«Давненько я не брал в руки шашек..»

Никаких статей не планировал, а тут – то ли новогодние каникулы, то ли возраст (полтинник разменял). Вобщем, немного расскажу про новый самолетик. Да, это снова зальник, но зальник другого плана, он предназначен больше для шоу, чем для 3Д-полетов. Хотя элементы 3Д ему вполне доступны.
Сразу же про чертежи: они тут. Все подробно. Если что непонятно - спрашивайте.
(Po-2_900_EPP-8mm.rar)
Недавно был в музее В.П. Чкалова - там стоит живой, прилетевший своим ходом. Давно стоит.

Началось все с того, что нашел на фейсбуке ролик Владимира Дроздова, на котором его По-2 летает где-то в недрах какого-то театра и при этом еще и листовки сбрасывать ухитряется. Аж в два приема! Вот он, самолет Владимира. Красавец!

Мне это показалось круто. Решил – надо делать!
Сформулировал предварительные (примерные) технические требования:
  • По типу воздушного судна – будет «крестолет» -))
  • Размах: 900 мм
  • Вес: 200 г
  • Силовая установка: Sunny Sky 2206 (вес 25 г), винт GWS 8”, аккумулятор 500 мАч (2 или 3 банки).
  • Чтобы мотор был "как настоящий".. ну, хотя бы чтобы напоминал -)
Солид в пределах доступа, картинок в интернете навалом, начали! У Владимира, похоже, самолет из депрона – тонкий, легкий, закарбоненный. Да еще и расчалки из ниток.. сложновато! Да и депрона под рукой нет, а потолочка как-то не вдохновляет. Поэтому решил проектировать из ЕПП толщиной 6 мм.
Начинаем с общего плана самолета, затем нарисуем детали.

Да - собственно картинки, с которых делались чертежи:


А вот что получилось в Солиде:

Чертежи были практически готовы, когда я попал в магазин, чтобы купить ЕПП. А там – только 5 и 8 мм.. Засада! Первый очень тонкий, получится слишком нежно и хлипко, второй – ничего так, но под него придется переделывать чертежи… Что ж – переделаем!
Сразу скажу, зачем переделывать. Обычно при проектировании в Солиде я просчитывают вес и разбираюсь с центровкой. Получается достаточно точно. А это значит – определяются места установки сервомашинок (и, соответственно, прорези под них), аккумулятора. Приемник и регулятор - как получится.
Думаю, как резать-клеить, понятно из чертежей. Добавлю только несколько рекомендаций.
  • я красил из баллончиков. До сборки. Художник из меня не очень, поэтому детали не вырисовывал.
  • стойки бипланной коробки собираются отдельно, и уже собранные устанавливаются на модель. Для этого есть отдельный чертеж. Я использовал ЦА и нитки.
  • для того, чтобы облегчить установку верхнего крыла (и всех карбоновых деталей), я сделал стапель (левый и правый), по 2 штуки на крыло.
  • карбон клеится циакрином с активатором.
  • шасси делаются из пластин 3х0,5 мм. Пластины устанавливаются в пену и скрепляются ниткой на ЦА с обеих сторон фюзеляжа.
  • оси колес - из карбонового прутка. Чтобы оси получились коллинеарными, при сборке используем длинный пруток, крепим его нитками на ЦА к стойкам, а затем внутреннюю часть вырезаем дремелем.
  • колеса фиксируется нитками на ЦА. Предварительно на оси надеваются шайбы из тонкого пластика.
  • муляж мотора собираем, красим и приклеиваем на УхуПор. Можно кусочки зубочисток для надежности и точности использовать.
  • пропеллер можно и на резинку.

Получилось так, что с первого раза я ошибся с центровкой. ЕПП оказался немного тяжелее, чем я предполагал. Для исправления ситуации пришлось переносить серву РН вперед. На чертежах это уже учтено. А вот на фото - еще старый вариант.
  • Рули вешаем на Блендерм. Кстати, Blenderm можно заказать как на модельных сайтах, так и просто в интернет-магазинах типа ебея. Только там он называется по-другому -)). И не забывам грунтовать под блендерм Ухупором, а то не прилипнет.
  • Костыль снизу оклеиваем "шубкой" от велкро.

Да- важное замечание!
Я часто делаю кабанчики из пластиковых карточек. Удобно и просто, режутся ножницами. Так вот: такие кабанчики надо делать пошире, иначе при малейшем воздействии боковой силы они ломаются. Проверено и на этом биплане, и на других моделях. А еще лучше - использовать тонкий стеклотекстолит. Но у меня нет стеклотекстолита нужной толщины.
  • Пилота вырезаем хоть из чего ( в смысле - хоть из потолочки), на цветном принтере печатаем картинку и на Ухупор клеим. Я еще скотчем сверху закрыл, чтобы не стиралась краска.

Сервы:
  • РВ и РН - Emax ES08. Любые - аналоговые или цифровые, с пластиковым редуктором, чтобы вес лишний не возить.
  • Элероны Emax ES9051, 2 штуки. Была мысль сделать одну на элероны, но..так показалось проще. Зато для сброса листовок пришлось применять приемник на 6 каналов..
  • Наконечники тяг - из канцелярских скрепок Ф 0,9 мм. Крепятся к карбоновым тягам при помощи термоусадки на циакрине. Причем второй наконечник прогревается зажигалкой прямо на самолете. А чтобы пена не поплавилась - закрываю ее в зоне пламени при помощи бумажного малярного скотча.
Первый полет постоянно откладывался - то серв нет, то регулятора...
С регулятором вообще вышла заморочка.
Обычно я использую на таких мелколетах регуляторы на 12А с прошивкой Simonk. Такие регуляторы весят всего 8-10 г и имеют BEC на 1А. Работают хорошо, очень отзывчивы на стик газа. А тут приехали.. Ставлю на По-2, начинаю двигать рулями.. Через 10-15 секунд аппаратура вырубается, регулятор начинает играть мелодию инициализации.. И так на всех трех регулях! Беда! Запускаю мотор на каком-то старом регуляторе, но он работает плохо, я отвык от такой реакции на стик..Причина оказалась простой: вырубался от перегрева BEC. А поскольку в дешевых регуляторах от одного и того же бека питается и сам регулятор, и все, что к нему подключено снаружи, то вырубалось все оптом.
Проблема была решена покупкой нового регулятора с двухамперным беком, тяжелее на пару граммов. Так и летает самолетик.
Кстати, регуляторы я потом починил. Вырезал из авиационного алюминия пластины-радиаторы по размеру платы и на пасте КТП прижал к корпусу микросхемы-стабилизатора при помощи термоусадки. Летает без проблем ( на других моделях)! Весу добавилось немного, всего 1 г.

На рисунке - пара регуляторов. Один из них нормальный, другой - перегревается (микросхемка в левом верхнем углу). Как говорится, найдите десять различий -)) Полагаю, производитель изменил печатную плату, из-за чего ухудшился теплоотвод.. Разумеется, я убедился, что это не сервы виноваты - регуляторы вырубались даже на одной (!) серве.
Летаем
Когда дело дошло до первого полета, использовал трехбаночный аккумулятор 460 мАч и винт GWS8040 (прямой). Мотор с большим kv, 1900, очень хороший мотор, может и на двух, и на трех банках работать.. Получилось слишком мощно.. В результате заменил аккумулятор на двухбаночный, а винт на слоуфлаерный, GWS8043. Стало хорошо. Так сейчас и летаю.
По времени летаю 6 минут. Можно и больше, но я предпочитаю жалеть аккумуляторы в нынешней экономической ситуации.
Пока не было полной комплектации довольствовался катанием по полу и съемкой видеороликов -) Кстати, из-за широкой колесной базы самолет неохотно едет прямо. Приходится тянуть стик на себя, чтобы прижать хвост.
Самолет предназначался для полетов в зале. На улице тоже пробовал, небольшой ветерок вполне держит. Но в штиль все же лучше -)) В комнате, в принципе, завесить могу, но очень некомфортно - хвост коротковат.

Бочки, петли, инверт - все может, но с особенностями. Прямо летит сам. Из-за короткого фюзеляжа хвостовые рули эффективны только при наличии тяги мотора. При посадке склонен к развороту - колеса широко расставлены.
Вобщем, аппарат доступен пилоту любой квалификации, а при наличии небольшого опыта может и поколбаситься. На первом ролике Алексей Попов, он испытывал самолетик. Отрицательных эмоций не выразил -))
Вот, например, в зале гоняем -)

Да - система сброса листовок еще слишком далека от совершенства. Если кому интересно, расскажу подробнее.
Нижеследующее пришлось дописывать пост-фактум -))
Приложение 1. Установка аккумулятора.
После настройки центра тяжести аккумулятор устанавливается в слот, прорезанный в вертикальной части фюзеляжа. Аккумулятор 2S 460 мАч не выходит за габариты фюзеляжа.

Приложение 2. Навеска рулей.
  • Все рули, кроме РН, навешивал до покраски.
  • Для этого использован скотч Блендерм. Обычный скотч тоже подойдет, но будет не так хорошо.
Технология навески
  • Для начала срезаем поверхности руля и плоскости под углом, как обычно. Градусов 30 каждый.
  • Далее кладем на стол срезом вниз. Обеспечиваем зазор в петле 0,5-1 мм. Больше не нужно. ФИксируем руль и плоскость к столу малярным бумажным скотчем. Проверяем, не ушел ли зазор.
  • Грунтуем поверхности, на которые ляжет скотч, Ухупором. Иначе скотч не приклеится к ЕПП.
  • Сушим 10 минут
  • Клеим скотч. БЕЗ НАТЯГА! Иначе может увести поверхность.
  • Отклеиваем детали от стола, рули загибаем на поверхности. Грунтуем места среза Ухупором. Сушим. Клеим скотч. Обрезаем излишки, торчащие из среза петли, острым ножом. Ногтем приглаживаем скотч в промежутке петли, чтобы верхний и нижний слои склеились.
Приложение 3. Хранение.
Модель лучше хранить подвешенной за винт. Иначе из-за деформации крыльев будут постоянно провисать расчалки. А подтягивать их нельзя.
Сам я храню модель на шкафу. В нормальном для самолетов положении. ПРосто на стенах слишком мало места, а жена следит, чтобы лишнего на стенах не было.
Приложение 3. Краска.
Крашу из баллончиков акриловой краской. Иногда алкидной, что удалось добыть. Лить краску без фанатизма, хотя разъедания материала, вроде, не замечено.