Краткий отчет моей "разрушительной" деятельности, конструирования и изготовления зальных самолетов этой зимы.

Решено было подойти к тренировочному процессу по серьезному.

Массово изготовить тренировочный вариант ЯК-55. Чтобы без забот "влетаться" в зал.






По принципу максимального облегчения и минимальной прочности. Только для пилотажа, чтобы самолет сам себя не сломал.

Изготовили новый фрезер.

Сама фреза по дереву с напайками. Обточили хвостовик под 3мм для цангового зажима, более точная установка глубины реза. Возможность наклонять фрезу.Ширина реза 18мм.





Протестировал старый и новый вариант фрезера, разница заметная.




ЯК делал в двух вариантах, очень облегченный на растяжках и более дубовый на раскосах из угля в 1мм, но зато с тормозами.

Карбоновый стержень 1мм.
Карбоновый стержень (сплошной) 1x750мм

Чего наделал по ЯКу. Провел управление на элероны и элеватор на жестких тягах. Фиксатор из скрепки установил на уголь по простому с промощью нитки и циакрина. Собрал всю систему проводки от сервы на элеватор,на весу обмазал клеем нужные места и вклеил.Просто и точно.Тяги чтобы не прогибались установил их по всей длине на подставках из пенопласта и термоусадки, она хорошо клеится титаном. Вот уже что-то вырисовывается.

Маленько фото конструктива. "На веревочках".




Натянул растяжки, не сделал на трубочках, просто приклеил накладки с дырками с обоих сторон пенопласта.



Не стал натягивать все сразу как делал раньше, много мороки. Сначала растянул крыло, затем хвостик и потом всю балку хвоста.
Колесики из угля 1.5 согнул паяльником и термоусадка на циакрине. Не смотря на кажущуюся хлипкость все выдерживает. Или может я научился плавненько садиться?

Карбоновый стержень 1,5мм на стойки шасси.
Карбоновый стержень (сплошной) 1.5x750мм






Маленько облегчил оборудование, ободрал приемник и регулятор. Провода с мотора припаял напрямую. Поставил растяжки на носик и установил оборудование до конца.

Приемник 6 каналов биндится с моим передатчиком.
приемник Hobby King 2.4Ghz 6Ch V2

Регуляторы.
Регулятор HobbyKing Red Brick 10A ESC
Регулятор Hobbyking SS 8-10A ESC
Регулятор скорости TURNIGY Plush 6A /.8bec/6г

Моторы.
C2404 Brushless Outrunner 1900kv
C2403 Brushless Outrunner 2100kv
HobbyKing 2402 бесколлекторный двигатель 2350об/вольт

Сервы.
Blue Arrow 3g High Speed Digital MG Micro Servo .50kg / .06sec/60deg
Миниатюрный, цифровой сервопривод HK-5330 1,9г / 0,04сек. / 0,17кг
Сверхлегкая сервомашинка HK-282A 2г / 0.2кГ / 0.08сек
Микро сервы от HobbyKing 2.5 гр / 0.17 кг / .12 сек
Turnigy 1440A Servo 4.4g/0.8kg/.10sec (V2)
Цифровой наносервопривод с высоким крутящим моментом Turnigy T531-BBD 0.5кг / 3.9г / 0.09сек

АКБ.
Turnigy nano-tech 180mah 2S 25~40C Lipo Pack
ZIPPY Flightmax 350mAh 2S 20C




Так это летает.




Фото конструктива более прочного варианта.





Видео полета этого варианта нет-делал на заказ.

Такой вот тормоз приподнятый над крылом не создает большой турбулентности.
Поток протекает нормально по задней кромке элерона и не ухудшает управление.

Сделал себе специальный самолетик для отработки висения и тренировок.
Вот полная статья о нем..

http://www.parkflyer.ru/32568/blogs/view_entry/3279/#commentssorting=magnificence

Здесь привожу краткий обзор прототипа и первого варианта.




Полетал, поколбасился.



Голова рукам покоя не дает, модернизировал еще раз.
Добавил верхние и нижние крылышки,тормоза. Положительные характеристики, полет стал значительно медленне, улучшилась управляемость.

Вот маленько наделал самолетиков для тренировок. Есть на чем полетать.

Прочуствовал зал, потренировался. Пора переходить на серьезные аппараты.

То технологиям.

Поскольку для легких зальных самолетов угольная планка 0,5х3мм слишком тяжела ( целых 3 грамма!), а прочность её явно избыточна пришлось расщеплять.

Карбоновые полоски 0.5x3x750мм (5шт)

Есть два варианта сделать кондуктор-расщеплятель.


1) Из вспененного полистирола и обломка ножа, под конкретный размер без регулировок. Все склеено циакрином. Можно сделать из оргстекла или металла, тогда конструкция получится более жесткая и прочная. Полистирол довольно мягок . Но в нужный момент только он был под руками.

2) Руками и лезвием от канцелярского ножа.

Стараюсь попасть лезвием точно посредине.

Кладу полоску на палец и продвигаю лезвие внутри полоски скользя по пальцу.

Периодически переворачиваю полоску, не вынимая лезвия и смотрю, точно ли посредине идет.
Поправляю наклоняя лезвие от тонкой стороны в глубину.

В процессе расщепления можно в широком диапазоне изменять толщину планки.

Допустим сделать один конец более толстым, он пойдет на усиление носика фюзеляжа и более тонкий конец хорошо согнется на перегибе элеватора или рудера.
Долго решал как делать усиление, углем-тяжело, келавровой ниткой-проблематично, она работает только на растяжение.
Расщепил по плоскости угольную планку 0,5х3 на 4 части, получились очень тонкие палочки. В отличие от нитки они работают и на растяжение и на сжатие, но слегка тяжелее.

Разрезаю по вертикали просто ножем 3мм, на 4 части.



Полоску сгибаю паяльником, температура стоит 250градусов. При таком изгибе планка не ломается. 




Простейшие колеса на зальник.

Вырезаю трубочкой цилиндрик из какой-то губчатой резины,протыкаю по центру дырочку. В дырочку вставляю трубочку от ушной палочки на циакрине. Края колесика обрезаю ножницами. Или зажав в дрель кончик ушной палочки обтачиваю напильником.Стойки из угля 1,5 или 1,8. На оси колесико фиксируется отрезком той-же трубочки на клею.




Еще один вариант шасси это "тапки"






На скользящую поверхность приклеивается вот этот продукт. И очень хорошо скользит по полу.

Прочная клейкая лента (липучка как на обуви) 1 метр

Ну и не забыл хвостовой костылик.




Вроде основные принципы и приемы усиления конструкции зальников отработаны.

\\\ усиление передней и задней комки крыла расщепленной по плоскости полоской угля 05,х3.
\\\ усиление горизонтальной балки фюзеляжа такой-же расщепленкой с врезанием её в крыло и элеватор.
\\\ усиление вертикальной пластины фюзеляжа.
\\\ усиление вертикальной кромки рудера на фюзеляже.
\\\ и само перо руля, а также установка длинного хвостика качалки, для увеличения жескости.
\\\ закрепление жестких тяг (уголь пруток 1мм) на рудер элеватор в двух плоскостях.
\\\ изготовление длинных треугольных качалок на элеронах, для увеличения жесткости в месте приложения силы и связывание их с пространственной рамой усиления элерона.
\\\ пространственные распорки на элеваторе и элеронах из угля 1мм.
\\\ соединение всех раскосов усиления в одной точке, вместе с усилением фюзеляжа и промазка ТИТАНОМ.
\\\ врезание в носик фюзеляжа пластин усиления моторамы, другим концом они упираются в усиление передней кромки крыла.
\\\ длинные ноги шасси из угля 1,5мм. короткие и жесткие ломались, длинные лучше амортизируют.

 

В промежутке в строительстве сверхлегких зальных самолетиков изготовил на заказ несколько тяжелых вариантов. 120-150гр.

Без фрезеровки и слегка усиленных, для полетов на свежем воздухе зимой.



Конструктив.




2 января устав от праздников, решил заложить глубоко модернизированный вариант.

Поступило предложение сделать самолет под требования пилота.
Протестировав мой старый вариант, он внес свои пожелания и рекомендации.

  Я имею ввиду вот этот самолетик.



Вот как летает мой зальник в умелых руках.



Начинаю новый проект старого варианта.




Аппарат почти полностью окантован угольной планкой 05,х3. Усилены все рулевые поверхности, чтобы не деформировались в полете, жесткие тяги управления. Все распорки и раскосы из угля 1мм. Накладное крыло.











Получилась легкая и жесткая на изгиб и кручение конструкция.




Пилот получил персональный самолет.

Я начинаю новый эксперимент.

Проект "СКЕЛЕТОН"

Провел опыты по каркасному самолету из потолочки с обшивкой из пленки "скелетону".
Опыт дал отрицательные результаты.
Положительного можно достичь если применять пленку в 10 микрон и меньше.
У меня было два варианта 18 и 15 микрон. Это рукав для запекания и метализрованный лавсан для окон.
Для приклейки применял БФ-6, не очень хорошо держит.
Поскольку отрицательный результат это тоже результат выкладываю технологию изготовления.



После перешел на РUR 501
PUR_501 - Клей полиуретановый Kleiberit PUR 501

Он держит хорошо, но думаю, что клей спрей 3М №77 будет лучше.
Практические навыки по изготовлению получил.

Окантовываю углем 0,25х3 по контуру.

Ах, да! Про дыки-то, в смысле отверстия.

Контуры зальника делал одинаковые с фрезерованным вариантом, для сравнения. Выигрыша в весе не получил. Фрезерованный получился более жесткий, потому, что даже тонкий пенопласт работает и на сжатие и на растяжение, а пленка только на растяжение.

Как вырезал дырочки. Сначала круглые трубочкой затем прорезал по линейке.




Вес "СКЕЛЕТА"
Можно было еще тоньше оставить пермычки, поосторожничал.



Дальше, закрепляю на ровной поверхности пленку. Сильно тянуть не нужно, ровно сделать нужно.
Мажу каркас клеем, увлажняю пленку, соединяю и под груз на час.

Предупреждаю клей нужно наность очень тонко иначе от воды он сильно вспучится.



После не снимая растянутую пленку вырезаю по контуру очень острым ножем или бритвой.



Мочил водой я, это по аналогии с монажной пеной, можно и не мочить, акуратнее получается и клей не нужно под микорскопом наносить.
Клеить металлизированный лавсан для окон нужно с изнаночной стороны, там цвет маленько синеватый.

Собираю самолетик. Клею ПУРом. Его я тоже налил в бутылочку с тонким носиком для удобства нанесения.

Конечный результат.


Самолетик пока не летал.

Продолжая тему "СКЕЛЕТОНА" решили с товарищем по борьбе Виктором разделить усилия.

Двух рук уже не хватает.
Сыграем в четыре.

Делаем два одинаковых самолета, фрезерованный и пленочный.

Вот оригинальные и красивенькие самолетики. Но выигрыша нет.
Оба самолетика одинаковы по весу. Пока не найдем пленку в 10 микрон и меньше тема закрыта.
И с карбоновым вариантом подождем.





Видео полета обоих вариантов.




Продолжаю делать самолетики этого типа.
Покрасил маленько.







В этой сериифрезеровка идет уже по максимуму, толщина пластинки 0,3мм. Окантован расщепленным углем 0,25х3 и все распорки из расшепленных и очень тонких угольных палочек. Только на распорки крыльев уголь 1мм.



Собранные аппараты.





 Анекдот из жизни.


Я знаком с пилотами  F3A. Давно уговаривал из прийти в зал полетать.
    --Да баловство все это, пенопласт, ниточки..Вот наши бензинычи в 10 кило....
В этом году пришли посмотреть.
    --Дай подлетнуть.....на твоем самолетике.
Полетал осторожно по кругу, пару бочек, маленько на спине минуту отлетал и сел.
    --Чего, не понравилось?
    --Предохну, у меня вся спина мокрая и руки трясутся.

И все, засосало, понеслось.....




Времени катастрофически нехватает, тороплюсь реализовать все свои задумки.




Следующий проект.
"СПЕЦИАЛЬНЫЙ"самолет.
Данная машина изготовлена под пилота, по его пожеланиям и рекомендациям.

Вот для сравнения фрезеровка прототипа и нового варианта.




По контуру новый почти полностью окантован углем 0,25х3 мм.

Оставлена минимальная толщина фрезерованной части 0,3мм.
Мелочи лучше фрезеровать на большом формате потом вырезать. Так можно и весь самоль фрезернуть...потом попробую.




Долго решал как делать усиление, углем-тяжело, келавровой ниткой-проблематично, она работает только на растяжение.
Расщепил по плоскости угольную планку 0,5х3 на 4 части, получились очень тонкие палочки. Но в отличие от нитки они работают и на растяжение и на сжатие.

Начинаю собирать самолет с брюшка, на ровной стапельной доске. Сначала навешиваю, элеватор и элероны.
Фиксирую все части булавками, оставляя просвет в 1,5мм, приклеиваю полоску настоящего скотча. Просвет делаю для того, чтобы при перегибе рулевая поверхность нормально отклонялась больше 45 градусов.Переворачиваю и приклеиваю с обратной стороны полосками.
Потом приклеиваю нижнюю вертикальную пластинку фюзеляжа, фиксирую её кубиками под углом в 90 градусов и начинаю устанавливать распорки. На крылья ставлю прутки угля в 1мм.





Продолжаю понемногу.




Полетный вес с АКБ





И полетела моя птичка.






Маленько довели до ума.



И ВОТ

ПЕРВЫЕ СОРЕВНОВАНИЯ В НОВОСИБИРСКЕ.

Цитата из приглашения организаторов.

30 марта 2014 f3p новосибирск

Братья пилоты пора выходить из зимней спячки и встретить приход весны полетами на зальных моделях. Приглашаем всех принять участие в соревнованиях по пилотажу в помещениях – комплекс выбрали самый простейший F3P-C Пример полета по комплексу в исполнении Donatasa Pauzuolisa :


Положение.
F3P будет проходить 30 марта за один день. Стартовых взносов - нет. Страховые полисы проверяться не будут.
Требование зала - сменная обувь.
В здании спорткомплекса днем работает буфет (чай, кофе, бутерброды).
Если нужно размещение - в 150 метрах от спорткомплекса - санаторий (предварительно - 650 руб. с человека 2-х,3-х местные номера с душем и туалетом), кому нужно присылайте заявки заранее:

И чего? У меня нет ни одного нормального самолета пригодного для соревноварий.

Понеслось.

За субботу и воскресенье сделал.

Подробности конструкции.






К сожалению на соревнования я не смог попасть в силу "непреодолимых обстоятельств"

НО!

Пилот Олег Ященко на сделанном для него самолете  стал первым чемпионом СИБИРИ!



В соревнованиях участвовали два моих самолета, во взрослых и юношеских категориях.




Не смотря ни на что я доволен этой зимой.


Еще маленько добавлю.
 Вчера облетал оба самолетика.
05,04,2014
Видео.




Всегда Ваш.

OLEGSS