр, при жесткой посадке гнется, чем поглощает энергию удара и сохраняет модель в состоянии летной годности. Приходися с собой в поле брать два комплекта плоскогубцев. Иначе очень сложно шасси выравнить, после неудачной посадки.
Вот на весах и поближе.
Сдругой стороны, у меня есть подозрения, что дюралевое шасси можно облегчить (за счет колес и облегчений) грам до 25-40, но иметь значительно большую прочтность. Тут каждый сам себе решает.
Фюзеляж
Фюзеляж, как я уже говорил, целиком выполнен из потолочки. К сожалению, то о чем я хотел вам рассказать, я не сфотографировал, посему прилагаю план-схему. Если мы выполним поперечный разрез фюзеляжа в любом месте от носа до задней кромки крыла (мидель, вроде называется), то он будет выглядеть примерно так:
где 1 - ошифюзеляжа, 2 - батарейный отсек, 3 - верхняя несузщая плоскость, 4 - нижняя.
Серво приводы оборачиваются малярным скотчем и приклеиваются на титан в заранее сделанные прорези. Чтобы закрепить силовые аккумуляторы используется одежная липучка. В полоске липучки по периметру иголкой сделал отверстия и приклеивал к деревянной линейке на циакрин (по периметру, без фанатизма). Такую деталь вклеил в корпус. Теперь липучка не отрывается от фюзеляжа и достаточно надежно, для такой модели, удерживает аккумулятор.
Получилось вот что:
Хвостовое оперение
Оперение как и раньше выполнено из двух слоев потолочной плитки, с помощью бруска задается минимальный профиль. На фото киль. Стабилизатор аналогично. Вилочное масло - это из другого хобби, велосипедного.
При установке горизонтального стабилизатора сделал дополнительную петельку между килем и фюзеляжем. Вклеить её было довольно сложно, долго возился (Киль надевается сверху на зубочистку, а петельку нужно вставить сзади фюзеляжа) и в итоге чуть её подрезал.
Ура! Мой ЯК в полёте реагирует на руль направления, э… , как в симуляторе…, креном в нужную сторону… довольно предсказуемо, но пользоваться я им научился только при взлете с колес.
Впечатление о пилотировании
Всю электронику, двигатель и винты оставил те же, что и в упомянутой выше статье. Там у меня было подозрение о недостаточной тяги двигателя. Тем не менее, в полете модель уверенно набирает высоту с горизонтальным углом в ~15-20 градусов. Уверенно реагирует на элероны. Предсказуемо на руль направления. Самолет был испытан в ветер, если верить яндексу 2-4 м/с, что меня более чем устраивает. Летит уверенно на 75-80% тяги двигателя.
Досаду вызывает низкая планирующая способность: если выключить двигатель он начинает падать под углом 45градусов. Тем не менее, я дважды садил его без двигателя. В первом случае, у меня порвалось колечко пропсейвера. А во втором случае, я на большой высоте прозевал разряд аккумулятора и принял решение выключить тягу (дабы отдать ценную энергию на серво приводы и приемник), садил без движки. Оба раза мягкая посадка.
Но все таки, для идеально мягкой посадки, работать двигателем нужно до самого касания ВПП, не знаю как там на других моделях и как на настоящем ЯК-12А. Очень интересно, расскажите?
Видео облета.
Видео облета вы уже видели в начале статьи, тут скажу главное - опровергнута теория о том, что сын и жена приносят неудачи моим самолетам. Спасибо им что радовались вместе со мной и что снимали это видео.
P.S. Эх жаль, что откровенно схалтурил при обтяжке, не придал ему ни доли копийности.
а вообще - хороший получился аппарат, однозначно плюс!
з.ы. а возле ЛЭПа я б не летал... мало ли...
Относительно пикирования при выключении двигателя - тут, скорее всего, отрегулировать самолет надо, но сперва понять, с чего именно он так сыпаться начинает, варианты бывают разные.
Ну, и, находясь на летном поле, стоит доверять собственным ощущениям и "колдуну", а не запрашивать погоду у Яндекса! ;)
Про настройку, я думаю что я еще им поиграюсь 1) угол установки крыла, 2) выкос двигателя, 3) центровка - это как минимум что там можно понастравать.
Ну а ветер... 2-4м/с это самая обычная летняя погода для моей области (слежу за прогнозом, веду записи, в связи с тренировками в велоспорте). Вот это меня и устроивает.