Есть мнение, что Ту-154 самый красивый самолёт гражданского флота.... А ведь, пожалуй, это правда. Чем больше я на него смотрю - тем больше он мне нравится. Надеюсь, среди вас тоже найдутся люди, которые разделяют это мнение.

Ну и как же я мог не заметить этот красивый самолёт и не попытаться построить летающую модель? Тем более, что это всё-таки не простой прототип. Стреловидные крылья и стабилизатор, заднее расположение двигателей, а так же довольно сложная механизация крыла и шасси. И, самое главное - не так уж и много летающих моделей этого самолёта построено другими, значит буду топтать свои грабли)))). Но, как я уже писал в предыдущих статьях, эти сложности как раз и привлекают меня. Тем более, что кое что уже опробовано мной на других моделях. Заднее расположение силовой установки - на Як-40. Стреловидность - на Ил-76. Вроде неплохо летали эти модели.
Масштаб выбирал, исходя из скромных размеров моей домашней мастерской и автомобиля для перевозки модели к месту полёта. Ил-76 - это всё-таки перебор был, скромнее надо быть)))). Вобщем при длине фюзеляжа Тушки 2 метра, размах крыльев получался 1,7 м. Не так уж и мало, учитывая стреловидность.
Выбирая силовую установку, решил не гнаться за тяговооружённостью. Учитывая опыт с тем же Ил-76, у которого тяговооружённость была около 0,5, даже меньше, мой выбор пал на 64-е импеллеры. Для 70-х пришлось бы делать огромные мотогондолы, что неблагоприятно отразилось бы на внешнем виде. Хотя и и эти немного увеличены, но всё же не так глаз режет. Приобрёл я пару 64-х импеллеров с 12-ти лопастными крыльчатками. Тягу обещали бешеную, чуть ли не 2 кг на 4-х баночном аккумуляторе. Может это и так, но, как оказалось, ток они жрали тоже бешеный - почти по 70А каждый. Это явный перебор для одного аккумулятора, да и время полёта сильно сократится.
Но выход всё же нашёлся. Вместо 12-ти лопастных, я поставил обычные 5-ти лопастные крыльчатки. Но запитал импеллеры от 5S5000mAn45C. Статическая тяга одного импеллера получилась около 1 кг, при токе 40А. Вот это уже совсем другое дело. При планируемом взлётном весе 3.5 кг., 2 кг тяги вполне должно хватить. Это же лайнер, ему пилотаж не крутить)))).
Дальше всё, как всегда. Сел за компьютер и начал возить по столу мышкой. В творческих муках, примерно за месяц, родились-таки чертежи будущего лайнера. Хотя нет, раньше родились шасси. Я всегда так делаю. Сначала изготавливаю шасси, измеряю их точно и тогда уже окончательно встраиваю их в чертёж. Тогда уже ясно становится их расположение, компоновка и т. д. Схему уборки несколько упростил - не стал придумывать запрокидывающуюся назад тележку, как на прототипе. Так же все остальные детали: импеллеры, сервы, аккумулятор расставляю в нужных местах на чертеже... Что-то я отвлёкся, о чём я?...
Ну да, по чертежам напилил фанерных и бальзовых деталей, и начал нюхать циакрин, то бишь клеить скелет. Тут всё традиционно: квадратная труба-стапель, на неё нанизываю фанерные шпангоуты и скрепляю всё это бальзовыми стрингерами 5Х5 мм.




Короче, фюзеляж особой сложности не представлял. Просто круглая труба)))). Правда в этой трубе очень много маленьких окошек пришлось вырезать, да ещё застеклить их....





А вот с крылом не всё так просто.... У прототипа довольно интересная геометрия. Изломы по передней и задней кромкам. Разная толщина профиля и установочные углы центроплана и ОЧК. Хотя крыло имеет положительный угол поперечного V, но, благодаря увеличенному профилю и бОльшему установочному углу центроплана, при виде спереди кажется, что у самолёта отсутствует, или даже отрицательный угол поперечного V. К тому же, помня о довольно маленьких хордах законцовок, я добавил небольшую отрицательную крутку, около 1.5 градусов. Профиль мой любимый - Clark Y.
Закрылки двухсекционные, одна секция на центроплане и одна на самом крыле. Сделал их упрощённо, просто отклоняемыми, опять же, как на Ил-76. С предкрылками решил не мудрить, вряд ли от них будет толк, не такой уж большой размер, да и веса лишнего нагонят.




Пришлось поломать голову, как сделать привод створок основных шасси. Места в гондолах впритык, серва не помещалась. Придумал так: серву разместил в центроплане, вместе с сервой внутренней секции закрылка. От неё тяга поворачивает текстолитовые шестерни, на осях которых качалки, которые и двигают створки в гондоле. Вроде неплохо получилось, работает исправно.






Качалки и кабанчики привода элеронов скрытыми сделать не получилось, так, как в этом месте очень тонкий профиль.


Крылья пристыковываются к фюзеляжу на алюминиевой трубе Ф16 мм и с помощью резьбовых шпилек М4, притягиваются барашками через большой съёмный люк на брюхе модели. Там же распологается аккумулятор и вся электроника. На стыковочных нервюрах расположены две части разъёма DB-9 для соединения электропроводки крыла с электропроводкой фюзеляжа.



Сабилизатор сделал быстросъёмным, он крепится к килю на двух винтах М4. Перекладку стабилизатора, как на модели Ил-76, делать не стал, дабы не усложнять и не утяжелять хвостовую часть. Две сервы половинок стабилизатора спаяны параллельно и подключаются через один обычный серворазъём, расположенный на верхушке киля.



Так, как, экономя вес, шпангоуты я расположил не очень часто, при обшивке бальзой 1,5 мм, заметны провисания обшивки между шпангоутами. Выступающие "рёбра" немного портят внешний вид модели, но это никак не должно сказаться на лётных качествах))))).
Долго не мог определиться с ливреей лайнера. Вроде бы хотелось стандартную окраску Аэрофлота, но у меня не оказалось достаточно серой плёнки. Тогда решил делать его белым, вроде тоже неплохо смотрится в ливрее Ютэйр)))).

Далее обтяжка плёнкой, наклейка декалей.
Готовая к полёту модель получилась 3 кг 900гр. не уложился в желаемые 3,5 кг, но и это неплохо, думаю.
Модель построил ещё прошлой осенью и всю зиму самолёт ждал своего часа. Облёт состоялся лишь в конце апреля.
Естественно, волнение, дрожь в коленках и прочие атрибуты первого полёта)))).
Кстати, "экспертов", да и просто сочувствующих собралось немало)))).






Пока собирал модель, начал накрапывать небольшой дожик. Это немного огорчило, но к счастью, он скоро кончился и я вырулил на старт. Ветер был не сильный и вдоль взлётной полосы, так что все условия для облёта модели были неплохими.
Закрылки во взлётное положение....
Даю газ и начинается разбег...
Думал, долго придётся разгоняться, но Тушка быстро оторвалась от полосы и начала набирать высоту. Убрав шасси и закрылки немного пощёлкал триммером руля высоты, самолёт был склонен к пикированию, пытался опустить нос. Элероны трогать не пришлось.
Скорость полёта приличная, особенно по ветру. Прекрасно слушается рулей. Практически весь полёт проходил вполгаза.
Пропищал таймер передатчика, установленный на 5 минут. Пора сажать. Страшновато... Выпускаю шасси, закрылки, захожу против ветра на посадочную глиссаду... Главное - не промахнуться на полосу, она у нас не очень широкая. На малом газу идёт устойчиво, управляется адекватно. Перед самой землёй сбрасываю газ, подтягиваю немног на себя и..... Как всегда, перетянул, немного "завесив" самолёт. Но тем не менее, никакой склонности к срыву на малой скорости и до последнего отлично реагирует на руль высоты. Значит с центровкой не ошибся)))).
С высоты около полуметра Тушка плюхается на все три стойки и катится дальше.
Всё! Сели! Облёт можно считать успешным!
В этот день сделал ещё несколько полётов. Уже уверенней, да и посадки стали лучше. Даже немного похулиганил - сделал петлю и бочку)))).
Вот видео облёта:


На 9 мая случилась аварийная посадка. Был сильный боковой ветер, разгонять самолёт пришлось дольше обычного, взлетал, как говорится "с последней плиты". Благодаря боковику, посадка вышла со скольжением и оторвало крепление ретракта шасси. Вот и обнаружилось "слабое звено")))). Конечно, потом всё починил, проклеил эпоксидкой площадки шасси.


Вот ещё фото и коротенькое кино с ежегодного фестваля "Большие Гуси" в г. Старица, Тверской области. Езжу туда со своими моделями уже третий сезон, очень дружелюбное мероприятие)))))).






Ну, вот вроде бы и всё.

Чертежи, какие есть, извиняйте.
(154.rar)

Всем удачных посадок и до новых встреч!!!