Говорят, всему своё время.
Листая страницы известного каталога чертежей, модель эта не вызвала у меня особого интереса. А тут вдруг на глаза попалась фотография любопытного самолета... Хвала Небесам, любопытство сейчас можно удовлетворить не отходя от экрана, достаточно задать правильный вопрос Яндексу (или Гуглу - кому что нравится). Самолетом тем оказался RFB FanTrainer 400. Машина уже немолодая, не особо популярная и знаменитая. Однако, пенопластовая модель сыскалась даже на rc-plans. И, глядя на этот стремительный силуэт УТС из прошлого века, что-то подсказывало, что это будет отличная и летающая лаборатория, и стенд для наземных испытаний импеллерной силовой установки. И симпатишный самолет в целом, разумеется.
Распечатав и собрав пазл рабочих шаблонов принялся за подсчеты.
В оригинале взлетный вес модели был означен 10 унций, т.е. около 283 граммов. А чё бы и нет? Даже если импеллер выдаст 150 г тяги, модель имеет шансы оторваться от земли. На двух банках импеллер изволит кушать 10,5 А, стало быть 15-амперного регулятора вполне хватить должно. Получается вполне реальный проект, даже ничего особо выдающегося. Строим.

В оригинальном виде модель имеет простое трапециевидное крыло. Да и пропорции отличные от прототипа, у FT400 длина самолета меньше размаха крыла, а тут наоборот. Нарастил шаблон крыла и перерисовал контуры, более приближенные к прототипу. Больший размах, отрицательная стреловидность, корневой наплыв, ну и законцовка характерной формы. Да, и профиль выпукло-вогнутый. И элероны почти на весь размах. В таком виде площадь крыла составила 12 дм2.

Начало строительства тривиальное - нарезка. Все детали планера из 5-мм подложки для ламината AXTON. Пены набралось на 35 граммов.

По традиции оснастил машину РН. Поколдовал с формой руля высоты. Все рули навешаны на УХУ-петли.

Лонжерон крыла и киля выполнен из угольной рейки 5х0,5 мм, передние кромки крыла и стабилизатора, а также хвостовой балки с килем окантованы полосками орехового 0,5-мм шпона.
Подготовленный импеллер намертво вклеивается в хвостовую балку на "Мастер-клей" и ещё термоклеем по контуру.
Готовый фюзеляж тщательно обработал напильником, вид стал несколько интереснее. Затем разметил и отрезал фонарь кабины, по углам изнутри усилил фюзеляж треугольными рейками из пены. Фонарь крепится классически - спереди "язычок" из пены, сзади магнитная защелка.

Шасси трехточечное с носовым колесом. Передняя стойка выгнута из 2-мм алюминиевой вязальной спицы, как и кронштейн колеса. Соединены через пружинку от рыбацкого зевника обмоткой ниткой СВМ на ЦА. Управление передней стойкой пока решил не делать, хотя это здорово повысило бы маневренность на земле. Но это первый мой аппарат с такими маленькими колесами, как поведет себя на наших разбитых полосах неизвестно...

Носовое колесо из тутошних:
Супер легкие колеса D30xH10 (5 шт в упаковке)
Товар http://www.parkflyer.ru/ru/product/100438/

Основная стойка-рессора сделана из 1,5-мм и 2-мм алюм. спицы. Основные колеса диаметром 35 мм достались от старой "Цессны". Все колеса весят по 1,6 г, на оси фиксируются втулкой из палочки "Чупика". Шасси в сборе не взвешивал, примерно 9-10 г должно получиться.

Рулевые машинки распределились так - 3,7-граммовая на РН, 4,3-граммовая на РВ, 8-граммовая Е-Скай на элероны.
Проводка управления на РН наружная, тяга из угольного рыбацкого хлыста. На РВ тяга угольная 0,8 мм проведена через фторопластовый боуден на верхнюю плоскость стабилизатора. Тяги на элероны также из угольного хлыста, с самого его кончика. Кабанчики из 1-мм ПВХ коврика для лепки, вес комплекта менее 0,5 г. Собирается система управления на стальных Z-наконечниках в термоусадке.

Приёмник поставил 4-канальный FS-iA4B, без корпуса 6,6 г (сам корпус 4 г весит).
"Пищалку" облегчил малость, снял термоусадку, выпаял лишний контакт (теперь она у меня только на 2S), в итоге стала весить 3,6 г. HobbyKing™Lipoly Low Voltage Alarm (2s~3s)
Товар http://www.parkflyer.ru/ru/product/403257/


Силовая установка на базе 55-мм импеллера.
EDF55 with H300 Motor Assembled 199.8W
Товар http://www.parkflyer.ru/ru/product/6566/
Turnigy Multistar 15A V2 ESC With BLHeli and 2A LBEC 2-3S
Товар http://www.parkflyer.ru/ru/product/1647753/

Turnigy 1000mAh 2S 20C Lipo Pack
Товар http://www.parkflyer.ru/ru/product/1083217/
Rhino 610mAh 2S 7.4v 20C Lipoly Pack
Товар http://www.parkflyer.ru/ru/product/1202286/

Конечно, как только модель твердо встала на собственные колёса, весы были поставлены к стенке и произведен замер тяги - 150 г. Однако, предчувствия меня не обманули.
Крыльчатка оказалась отбалансирована так себе, на 50% газа резонанс возникает, а ведь это почти крейсерский режим полета! Наверное. Посмотрим.
В итоге получилась вот такая машинка:


Технические характеристики:
- Размах крыла: 800 мм;
- Длина: 750 мм;
- Площадь крыла: 12 дм2;
- Угол стреловидности крыла: -6°;
- Взлётный вес: 208 г (с батареей 0,61 Ач);
- Удельная нагрузка на крыло: 17,3 г/дм2;
- Тяговооруженность: 0,72 (с батареей 1 Ач - 0,66).

Лётные испытания начались с пробежек.

Оказалось и по брусчатке модель перемещается неплохо, в состоянии нормально разбежаться. Чтобы рулить по земле, конечно, управления передней стойкой не хватает. Изучить бы мне тогда это видео вдумчиво, но решился на взлет, хоть и понимал, что нарушаю правило "трех обновок".
После длинного, как и ожидалось, разбега, самолет бодренько взлетает. Летит быстро, управляется чутко, по тангажу даже слишком чутко. Летит устойчиво. Центровка тогда была передняя, как выяснилось позже - даже слишком. Полёт длился около 20 секунд и был бесцеремонно прерван фонарным столбом (понаставили тут, самолету пролететь негде!). Закрытый перелом мягких тканей крыла и помятая носовая часть фюзеляжа. К вечеру снова был как новенький.
Второй лётный день прошел удачнее, если не считать снесенного на жёсткой посадке шасси и отсутствие видеосъёмки. ЦТ сдвинул назад, аккурат по лонжерону. Теперь машина поднимает нос через 5-7 м разбега, и летит вполне устойчиво, и скорость на посадке поменьше. Пилотаж только на скорости и в полный газ. Мощи СУ вполне хватило для взлета с брусчатки на пузе, обошлось даже без повреждений.
В третий раз закинул он невод...

Ну вот, уже намного лучше. Уменьшил ход РВ, экспонента 30%.
Самолет удалялся курсом в сторону реки. А потом в какой-то момент я не смог оценить его положение в воздухе. Ничьё купание в планы никак не входило, убрал газ и ручку на себя... Плюхнулся он четко на грунтовую полосу между брусчаткой набережной и рекой. Обошлось - всё цело, только нос расквасил слегка.

До и после.

Это первая в моей практике модель со среднерасположенным крылом и без поперечного V, и по крену она нейтральна - какой задашь, с таким и летит. Сама по себе выравниваться не будет. Есть ещё над чем поработать и в технике пилотирования, да и над конструкцией модели тоже.
Всё же интересный аппарат получился!

Благодарю за внимание и творческих успехов!