Привет Парклфлаер, давно не писал статей, пичём ведь было о чём. Но я здесь, а значит всё хорошо. После первой и единственной здесь статьи о автомодели "Brick"( Самодельная автомодель с полным приводом "Brick" (Кирпич) ), я для себя с разочарованием понял, что не умею делать модели. Не умею в том смысле, что мой "Кирпич" не такой прочный, надёжный и управляемый как покупные модели. Поэтому я решил сам попробовать выпускать простые серийные модели, чтобы повысить свои навыки в разработке и постройке моделей. Что из этого вычло- чтайте в статье.


Эта развлекательно-познавательная статья, намеренного рекламного характера не несёт, поэтому заваривайте чай, бериите печеньки, устраивайтесь поудобнее и чтайте как моделист вязнет в болоте производства.

Значит, рассказываю как всё начиналось. В 2014 году мы с другом решили работать совместно в сфере автомоделизма. Мы оба неплохо работали в Компас 3D, да и усердия в моделизм вкладывали. Название команды я выбрал "Shuriken", потому что я как истенный ниндзя скрытен в своих проектах и обычно не выкладываю результатов работы до полной готовности.
В то время автомоделистам выделялся спортзал для тренировок в одном из техникумов и конечно мы туда тоже ходили на покатушки кто на чём. Да, "Кирпич" там тоже ездил, хорошо помню, как при одном из приземлений у него разлетелась цепь, ну ещё бы, ни слипперов, ни дифференциалов. Так вот тогда мне другой мой друг предложил сделать модель панкара (РЦЕ) в масштабе 1/16, и я подумал, а почему бы и нет? Модель для тренировок в самый раз- меньше 10-го масштаба, трасса для неё получается просторной. Решил делать именно комплект для сборки (KIT), сам очень люблю собирать модели. Взялся за чертжи. Модель намечалась серьёзная- шариковый дифференциал, настраеваемый клиренс, подвеска, возможность установки разных типов двигателей. За несколлько месяцев общий вид был готов.

На ЧПУ станке вырезаны пробные стеклотекстолитовые детали, заказал у токаря упорные шайбы для дифференциала. Так же были детали из акрила, их резали на лазере. Для их доработки был отдельно спроектирован настольный шлифовальный станочек с наждачной бумагой. Изготовлены кондукторы для сверловки. Деталей делал на 10 комплектов. В акриловых деталях нарезалась резьба, и это было утомительно. Дальше пошли колёса.

Я изготовил мастер модели и сделал по ним силиконовые матрицы. Началось литьё эпоксидной смолой. Это было самое большое разочарование. Детали не получались- пузыри портили как внешний вид, так и необходимые элементы конструкции. Не помогало ничего, дегазировать смолу было не в чем, матрицы приходили в негодность, делались новые, смола схватывалась с силиконом несмотря на разделитель, при вынимании ломались отливки и инструменты, которыми их вынимали.

Вы думали это всё ?! Нет, не всё! Ещё был кузов. Его мастер-геометрию я склеил из пенопласта, зашпаклевал сначала шпаклёвкой по дереву, похожей на шоколад за что получил кличук Вилли Вонка. Потом покрыл стеклотканью с эпоксидной смолой, потом в ход пошла автомобильная шпаклёвка, шкурение и наконец готово. Сделали станок для вакуумной формовки, печь для разогрева пластика. Закупил для проб ПЭТ пластик. Мы долго подбирали температуры формови. К моменту. когда результат был уже близок- болванку повело, и качественный результат на ней уже было не достичь. И вы думали это всё? Нет, не всё! Друг уехал пить учиться в Питер, а я остался пить здесь, в Уфе.

Что в итоге стало с этим проектом? Всё очень просто. У меня сейчас есть возможность его завершить. Но я думаю, а зачем? Кому это будет надо? Сам я уже не катаю, комплект для сборки я планировал продавать примерно за 2000р, но не обеспеченные моделисты и это не купят. А у кого есть деньги на модели просто засмеют этот проект.

Дальше 2016 год. Увидел на eBay китайские наборы деталей для сборки прямоездящих моделей. Халтура откровенная- в наборе колёса, шестерни, мотор, клемма батарей и вырезаный на лазере прямоугокник, ну и крепёж. Да я лучше могу, подумал я. Взялся за проект, назвал «Simple buggy». В качестве прообраза взял собирательный образ багги на радио управления 80-х годов.

Ещё несколько месяцев разработки и уже был прототип.

Машинка получила название "Искра", собиралась из фанерных деталей без клея (ну почти) на винтах. Мотор F-130, пара светодиодов, работает от двух батареек ААА. Выглядит здорово, а если покрасить- вообще замечательно. Со всеми компонентами определился. Началась работа над инструкцией. Придумал маскота фирмы- весёлую девушку моделистку, по моему эскизам и описанию художница Ocilo нарисовала сопроводительные рисунки к инструкции.

Тем временем я обнаружил что винты М2 в моём городе достать в относительно промышленных объёмах, даже штук 150, нереально. Закупил в сибири, параллельно на eBay заказал саморезы М2 по 1000 штук. Как всё пришло- началась комплектовка наборов, заказал коробочки в местной мастерской. Себестоимость вышла не высокая, поэтому по цене я конкурировал с подобными наборами. За те же деньги я предлагал уже не статичные конструкции, а модель на моторе, к тому же ещё и с горящими фарами. С другом сняли видео о комплекте:




Тем не менее это не спасло модель от провала. Я сумел продать один комплект за пределы Уфы, остальное купили почти по знакомству. В итоге я и десяти моделей не продал. Ни Авито, ни eBay не помогли. Не помогла ярмарка мастеров, посты в группах тоже не помогли. В чём причина? Может в том что модель плохая? Я не умею делать? Я не умею продовать? Мало рекламы? Нет потребностей у покупателей? Не повезло? А может всё сразу? Я не знаю.

В 2017 году велась разработка шасси для моделей в масштабе 1:24. Об этом шасси пожалуй стоит сделать отдельную статью, хотя бы потому что это модель не коммерческая, все чертежи выкладывал в группе ВК по самодельным моделям. Именно на этом шасси я отрабатывал 3D печать, которая очень долго не давалась. Настройки слайсера и принтера подбирались долго и мучительно. Всё, что могло идти не так как надо, шло не так как надо. В итоге из дешевейших принтеров выжали всё что могли.




В конце того же 2017 года в голову пришла идея о микро краулере, на котором можно было бы кататься прямо по столу. Мне не хотелось иметь дело с карданами, поэтому схему управления выбрал танковую. Кинематическая схема хотел свою, поэтому закупать микро редукторы, или разбирать сервомоторы не стал. Червячная передача позволила получить большое передаточное число.

Через пару месяцев опытный образец ездил по столу.

Детали напечатаны на 3D принтере. Управление правда было проводное, но машинка работала, причём так как надо! По столу кататься в самый раз. Полный привод и подвеска позволят взбираться на небольшие препядствия, а малая скорось и манёвренность делали управление приятным. Было решено сделать партию в 10 штук на продажу. Конечно Мой друг, разбирающийся в радиоэлектрониких застремал меня за проводное управление, говорит «На дворе 2к18, а ты тут с проводами», ну и я такой «Так предлагай!». Так решено было делать управление через biuetooth с телефона. Пара недель разработки и написания прошивки, еще неделя для опытного образца и мне выдают схему и прейскурант компонентов. По приходу компонентов планирую схему спайки. Дальше недели три ушло на сборку "бутербродов" из плат. Потом тестирование, ремонт. В общем много чего нового было освоено за этим проектом. После завершения работы над электроникой начался подбор компонентов. В модели много коротких валов диаметром 2 мм, их просто так нажёвкой не нарежешь. Решено было заказать изготовление. Нашёл контору по токано-фрезерным работам в городе- звоню со своим вопросом. Каково же было моё удивление, когда в трубке я услышал «А вы сами не можете?». Это было гениально, надо было вешать трубку, но я ответил, что если бы мог- сам уже нарезал. После этого мне выставили такой ценник за работу, после которого я сам захотел всё нарезать. Благо eBay снова выручил, валы нашлись там, размеры подошли почти идеально и стоили приемлемо. Тем не менее один вид валов пришлось нарезать самому. С шестернями тоже не всё в порядке. Для мостов поторебовались тонкие шестерни, которых в продаже небыло вообще. Мне пришлось разрезать более толстые шестерни с тем же числом зубьев и доводить их до нужной толщины на наждачной бумаге вручную. Даьше пошла серийная печать деталей. тут стало ясно, что с печатью не всё в порядке. Пришлось доучиваться ещё и ещё, дорабатывать принтер. Уходил пластик, детали пачками шли в брак, но в итоге приемлимых результатов удалось достичь. После того, как все детали были готовы- началась работа над инструкцией. Это дело я полюбил больше всего. Понятно и красиво оформленная инструкция- считай половина модели. На этот раз я сопровождал эскизы текстовым описанием процесса. Я старался выдержать инструкцию в стиле первой модели. Обратился к той же художнице за рисунками.

Скомплектовал нборы. Получилось что в комплект входило всё необходимое для модели, ничего не надо докупать из электроники. Единственное нужно самому было обработать и покрасить кузов.
Снял с другом видео:



Артем Марченко сделал пост с видео о модели в своей группе https://vk.com/daimlermar. Сумел даже договориться с одним интернет магазином моделей о размещении там своего товара.

Ну и вот, быть может вы уже подумали что это история успеха и моделист-млиллионер пишет вам с мальдив чтобы вы вышли из зоны комфорта? Нет. Я всё ещ в Уфе и не продал ни одной модели. Реклама вроде работала, мне даже написали несколько человек, но ни у кого не оказалось денег.

Если вы дочитали до сюда, значит пришло время выводов. Не могу сказать что-либо позитивное, но и негатив нагнетать смысла нет, поэтому по делу. Изучите спрос, скорее всего популярностью будут пользоваться модели отечественных автомобилей, Урал, Камаз, УАЗ итд. Этих модедей уже много и они высокого качества, поэтому как-то вклиниться в рынок будет не просто. Сперва сделайте чертёж, потом модель, вы не в конструктор лего играете. Не проектируйте деталей, которые не сможете изготовить, нужно отлично знать технологию, избегайте ручного труда. Не берите всё на себя, что можно- дайте в работу грамотным людям (если они есть). Ну а я, на своём примере доказываю что большие старания дохода не приносят сами по себе. Но это не значит что надо на всё забить и забыть. работа продолжается. Следующий проект буду "одобрять" у публики заранее чтобы не тратить ресурсы впустую. В конце-концов уже доказал что проекты до конца довожу, чего и вам всем желаю. Мир.

Паблик: https://vk.com/public170258337