Ничего нового, никаких инноваций. Всё традиционно и уже привычно для подобных аэропланов.
В общем, изобрёл очередной "велосипед", но получилось прикольно...

К слову сказать, изобрёл я его не вчера, а уже довольно давно. И даже примерно год-полтора назад здесь уже публиковался Отчётик о сборке такого аэроплана, после которого меня одолели вопросами про чертежи, но на тот момент готовых чертежей не было.
Для меня подготовка материалов к публикации - занятие малоинтересное и требующее много времени. Но совсем недавно я всё-таки справился с этой трудноразрешимой задачей. Собрал всю волю в кулак, заставил себя и подготовил файлы чертежей, а заодно и краткий авторский обзор проекта от задумки до первого полёта.
Далее слегка сокращённая версия этого обзора, а ссылка на чертежи в конце статейки...

Пенолёт по мотивам
Extra-300S

Небольшое предисловие.
Покупные дранки я не признаю принципиально - люблю делать сам.
Широкий простор для творчества даёт пенолётная тема. При грамотном подходе можно не напрягаясь, с удовольствием и очень не дорого собирать весьма интересные аэропланы, превосходящие покупные аналоги практически по всем параметрам: и конструктивно, и эстетически, и по лётным характеристикам. К примеру: некоторое время назад огромную популярность у моделистов снискал наш МикроАнгел



Этому способствовало несколько факторов, главные из них:
- рациональность конструкции (минимум необходимых деталей)
- простота сборки
- превосходный внешний вид
- отличные лётные характеристики.
Именно эти критерии были поставлены во главу угла в моём новом проекте.
В этот раз я решил сочинить пенолёт по мотивам известного спортивного самолёта Extra 300S. Эти самолёты весьма популярны у авиамоделистов, и я не исключение - мне Экстры тоже нравятся…

Техническое задание и подготовка проекта.
Итак, мне предстоит сочинить пенолёт по мотивам самолёта Extra 300S.
Одна из основных задач: используя опыт, полученный при разработке МикроАнгела, не усложняя конструктив и процесс сборки, по максимуму сохранить геометрию и внешний вид прототипа (Экстры), по возможности не в ущерб лётным характеристикам.
Предполагаемые основные параметры примерно следующие:
Размах: 1050 мм
Длина: 860 мм
Вес: +/- 650-700 гр
Оборудование: точно такое же, как на МикроАнгеле.
Основной строительный материал - потолочная плитка размером 500х500х3,5 и немного фанерки 3 мм.
Отделка - цветной скотч (обклейка) и рекламный Оракал (надписи, наклейки)
Фонарь кабины и капот пластиковые.

Задача поставлена, приступаем к проекту.
В интернете всевозможных чертежей различных Экстр более чем достаточно. Во всяком случае, есть из чего выбрать.
Как и хотел, остановил свой выбор на чертеже Extra 300S, и на его основе набросал в компьютере 3D-модель аэроплана. И на всякий случай сразу прикинул раскрасочку:


Затем запихнул в эту скорлупку детали конструкции.
Собственно, тех деталек - по пальцам пересчитать:




Как видно из картинок, концепция силового каркаса фюзеляжа перекочевала в этот самолёт из финальной версии МикроАнгела. Небольшие отличия обусловлены лишь общей геометрией самолёта.
На крылья и хвостовое оперение пока заморачиваться не стал, дорисую потом, по ходу сборки. В этих элементах никаких инноваций не планируется, всё будет точно так же, как когда-то на МикроАнгеле - киль и стабилизатор плоские (потолочка в один слой с дополнительным усилением), крыло разборное, на деревянном штыре, с профилем КП-0012 (Какой Получится, симметричный, относительной толщины +\- 12%). :-)
Ну а так как практически все необходимые для сборки фюзеляжа детали уже придуманы, то я решил попробовать его собрать.

В общем, собираю фюзеляж.
Не стал ломать традицию, и сначала, для проверки, присобрал всё на сухую:

На первый взгляд всё нормально сошлось. Значит, приступаем к сборке по-настоящему. Сначала склеил силовую коробку фюзеляжа:

В переднем шпангоуте уже торчит мотокороб - он не вклеен, я его воткнул, чтобы проверить геометрию получившейся конструкции. Скорее всего, эта штуковина будет вклеиваться уже в самом конце строительства.
У моих товарищей были опасения по поводу двойной кривизны боковин фюзеляжа, проскакивали сомнения типа: “будем надеяться что потолочка "натянется" на такую сложную геометрию…”
Но не такая уж она и сложная оказалась, всё собралось абсолютно нормально, без каких-либо трудностей.
Собственно вот:



Последовательность сборки выбрал такую:
сначала приклеил к каркасу панель днища и склеил между собой панели боковин по заднему торцу. Потом прошкурил боковые торцы днища в плоскость нижних стрингеров. После этого "надел" боковины на фюзеляж и сначала приклеил их к верхним стрингерам силовой коробки. Потом проклеил оставшиеся швы и вклеил основание гаргрота.
Приклеиваю гаргрот.
С помощью строительного фена и пары алюминиевых профилей отформовал заготовку гаргрота:


... и приклеил её на своё место:

Немного про кабинку.
Всё элементарно: собираю каркас кабинки, пока он сохнет, с помощью того же фена и профилей формую заготовку обшивки



Потом приклеиваю обшивку на каркас и подрезаю на ней припуски по контуру.
Никаких косяков в деталировке не обнаружилось. Из подгонки только наложение фасок по форме фюзеляжа на торцах основания каркаса (с боков и на заднем торце).
В основном сборка фюзеляжа закончена.

Про хвостовое оперение.
Конструкция простейшая. Потолочка в один слой, усиленная по задней кромке карбоном (рейка 3х1). Такой же рейкой усилил перемычку между рулями:

Аналогичным образом усиливается киль.
Чтобы после вклейки в фюзеляж стабилизатор не болтался и не перекашивался при манёврах, я усилил бальзой переднюю кромку стабилизатора (бальзу можно заменить абсолютно любой деревяшкой):

Теперь про крылышки:
Как я и говорил, конструкция и последовательность сборки крыльев почти один в один повторяют МикроАнгеловскую, и даже ещё проще. Здесь силовой штырь и лонжерон крыла расположены параллельно, что существенно упрощает сборку - пеналы штыря просто подклеиваются к стенке лонжерона, не нужно ничего вымерять и размечать.
Т.к. процесс сборки крыльев этой конструкции уже неоднократно описывался в многочисленных обзорах других авторов и ничего нового здесь я не изобрёл, то просто выкладываю небольшую последовательную серию фотографий.
No comments:







В целом можно сказать, что планер самолёта собран:

В общем-то всё собралось абсолютно нормально и довольно быстренько, какой-либо подгонки практически не потребовалось. ... ну, разве что самую малость.
Подводя промежуточный итог, с уверенностью могу сказать, что одна из основных, поставленных в самом начале задач выполнена: несмотря на более “затейливые” формы, собирать Экстру нисколько не сложней чем МикроАнгел.

Фонарь и капот.
Фонарь от кабины МикроАнгела вполне удачно подошёл и для Экстры, а вот над капотом пришлось немного поработать. Капот у Экстры имеет характерную и узнаваемую форму, мне хотелось по максимуму её сохранить в своём проекте. Поэтому были подготовлены файлы:

и на CNC-фрезере была изготовлена болванка капота Экстры:


Потом по этой болванке методом термовакуумной формовки из листового пластика был изготовлен сам капот.

Обклейка, раскраска.
Выбранная мной тема окраски Экстры проста и всегда нравилась мне.
К строгой копийности я не стремился, мне нужна только узнаваемость, поэтому в деталях есть много отступлений и упрощений. Но в результате я получил, на мой взгляд, интересную, узнаваемую и очень простую раскраску.
Фюзеляж:

Крыло:


Аналогичная тема раскраски на стабилизаторе.
Покрасил капот:

Потом ещё приляпал немного буковок и наклеек на фюзеляж:


Стойки шасси.
Из проволочки диаметром 1 мм и дюралевой пластинки толщиной 2 мм изготовил и прикрепил мелкими шурупчиками заднюю стойку:


Немного подробней про заднюю стойку такой конструкции можно посмотреть ЗДЕСЬ
Далее:
из проволоки диаметром 2,5 мм согнул основную стойку шасси и установил на неё колёса и «галоши»:

Пришурупил это хозяйство к Экстре:


Нормально получилось. Надо красить «тапки».
Покрасил:

Покрасил фонарь и приклеил его на место:


Теперь самик "ваще огонь" :-)



Всё, планер Экстры полностью собран.
Это конечно же не разу не копия, и даже не полукопия, но согласитесь, внешний вид получился довольно презентабельный и вполне узнаваемый. А это значит, что ещё один пункт из моего "технического задания" выполнен.

Настало время устанавливать оборудование.
Сначала в предусмотренные места установил сервы и вклеил во все рули кабанчики:

Потом из карбоновой трубки диаметром 2мм и тонкой проволочки с использованием циакрина и ниток изготовил тяги управления:

Аналогичным образом сделал на элеронах:

Потом установил остатки "железа", всё подсоединил и настроил:


Что же в итоге у меня получилось?

Пенолёт по мотивам Extra-300S
Размах: 1055 мм
Длина: 860 мм
Площадь крыла: 20,14 кв.дм.
Полётный вес: 700 гр.

Установлено следующее оборудование:
Б/К двигатель: TURNIGY D2836/8 1100 Kv
Регулятор: TURNIGY Plush 25A
Аккумулятор: ZIPPY Compact 1500mAh 3S 25C
Р. машинки: HKSCM9-6 digital micro servo (4 шт.)
Пропеллер: Turnigy Light Electric 10х6

Теперь осталось только облетать самолётик…

Облетал!
Дело было вечером, перед закатом. Запас времени был небольшой, поэтому слетал всего пару раз. Очень мало - не налетался. С удовольствием подлетнул бы ещё разок-другой, но в сумерках летать не люблю и вдобавок, доканали комары и мошки.
Обычно мы не снимаем видео на своих полетушках, по этому просто пара фоток с места событий:


Теперь краткие итоги по полёту.
Первый и пожалуй главный итог: у меня получился офигенный самолётик! Летит классно - стабильно, ровно, красиво. Сразу после первого взлёта я немного триммернул его по высоте и больше ничего не трогал, а после посадки чуток подправил расходы рулей.
У меня были некоторые опасения по поводу пропеллера, думал, что Турниговской деревяшки 10х6 будет маловато. Полная ерунда! Моя Экстра с этим винтом бодро летит вертикаль, без каких-либо намёков на усталость.
Ещё были опасения, что самолётик будет скоростной и срывной - ничего подобного. Самик конечно же не "пешеход", но всё же он отлично летит практически во всём диапазоне скоростей и никуда не валится. В целом моя Экстра рулится очень комфортно и мягко, летать одно удовольствие!
Отдельно хочу отметить то, как выглядит аэроплан в полёте: Очень здорово смотрится Экстра! Пролёт на малой высоте в лучах заходящего солнца - просто сказка! На высоте самик тоже читается отлично, благодаря раскраске перепутать верх и низ невозможно даже на большом удалении.
Если в целом подвести итог проекта "Extra-300S", то в трёх словах это будет примерно так: Прост... Красив... Летуч...
И если вы уже уверенно рулите на "Цессне", то вам пора пересаживаться на "спортивную" технику:


Всем удачи и с Новым годом!

PS:

Для тех, кому эта моделька понравилась, и кто желает её повторить:
Чертежи этого (и не только этого) аэроплана можно скачать у нас на сайте в соответствующем РАЗДЕЛЕ
Более подробная информация, а так же обсудить, задать вопрос и получить консультацию можно у нас на ФОРУМЕ