Думаю, кто постарше, тот помнит мультфильм "Утиные истории". Мне из этого мультика очень запомнился Зигзаг - горе-летчик, который не смог нормально посадить ни один самолет. А еще запомнился его красный биплан, который частенько появлялся в мультфильме, да и в заставке к нему тоже. И вот решил я его модель построить.

Чертежей не нашел, а потому решил начать с нуля. Наделал прямо в плеере скриншотов самолета с разных ракурсов и приступил к созданию. Далее будет весьма подробный фотоотчет постройки этого биплана
Для начала прочитал весьма занимательную статью про бипланы вообще:

http://www.avmodels.ru/models/useful/biplan.html - часть 1
http://www.avmodels.ru/models/useful/biplan01.html - часть 2

После прочтения понял, что художник, рисовавший биплан Зигзага в мультике, был весьма подкован. В дальнейшем буду обзывать мультяшный самолет оригиналом, чтобы было понятней и привычней
Итак, что я вкратце из этой статьи почерпнул:
Геометрия крыльев – основывался больше на оригинале, и статья говорит, что это правильно.
Вынос одного крыла относительно другого - небольшой есть, дает больше обзора пилоту, что нам не актуально, и увеличивает подъемную силу, что лишним не будет.
Вырез в верхнем крыле – дает плохой аэродинамический результат, но копийность обязывает.
Разница углов установки крыльев – на оригинале этого естественно не видно, но оно нам не особо-то и нужно, сделал нулевой угол обоих крыльев.
Применение закрылков – на оригинале их нет, а потому про них и разговора не будет (но вообще на бипланах они редки).
Трапецевидное крыло – опять же на оригинале крылья прямые, следовательно, упустим и этот момент.
Элероны – оригинал имел их два, на нижнем крыле. Статья рекомендует то же самое, потому так и сделал.
Поперечное V – по мультику сложно понять, какой угол V и на каком крыле (иногда видно на нижнем, иногда на обоих), но, опираясь на статью, сделал небольшой угол V только на нижнем крыле.

Когда с теорией было покончено, стал задумываться о том, как все это воплотить. Чертеж для начала от руки набросал на листочке, даже консультировался с коллегой по поводу размеров и пропорций (у нее глазомер хороший, ибо рисует много).
Так как программ для чертежей, опыта работы в них и принтера дома не имею, я просто перенес чертеж на большой лист ватмана. Уже по этому чертежу я вымерял размеры шпангоутов фюзеляжа, их расположение и прочее. В общем, сделал все по-старинке.

ФЮЗЕЛЯЖ

Шпангоуты




Основной стрингер (или киль), не знаю как это правильно назвать. Сделан из трех слоев потолочки, между которыми газета.




Приклеиваем днище фюзеляжа




Каркас из линеек для крепления крыльев






Второй слой потолочки на днище





Приклеиваем боковины фюзеляжа




Сажаем на эпоксидку болты крепления верхнего крыла. Нижнее крыло будет на саморезах.



Пока не зашит верх - приклеиваем мотораму. Моторама их апельсиновой фанеры - кружки с двух сторон от шпангоута, и изнутри на эпоксидке четыре гайки.



Так после зашивания верха будет крепиться мотор



Площадка для хвостовых серв - из двух слоев потолочки.


Протягиваем провода хвостовых серв

Вклеиваем сервы


Верх фюзеляжа можно зашивать (потолочку изнутри продавил вилкой, чтобы хорошо гнулась)



Отдельно делаем крышки мотоотсека и заднего отсека (в нем сервы)



Вклеиваем магниты



Имитации петель


Покраска крышек акриловой краской. Красная - основной цвет фюзеляжа и крыльев, синий и желтый - на детали, розовый - на рулевые поверхности и эти крышки.


Заклеиваем "место пилота"

Ветровое стекло из пластиковой бутылки, вклеиваем после покраски фюзеляжа



Решетка передней части фюзеляжа (из потолочки). Крепится на один болтик в верхней части и один в нижней, гайки в фюзеляже на эпоксидке.





После покраски фюзеляжа и вклеивания хвостового оперения (немного забегаю вперед) вырезаем, красим и приклеиваем законцовку фюзеляжа из пеноплекса




Так же из пеноплекса вырезаем, вышкуриваем, красим и приклеиваем имитации выхлопных труб







КРЫЛЬЯ

Сделаны по стандартной "цессновской" технологии, так что особо про них писать нечего.
Начинаем с нижнего крыла.









Так как модель будет покрашена, элероны на петлях их тонкого пластика от упаковки.










Верхнее крыло практически такое же, только нет элеронов и угла V. Но зато есть распорки и полукруглый вырез.





Стойки из бамбучин, снаружи пеноплекс, зашкуренный до круглого сечения. К бамбучинам нитками на клею примотаны болтики без шляпок.







ХВОСТОВОЕ ОПЕРЕНИЕ


Петли на руле направления из тонкого пластика по аналогии с элеронами. Руль высоты на петлях из пластика + полоска пластыря. Тяги из бамбучин. Боудены из палочек от воздушных шариков.











Розовую краску делал смешиванием белой и красной, пропорции точно сказать не могу, делал практически на глаз.







ШАССИ

Колеса, стойки и крепление полностью самодельные. Для колес использовал упаковку от планшетов (мягкая пористая пенорезина) и пластиковые карты, стойки из толстой проволоки, каркас крепления переднего шасси из апельсиновой фанеры. Гайка на эпоксидке. Колеса крепил нитками на эпоксидке с двух сторон.





















ОБЩИЙ ВИД МОДЕЛИ


В комментариях напомнили, добавляю сразу же:
Размах крыла - 1 метр.
Полетный вес - 980 грамм.

Электроника, которую использовал:

Turnigy D3530/14 1100KV Brushless Outrunner Motor
Товар http://www.parkflyer.ru/ru/product/1504821/
Tower Pro Slowfly Propeller 11x4.7 Bone (CCW) (1pc)
Товар http://www.parkflyer.ru/ru/product/1488825/

Нейлоновый кок с алюминиевым основанием 38мм (Черный)
Товар http://www.parkflyer.ru/ru/product/402791/
Аккумулятор Turnigy 1300mAh 3S 20C Lipo Pack
Товар http://www.parkflyer.ru/ru/product/1520475/
Фиксатор тяги (10 шт.)
Товар http://www.parkflyer.ru/ru/product/8519/
пластиковый кабанчик (10 штук)
Товар http://www.parkflyer.ru/ru/product/8418/
Регулятор Hobby King 30A со стабилизатором бортового питания 3A (UBEC)
Товар http://www.parkflyer.ru/ru/product/102843/
Микро сервопривод Turnigy TG9e, 9г / 1.5кг / 0.10сек
Товар http://www.parkflyer.ru/ru/product/9549/

К большому сожалению, полет первый не получился, вот видео:



-------------------------------------------------------------------------------------------------

Работа над ошибками или немного самокритики.

Внешний вид.


Первое, что бросается в глаза – переднее шасси. Колеса для большей мультяшности и схожести надо делать раза в полтора-два больше, кроме того, для копийности, между колесами должна быть перемычка и расположение шасси чуть ли не по центру крыла. Перемычку я не делал осознанно, чтобы при посадке не цеплять траву (пенопластовая мордочка при опрокидывании будет мяться очень сильно), а вперед вынес по конструктивным особенностям фюзеляжа и по причине того, что модель при посадке наверняка будет нырять мордочкой в землю.
Центральные стойки верхнего крыла по идее должны быть круглого сечения и между кабиной и крышкой мотоотсека. А у меня сделаны плоскими и уходят под край крышки мотоотсека. Это потому что я откровенно тупанул, а переделывать было слишком муторно (половину фюзеляжа разворотить пришлось бы). По идее, можно было бы сделать прорези между кабиной и крышкой, внутри планку с гайками и упоры, чтобы все это прикручивать, но… В общем, эту часть оставлю на додумывание тем, кто решит повторить сие чудо.
Много думал относительно распорок крыльев, в результате сделал их так, как сделал, хотя можно было бы опять же сделать иначе – в крыльях закрепить на эпоксидке петельки из жести, а в распорках сделать прорези и гайку на эпоксидке, чтобы все это собирать отверткой в поле. Хотя эту часть тоже можно нафантазировать в меру своего опыта.
Кабина пилота – тут я, откровенно говоря, вообще все делал по принципу «просто и без излишеств», хотя можно и панель приборов изобразить, и фигурку Зигзага приклеить, но я абсолютно не художник, а потому такую 3D-куклу сделать не смогу, даже если очень сильно захочу.
По поводу покраски тоже есть замечания. Все-таки акриловая краска нифига не закрашивает!! Под ней видны и отметки маркером, и следы от изоленты и скотча, и вмятины. Если нужен ровный цвет, сначала – грунтовать, потом красить, либо обклеивать тканью на ПВА и красить.

Что выяснилось при полете.

По поводу передней крышки. Очень понадеялся на силу трения, что будет держаться без магнитов, но зря. Задняя крышка еще как-то держалась, но передняя крышка от вибрации выскакивает моментально. Кстати, вибрация была сильной, так и не понял почему.
Кроме того, на морозе потолочка, покрытая лаком, хрупкая как тонкий пластик. Все-таки надо было обклеивать тканью. Хотя бы фюзеляж.
И еще важный для себя урок: модель, которая еще никогда не летала – не запускать с руки! Ибо тут основная вина моя, я ее решил запускать с руки, но ни тяги ни центровки не знал. В результате дрова и ремонт…

Вот и все! Спасибо тем, кто осилил данную статью и дошел до этого места. С удовольствием почитаю в комментариях Ваши замечания, пожелания и советы!
Всем удачных и продолжительных полетов и мягких посадок!