Неужели в самом деле наши ели улетели?

Доброго времени суток! Поздравляю вас всех с наступившим Новым годом, желаю вам быть как можно добрее и внимательнее по отношению к другим людям, тогда все ваши мечты несомненно будут сбываться! Так же хочется отдельно поздравить наш любимый сайт "ПАРКФЛАЕР", спасибо большое администрации за отличное обслуживание о поддержку, желаю вам и дальше развиваться!

Ну а теперь ближе к делу.

Вот Новый год уже прошёл, а снега так и нету... Я как то сидел, и не то, чтобы мне было скучно, просто захотелось сделать что-нибудь новогднее ещё и что б летало! Ну и конечно первое, что пришло мне в голову- ЁЛКА!

Вообще начал я этот "проэкт" давно, приблизительно месяц назад, и думал пораньше закончить, облетать покрасить и малышу на Новый год подарить. Но не тут то было... уроки, контрольные под конец года, МАН и прочая школьная дребедень никак не давали мне закончить мою модельку. Но вот, свершилось, я её доделал! Ёлочка получилась летающей и прикольной, так что, коллеги, приятного просмотра!

Представляю вашему вниманию краткий план статьи:

-Выбор электроники и прочее.
-Чертежи.
-Построение.
1. Нарезка пенопласта.
2. Вырезание частей.
3. Рули.
4. Вырезание фюзеляжа и склеивание модели.
5. Моторама.
6. Закрепление рулевых машинок и изготовление тяг.
-Все ближе и ближе к полёту.
-ПОЛЁТ!
-Оособенности постройки данной модели и разбор полёта:

Всем приятного просмотра!

Выбор электроники и прочье.

 Электронику заранее выбрал ту, которая у меня "на руках" есть, чтобы не ждать очередной посылочки с хоббика. В общем беру вот такую электронику:

МОТОР-Бесколлекторный двигатель D2830-11 1000kv

Спидконтроллер - Регулятор для бесколлекторных двигателей Turnigy AE-25A

Аккумулятор- Rhino 1350mAh 3S 11.1v 25C Lipoly Pack

В сумме вес получается около 200 г - это чисто основная электроника. Учитывая приблизительную желательную нагрузку на крыло 10-14 г/дм2 , при такой цифре модель планирует хорошо, я прикинул какая должна быть площадь модели. Я рассчитывал на то, что сама модель будет весит окола 200 г, но это с большим запасом. И того общий вес 400 г, соответственно площадь 40 дм2 . В общем подстраиваясь под такие показатели я начертил форму для ёлочки и её приблизительные размеры.

Чертежи

Сразу говорю, чертил чисто символически в масштабе 1:10, но так, чтобы можно было разобраться в них. В принципе, вышло, что я использовал чертежи очень приблизительно, но они отлично послужили для расчетов.

Чертёж №1



Тут приблизительно (по клеточкам) посчитана площадь сего творения и прорисована общая форма горизонтальной части. Получилась длиной в 1 м и самый большой размах 80 см.

Чертёж №2



Это 2-ая часть плоскости. Вообще я с начала собирался делать из 3 слоёв, но мой коллега переубедил сделать из 2-ух, как оказалось не зря. Прямоугольники на рисунке- это приблизительный расчет количества листов для модели. Сразу говорю, я собираюсь делать её все из тех же блоков пенопласта, как и обычно. Но это листы 65*30 см, а если кто захочет сделать такую из потолочки- 8-ми листов Вам должно хватить. (Если честно, я и сам собираюсь в следующий раз брать потолочку)

Чертёж №3



Тут я вообще поместил модель во всех проекциях. Слева внешняя часть- это верхняя часть фюзеляжа, соответственно меньший контур- нижняя часть. Ну а справа, та же проекция, что и сверху.

Построение

1. Нарезка пенопласта

Для начала нарезаем пенопласт. Если быть точнее подготавливаем материал для модели. Для кого-то проще съездить в магазин и купить готовую потолочку, но я уж задумал нарезать, приспичило мне видите ли, вот я и решил следовать своей идее. Ну а насчет потолочки... я в конце опишу подробно, что я думаю о ней, а пока что поверьте на слово, и у этого пенопласта есть плюсы. Я в принципи не замерял сколько времени занимает поход в магазин за потолочкой, но про нарезку могу сказать точно: в целом один лист может занять около 4 минут чистой нарезки, но это если брать по диагонали ( в моем случае блок 69 см, а пенорезка 65) но если не пожлобиться и отрезать те несчастные 4 см, то можно сэкономить до 2 минут времени на нарезке одного листа! Вот и получается, чисто теоретически на 12 листов уходит 28 минут, как по-моему, не так уж и много, но опять же - на любителя!

Нарезая пластины не нужно забывать про проверку струны. Желательно каждый раз (перед включением аппарата) проверять натяжение струны и её высоту, поскольку всякое бывает, нихром, всё же металл, и имеет свойство растягиваться, а соответственно провисать и корёжить нам листы. Мне приходилось каждые 5-6 листов перетягивать струну, так как расслаблялась немного.

В общем, выставляем струну под 0.5, проверяем натяжение (опять же, главное не перетянуть, тут на слух..) и начинаем нарезать. Как то так вышло у меня:



 

(подробнее про аппарат я рассказывал в предыдущих статьях, кому интересно, можете посмотреть)

2. Вырезание частей.

Как я уже ранее сказал, модель будет из 2-ух слоёв пенопласта, я думаю я всё же по понятным причинам выбрал именно 2 слоя, а не 3. Ну, во-первых, для 3-ёх слоёв нужно было бы потратить больше времени на нарезку, во-вторых ненужный вес, в-третих- лишняя морока.

Так вот, для начала я вырезаю внешнюю часть:

Складываю 2 листа и прорисовываю форму будущей ели, за тем вырезаю острым ножом, чтобы не "жевало". Нож брал вот этот: Нож X-BLADE со сменным лезвием SK-5  кстати, очень хорошо режет! Мне хватило одного лезвия на полное изготовление модели.
   

Когда основные детали готовы, переношу их на чистый лист пенопласта, и прорисовываю линии на расстоянии 1.5 см от краёв для нижней части самолёта. Модель делалась по технологии, которая не включает использование фризерной машини, так как у многих её нету. В общем то, мне самому понравилось такое решение и отлично получилось. Я прорисовал контурные части, а потом перегородки внутри каждой части, они и для прочности, и для красоты.





Теперь склеиваем верхнюю и нижнюю часть обеих полуплоскостей (только передние) а потом соеденяем между собой. На фото видно встаки- это я сделал из милеметровой фанеры для прочности соединения.
 


Оставляем части склеиваться между собой на ночь, прижав их чем то в меру тяжёлым на ровной поверхности.

3. Рули.

Затем вырезаем нижнее части, но перед их склеиванием необходимо подумать про элевоны, так как навесы мы будем делать из 2-ух стороннего скотча.

Берем нижние части и в каждой вырезаем элерон по одинаковой форме, а потом на месте стыка ножом, под линеечку, срезаем полоску по углом ≈ 45o  .



Теперь необходимо отшлифовать поверхность, где будет клеиться 2-ух сторонний скотч. Это по минимуму, а вообще, не плохо бы и полностью отшлифовать модель, так как ворсинки, которые остались после нарезания будут мешать крепкому соединению пенопласта со скотчем. После отшлифовки наклеиваем 2-ух стронний скотч так, чтобы он не мешал полному отклонению рулей.

 

(проверка отклонения элевона)



Перед склеиванием 2-ух частей клеем "драгоном" мы вставляем вот такие кабанчики: пластиковый кабанчик (10 штук)
Для этого делаем небольшой прорез недалеко от края и предварительно промазав поверхность тем же клеем вставляем кабанчик.



4. Вырезание фюзеляжа и склеивание модели.

На чертеже было показано 2 части, каждая будет из 2 цельных слоёв.
По очереди вырезаем детали соответственно чертежу (я местами ещё подправлял его, так как в реальном масштабе было удобнее приглядеться к модели и поправить форму). Выходит как то так.

  (нижняя часть, задняя планка)

Вырезали, и откладываем, а пока склеиваем горизонтальную плоскость.

(Эт я просто приложил вместе, что посмотреть на внешний вид, и за одно поправить неровности на стыке, если есть, то берем ровную поверхность, кладём деталь на край и бруском подправляем стыки.Кстати, неплохо бы на плоской поверхности иметь отчерчённый прямой угол.)

Теперь склеиваем нижние части. Тут то было неудобно вставлять пластинки, по этому я обошёлся несколькими зубочистками.



Теперь подкладываем ровную поверхность на стульчик, я взял фанеру сантиметров 50*40, и в местах стыка подкладываем бумажки, чтобы модель не приклеилась.

Прижимаем чем угодно, я взял книги)) При чём располагаем с начала три книги так, чтобы каждая была на отдельной части, а потом накладываем все остальные сверху.



После этого приклеиваем фюзеляж на термоклей, поскольку необходимо заполнить пространство в некоторых местах и придать прочности стыку. Тут точно так же заднюю часть клеим в последнюю очередь, так как будем туда крепить киль. Делаем все теже операции подобно к элевонам: срезаем, шлифуем, наклеиваем скотч, вставляем кабанчик и склеиваем части.



5. Моторама.

Для изготовления моторамы нам понадобится 3-ёх милиметровый лист ПВХ (поливинилхлорид), и лобзик для вырезания. По форме я пытался подкосить под ёлку, похоже не совсем вышло, но красиво.



Вырезаем лобзиком и отшлифовываем края, ну это для больше для эстетического удовольствия.

Теперь приклеиваем её на самолет. Для этого я использовал термоклей, так как он дает нужную прочность.

Да, и лично моё мнение, которое следует из наблюдений во время пользования клеем:

1. Лучше брать пистолет на паркфлаере, ну, по крайней мере он куда удобнее и качественнее чем в наших, украинских магазинах (на фото), да и цена на него меньше. И еще много преимуществ, такие как возможность использования в полевых условиях, тонкая струя клея и много других. 12-вольтовый термоклеевой пистолет

2. Чем больше клея при мотораме, в разумных пределах, понятное дело, тем меньше вибраций на моторе. Может это конечно совпадение, но когда я долил клея, то мотор стал тише работать. В принципе вполне логично, так как термоклей смягчает крепление.

(Склеивание магазинным пистолетом)

Приклеиваем мотораму вот таким образом.



6. Закрепление рулевых машинок и изготовление тяг.

Нарисовал на листке вот такие вот 2 формочки: одна-внутрення часть машики, вторая- с уголками под крепление, потом соединил в одну и сделал шаблон для бальсовой штукенции под машинку.

 

Машинки брал вот такие:



синюю использовал под киль HXT900 (9-граммовая микро-сервомашинка)
а белые для элевонов HK15178 аналоговая сервомашинка (10г / 1.4кг/см / 0.09сек)
также использовал удлинители Сверхлегкий провод для сервомашинки (Futaba) 32AWG 40СМ (в комплекте 10шт)

Ранее везде использовал только HXT900, просто привык так, а тут решил попробовать белые. Они дешевле. Не знаю чем они хуже, но похоже теперь буду брать их. Белые куда тише в работе и удобнее, как по-моему.

Вот пример вырезаной вставки из бальсы:

 

Теперь отмечаем местоположение вставок на модели предварительно примеряв его (так, чтобы тяги не выгибались при соединении).



Я с начала поставил тяги на нижнее отверстие в кабанчике, но потом так посмотрел, что маловато будет отклонение. Есть несколько решений этой "проблеммы": 1-ый - увеличить плечо на машинке, 2-ой - уменьшить плечо на рулях. Я выбрал 2-ой, так как в первом дольше морочиться надо.

Берём зажигалку и нагреваем скрепку, желательно подлиннее, либо с плоскогубцами, чтобы не обожгло и прожигаем отверстие в кабанчике. Может с первого раза не получится, в таком случае повторяем процедуру ещё раз.



Изготовление тяг.

В принципи вся история тяги показана вот на этом фото:



И так, справа находится просто разогнутая скрепка. После этого оставляем маленький кончик, а большой выпрямляем. Маленький продеваем в отверстие на машинке, а большую выгибаем соответственно к отверстию на выпрямленном руле. большенство моделистов на Паркфлаере уже достаточно опытные, но для новичков скажу, перед выгибанием тяги убедитесь, что машинка находится в нулевом положении, для этого подключите её к аппаратуре и поставьте тример по центру.

Все ближе и ближе к полёту.

Закрепляем мотор саморезами.



И подготавливаем модель к полёту. Для начала можно не разрисовывать модель, а просто обклеить несколькими полосками скотча для того, чтобы можно было различать модель в небе. Вообще, я планировал конкретно разрисовать модель акриловыми красками с распылителя, и игрушки прорисовать, но... Вот даже буковки подготовил:





Теперь прикрепляем на липучку аккумулятор, опять же, предварительно отшлифовав место стыка липучки с самолётом, ну, а спидконтроллер и приёмник будут себя отлично чувствовать прикреплёнными на скотче.

ПОЛЁТ!

Ну, и вот он долгожданный полёт! Погодка была отличная: небольшой ветерок, солнышко светит. Приготовили модель и... полетели!

Я не очень опытный пилот плосколётов, по этому несколько первых полётов были неудачными, но потом я учёл все свои ошибки и таки запустил модель!

Вот видео одного "фейлового" полёта.



Ошибки были такие:

-Модель нужно запускать строго горизонтально.
-Не боятся поднять ручку газа до конца, это всё таки плосколёт.
-Перед взлётом "толкнуть" модель.

Но на третий раз она полетела! Мы просто кричали от радости! Нас просто "распирало")) Это непередаваемые ощущения, когда модель, которую ты сам спроектировал и построил поднялась в небо! У меня убедительная просьба не судить строго оператора, так как ему солнце мешало, да и от меня ему ОГРОМНОЕ спасибо за то, что согласился выйти и поснимать мой полёт!



Модель упала.... в трибуны.. На моё удивление вся электроника осталась жива, и даже винт, и тот уцелел! Вот честно, сам не знаю по чему, но я ни капельки не огорчился падению, даже радовался. Скорее всего это благодаря эмоциям от полета)) А вот насчёт самого падения.. это уже совсем другая история. Тут нужно "расследывание" проводить и выяснять в чём причина, но одно могу сказать точно - модель не виновата! Есть несколько версий: либо ветром сильно задуло, но скорее всего это то, что аппаратура заглючила(( На видео видно, как модель даже не изменила траекторию падения, хотя я поднял рычаг "верх" до конца и скинул обороты мотора.  В общем, уже не важно, почему она упала, а важнее всего то, что ЁЛКИ ЛЕТАЮТ!

А вот видео, как мы бежим к модельке:



Принесли мы её к нашим рюкзакам, посмотрели что да как, оказалось не всё так плохо! Ранена только 1/4 модели, электроника не пострадала.



В общем, что я могу сказать про эту модель.... прежде всего она подняла мне настроение, при чём на долго! Модель летает, и я буду делать подобные еще, и дело таки дойдёт до покраски.

Особенности постройки данной модели и разбор полёта:

1. В следующий раз наверное таки возьму потолочку, всё же из неё немного удобнее делать)
2. Стоит пустить рейки либо из бальсы либо из карбона в отдалённые части модели, дабы увеличить прочность.
3. Площадь рулей приемлемая, но можно поиграться и попробовать увеличить площадь элевонов.
4. Делать надо всё же из 2-ух слоёв- этого достаточно.
5. Модель летит отлично, очень редко задувает.
6. Центровка оказалась немного задней, значит надо будет аккумулятор подвинуть вперёд. (Центровка была на расстоянии 54 см от носа, я так подозреваю должна быть на 50 см, то есть 50%)
7. ЁЛКА необыкновенно повышает настроение и привлекает внимание. Я так подозреваю, если разрисовать, вообще "бомба" будет.
8. Забыл сказать про центровку. В полёте модель себя вела как будто у неё центр тяжести сзади. Хотя мне с начала казалось, что будет передняя центровка, и я повесил грузок на хвост. Моя ошибка отразилась в первом полетё, когда она просто фактически носом в небо глянула и упала. Я снял грузок - центровка почти выровнялась. Она была на расстоянии 55 см от носа, но мне кажется, стоит делать на расстоянии 50 см, то-есть 50%, для этого аккумулятор чуть вперед подвинуть.

Всем спасибо за просмотр!



И небольшое видеопоздравление от Valika, Trillionera, Maksa!