Бумеранг...,когда слышишь это слово, в воображении возникают кенгуру, аборигены Австралии или туземцы Новой Гвинеи. Первобытные жители нашей планеты, использующие этот таинственный снаряд для охоты. А ещё песня АББЫ с таким же названием...,а ещё бумеранг Бэтмэна...,а ещё..., в общем, для тех, кому это интересно, эта статья.
Оговорюсь сразу: здесь я не буду рассказывать легенды о появлении бумеранга, его историю, генеалогию, различные типы и формы. Про это, кому интересно, можно найти статьи в инете. Это история моего знакомства с интересным летающим снарядом, а также особенности изготовления и метания.
Теперь уже такой далёкий, но бесконечно милый моему сердцу 1969год. Такое хорошее и уютное время. Страна жила за "железным занавесом", не было никаких боевиков, горячих точек,национализма и нацизма. Дворы были дворами, где можно было отдохнуть и поиграть, а не автостоянками. В больнице к тебе относились как к пациенту, которому нужна помощь, а не как к врагу народа, пытаясь нажиться на каждой справке и услуге. На закрытых поворотах крымских и кавказских дорог стояли большие круглые зеркала (в какое смотрится Наталья Варлей в "Кавказской пленнице"), в которые водитель мог видеть, что делается за поворотом. И никто их не воровал и не бил. Мороженое стоило 13 копеек, а на улицах стояли автоматы для продажи газированной воды. И(страшно сказать) в них были гранёные стаканы, никто их не воровал. Это уже в начале 80х их стали пристёгивать на цепь!Только что вышел фильм "Бриллиантовая рука", который все мы смотрели по нескольку раз! Жили мы недалеко от аэропорта местных авиалиний. Просто большое травяное поле. Там же находился аэродром ДОСААФ. Из авиатехники: самолёты АН-2, Ли-2, Як-12, Як-18, вертолёты Ми-1, Ми-2, Ми-4, планеры Бланик. Над городом часто можно было увидеть воздушные поезда: Як-12 тянущий один или несколько планеров. Медленно проплывающий в вышине тарахтящий Ли-2. Мы с мальчишками поражались, как он так медленно летит и не падает?
Четвёртый класс средней школы, авиамодельный кружок, контурная модель И-16(тогда это именовалось- ПОЛУКОПИЯ или даже КОНТУРНАЯ КОПИЯ). Вечерами во дворе футбол и прочие подвижные игры.
И вот в это время в мою жизнь и жизнь моих сверстников ворвалось событие под названием "Техника молодёжи". Да-да, тот самый журнал, который столько места уделял самодеятельному творчеству молодёжи. Мне его выписала мама. В тот год в нём стали печатать "Историческую серию". В 1969 году это были самолёты. Цветная вкладка с тремя проекциями и небольшой рассказ. Да простят меня нетерпеливые за такое длинное вступление, просто всё это для меня слилось воедино с увлечением бумерангами. Дело в том, что однажды на цветной вкладке с одной стороны был самолёт, а с другой-тема посвящённая бумерангам. Там же был чертёж и описание изготовления. Не помню, кто первый сделал первый метательный снаряд, но точно не я. Зато, что началось потом...Это можно назвать бумерангомания.
Бумеранги делались разных форм и размеров,какие-то возвращались, но многие-нет. Ведь опыта не было никакого. Футбол и прочие любимые занятия были забыты. Во дворе носились и свистели бумеранги. Футбольные ворота использовались как мишень. Сетки на них естественно не было и бумеранги метали на пилотаж. Надо было пролететь в ворота, а потом вернуться назад. Или поворот совершить наоборот перед штангой.В общем изощрялись, как могли. При встрече со штангой или деревом бумеранг часто разлетался в щепки, начинали срочно делать новый. Где только слоёную фанеру брали...? Дом наш был в новом районе на самой окраине города. Двор был, естественно, тоже новый, деревья были ещё совсем маленькие, в основном кустарник и скамейки, да ещё детский грибок с песочницей. Рядом со школой остался остаток сосновой рощи. Красивые корабельные сосны. Сколько раз мы лазили на эти сосны снимать застрявшие в ветвях бумеранги! В то время было обычным делом в зимнее время вывешивать за окно в сетке-авоське скоропортящиеся продукты .Холодильники были не у всех да и то небольшие. И вот кто-то на спор метнул бумеранг(не боялись ведь) и он,пролетев у самого окна, срезал висящую сетку! Кажется ,это был второй этаж. И хотя за свою жизнь я сделал не один десяток бумерангов, такого, как видели однажды с другом, у меня так и не получилось. Как-то вечером возвращались из кино и, проходя мимо одного частного дома, увидели во дворе парня намного старше нас. Он прямо у себя во дворе метал бумеранг. Запомнилась просто фантастическая манёвренность снаряда. Бумеранг был небольшой,но довольно толстый. Мы делали из 8мм фанеры, а у него он был из 12ти слойной.Он его швырял, а бумеранг, как ошалелый мгновенно сворачивал и делал вокруг яблони один круг,другой,потом подлетал к хозяину, поднимался над ним и, как вертолёт, опускался прямо в руки! И всё это сопровождалось громким свистом от рассекаемого воздуха.

Запомнился на всю жизнь один случай испытания нового бумеранга.
Был осенний вечер, когда темнеет рано. Я делаю бумеранг во дворе на лавочке. Из инструмента: лучковая крупнозубая пилка, рубанок с зазубренной железкой да пара напильников, один из которых рашпиль, но зато полукруглый.
Работу начинал засветло, но пока обтачивал, совсем стемнело. Может ли мальчишечья душа дождаться утра для испытания свежесделанного спортивного снаряда? Тем более, что утром в школу. Никогда!
Двор зажат между домами, нашим и женским пятиэтажным общежитием. множество окон освещены, но небо тёмное и кругом темнота. Выбираю направление броска куда-то в направлении детского сада, это наиболее низкий объект во дворе.
Бумеранг уносится во тьму и пропадает из виду. Думаю где же искать его? Вдруг слышу нарастающий свист, успеваю повернуться спиной и нагнуться. Потом грохот и бумеранг вонзается лопастью в борт детской песочницы у меня возле левой ноги. Да так и висит. Тогда удивил факт такого точного возвращения. При том, что поверхность была очень грубо обработана(а ведь это аэродинамика). Что интересно: после более качественной обработки и покраски бумеранг стал летать хуже, хотя поверхность стала не в пример как лучше! Он стал как бы более лениво делать поворот. Дуга стала более растянутой. Может у грубой поверхности проявлялось какое-то вихревое обтекание?

Чрезвычайно интересный спортивный снаряд. Ради интереса просмотрел интернет.Как ни странно, но информации по бумерангам совсем мало.В основном вариации одной простенькой статьи. Кажется, из "Моделиста конструктора" или "Юного техника". По большей части о том, как сделать из бумаги. Есть правда интернет-магазин торгующий бумерангами, но качество и характеристики их на троечку. А вот цена... На Ю-тубе тоже не густо, в основном игрушечные. Хотя есть несколько интересных роликов, снятых иностранцами. Мы с друзьями, выезжая на полёты, обязательно берём парочку бумерангов. В перерывах между полётами хорошо размяться.
Красивый бумеранг хорошо смотрится висящим на стене. Его хорошо дарить в качестве сувенира.




Давайте сделаем настоящий спортивный бумеранг.
За образец возьмём классическую серповидную форму. Рисунок рисуем на бумаге в расчёте на то, что размах лопастей должен получиться от 40 до 50 сантиметров. Большой в основном для взрослых мужчин, поменьше-для женщин, подростков. Вес готового: 100-150г.


Наилучший материал для изготовления- высококачественная слоёная фанера. Толщина 8-10 мм.
Большие листы, продающиеся на стройрынках, отечественного производства и ,как правило, низкого
качества. Не водостойкие и плохо проклеены. Хорошо, если найдёте финскую фанеру(вишнёвого цвета) она влагостойкая и отлично проклеена, не будет расслаиваться. Можно склеить заготовку самому из трёх листов 3мм фанеры(опять же желательно авиационной). Хороший вариант-кухонные разделочные доски из магазина. Они ровные, качественные и сухие. Как раз нужной толщины.





Выпиливать можно или обычным лобзиком.


Или электрическим, лишь бы пилка была мелкозубая и не давала сколов.


Потом начинаем обработку по профилю. Хорошо для этого использоавать шаблоны. Я обхожусь без них, проверяя профиль на глаз и ориентируясь на линии слоёв дерева. Периодически проверяю снаряд в полёте(после основной обработки), добиваюсь наилучших лётных качеств, а потом уже начинаю финишную отделку. Инструменты: маленький рубанок, различные напильники, шлифовальный брусок со "шкурками" разной зернистости.


Для грубой и быстрой обработки хорошо подходит "болгарка" с лепестковым кругом.


Главное, чтобы обе лопасти были симметричными по профилю и равного веса. Если какая-то лопасть перевешивает( при одинаковой обработке ), в другую вклеивают кусочек металла и шпаклюют.
Мне ни разу это делать не приходилось. Лётные качества напрямую зависят от профиля лопастей.
Используется плоско-выпуклый профиль. Здесь можно поэкспериментировать, так как плоско-выпуклых профилей немало.
Готовый снаряд окрашивают в желаемый цвет. Лучше яркий, чтобы бумеранг был хорошо заметен в полёте и на земле. Понятно, что зелёный бумеранг в зелёной траве будет не найти. На одну или обе лопасти хорошо нанести яркие полосы опять же для заметности.
После окончательной шлифовки я покрываю весь бумеранг тонким слоем 5-минутной эпоксидки.
Просто растираю её пальцем.Это хорошо защищает при ударах. Шлифую и после этого крашу. Не пренебрегайте финишной отделкой снаряда. Он подчиняется тем же законам аэродинамики, что и крыло самолёта. Чем лучше отделка (в смысле гладкости), тем лучше пилотажные свойства. Бумеранги с одинаковыми профилями, одинакового веса , но с разной чистотой поверхности разительно отличаются в полёте. Если снаряд с грубой поверхностью просто делает круг и падает недалеко от метателя, то гладенький и блестящий делает один круг, потом уходит на второй перед лицом или за спиной, а иногда и восьмёрку ,и плавно по вертолётному приземляется.

Теперь о полётах.
Бумеранг-метательный снаряд и в людных местах его запускать(как некоторые говорят) нельзя. Даже при весе 100-150г он летит с бешеной скоростью и если в кого попадёт-мало не покажется ни тому в кого попали, ни тому, кто попал. Вполне подойдёт футбольное поле или луг. Поверхность земли лучше с травой. При ударе об асфальт как правило остаются щепки. Наилучшее место- широкая поляна с радиусом от центра не менее 40 метров.Также не должно быть препятствий в виде столбов, деревьев(если ,конечно они специально не используются в качестве мишеней.)
Лицевая сторона у бумеранга выпуклая, обратная-плоская. Держать бумеранг следует так, чтобы большой палец руки каждый раз лежал на лицевой стороне.


Бросать бумеранг следует почти перпендикулярно к линии горизонта, с небольшим наклоном вправо.
Угол наклона можно варьировать от 10 до 30 градусов.



Не превышайте наклон больше 45 градусов, иначе бумеранг полетит резко вверх с последующим почти отвесным пикированием на вас.
Бросок должен быть сильным. Но сила-это ещё не залог хорошего полёта. В заключительной фазе броска очень важно резким движением кисти придать снаряду закручивающий момент. Чем больше,тем более крутой будет траектория полёта. В воздухе правильно запущенный бумеранг выглядит как пропеллер.
Направление броска: прямо перед собой.
Необходимо учитывать ветер. Следует направлять бросок всегда навстречу и немного правее его движения. Тогда ветер помогает ему возвращаться. Иногда очень хорошо помогает почти боковой слева ветер. Тут много вариантов. Это уже зависит от таланта метателя. Для точности возвращения-чем тише ветер,тем лучше.
Траектория полёта классического серповидного бумеранга, выписанная миниатюрной лампочкой, закреплённой на одной из лопастей.


Из руки метателя бумеранг вылетает ,вращаясь в почти вертикальной плоскости. Поворот плеча и
быстрое распрямление руки в локте придаёт снаряду поступательное движение, резкий рывок кисти-
вращательное со скоростью 10-12 оборотов в секунду. Именно умение сообщить движением кисти
нужную "програму" полёта и отличает мастера-метателя. Описывать траектории бумеранга можно
бесконечно долго. Опытный метатель умеет задать "программу" полёта, сообщая бумерангу нужную скорость вращения и варьируя её с наклоном снаряда при запуске, а также сочетая это с направлением ветра. Есть известная книга Джо Тимберли, австралийского мастера метания бумерангов-"Бумеранг без секретов". Стоит ознакомиться.
Изготовив бумеранг, желательно произвести его замеры:положив на лист бумаги, обвести карандашом по контуру,определить штангенциркулем толщину сечения лопастей, взвесить и записать вес.
Это даст возможность в дальнейшем осмысленно сравнивать свои бумеранги с бумерангами, которые
изготовили другие любители,и определять зависимость лётных качеств бумеранга от его параметров.
Успехов любителям древнейшего летательного снаряда-первобытного аналога несущего винта вертолёта!
На видео довольно сильный ветер (5-6 м/сек), что провоцирует перелёт места старта.(Бумеранг возвращается и улетает за спину, сносит ветром. Всё таки он весит всего 100г.)
Для просмотра лучше перейти на Ю-туб и открыть большой экран.