Очень часто(практически всегда) серийная конвейерная модель требует той или иной доработки.
И для придания более копийного вида, и для улучшения потребительских качеств и для элементарной прочности. О нескольких мелочах я расскажу
.
Фирма Альфа делает замечательные маленькие великолепно летающие копии. К сожалению они рассчитаны на установку двухлопастных винтов. А очень хочется добавить копийный трёх или четырёхлопастной. Маленькая "кобра" в стоковом варианте должна выглядеть вот так.



В комплекте с моделью идёт кок винта с имитацией торчащей из него пушки, но под двухлопастной винт. Сам кок из хорошей твёрдой пластмассы состоит из двух частей, которые просто защёлкиваются одна на другой. Просто и надёжно.





Сначала я использовал для трёхлопастного винта дюралевый спиннер. В принципе неплохо, но...



Немного не та форма. Заказывать токарю довольно сложное изделие и(естественно) платить за это не хотелось. Решил обойтись своими силами.
Решено было использовать два вида винтов. От Master Airskrew(MAS) и Thunder Tiger. У последнего снимаются лопасти и он более копийный для "кобры".




Толщина ступицы винтов 12мм


А глубина кока - 8мм.


Придётся немного нарастить. Но сначала сделаем вырезы под лопасти. Один вырез используем готовый, а для двух других делаем разметку.


Для наращивания используем "холодную сварку" (только не отечественную).



Размечаем новые вырезы под лопасти.



Выпиливаем лобзиком.


Начинаем скульптурные работы. Заделываем один ненужный вырез.


Наращиваем "юбку".


Обтачиваем жёсткой шкуркой по радиусу, примеряем винт, и стачиваем низ.


Убираем излишки изнутри дремелем.


Окончательно выравниваем основание на плоской поверхности.


Вставляем временную ось.


И балансируем. Если нет специального приспособления - делаем временное.
Для балансировки убираем изнутри наплыв дремелем или подклеиваем напротив кусочек "холодной сварки."


Можно красить.


Грунтуем и красим.




И в заключение на лопасти наклеиваем наклейки с эмблемой и надписями.


На всех самолётах есть ПВД(приёмник воздушного давления),который связан с указателем скорости на приборной доске. Настоящий ПВД имеет диаметр 30мм.




В пересчёте на масштаб "кобры" это будет 3мм.
Делаем его из 3мм дюралевой или алюминиевой трубочки. Кончик закругляем и заливаем пятиминутной эпоксидкой. Когда она почти схватится, протыкаем в центре проволочкой или сверлом 0,5мм. Трубочку полируем, конец около 10мм оставляем некрашенным, а остальную часть красим в цвет модели и вклеиваем в крыло.


Антенна. Её видно на заставке. Всегда ломал голову из чего её лучше сделать. Дело в том, что она должна быть постоянно натянута и не провисать. Тянуть медную проволочку с натягивающей пружинкой не очень хочется. Решение нашлось случайно. От биплана размахом 1 метр остались остатки расчалок. Это резиновый шнур диаметром 0,6мм. Его-то и протянул от фонаря кабины на верх киля.
Наклейки на лопасти винтов продаются разных размеров на одном листе.


И, чтобы закончить с "коброй", как положено-видео полёта с новым коком и трёхлопастным винтом.






В статье "Стойки-в "штаны"! Я рассказал о переделке основного шасси 7ми килограммового биплана
РТ-17 Stearman(Стирман). Теперь займёмся хвостовой опорой. Та, что идёт в стоке, не выдерживает никакой критики ни с точки зрения эстетики, ни в плане функциональности.
Взлётный вес самолёта 7кг. Стойка сделана из 2мм сталистой проволоки. В процессе посадок пиковые нагрузки многократно превышают возможность стойки амортизировать и она просто сгибается до упора в фюзеляж и становится неамортизирующей, что, конечно, не есть хорошо для такого веса.

Вот так она выглядит сама по себе и на модели.




А вот так на настоящем.




Так как модель полукопия, не будем абсолютно повторять форму оригинала, а сделаем немного по-своему.

Для начала сделаем выкройку вилки колеса.


Затем вырежем её из жести толщиной 1мм(я использовал нержавейку).


Сгибаем вилку.


Привариваем стойку. В первом варианте я использовал пруток 3мм, но оказалось недостаточно,пришлось заменить на 4мм. Варил полуавтоматом(это сейчас не проблема, за каждым углом автосервис). Но можно сделать соединение на резьбе и гайках.

Подбираем пружинку и отделяем от неё необходимый кусок.




Подбираем тонкостенную трубочку(я использовал от комнатной штыревой антенны от телевизора).

Далее нарезаем резьбу и фиксируем гайкой. В моей модели на резьбовой конец крепится качалка,которая выходит сбоку фюзеляжа и соединяется с рулём направления.Всё это можно было бы спрятать внутри,если бы самолёт строился с нуля. Здесь же хотелось обойтись минимумом переделок.
Поэтому у каждого это место может быть иным.


Теперь доработаем вилку. Из "холодной сварки" сделаем конус, где спрячется пружина. Для этого снимаем все детали и надеваем временно трубочку по диаметру равной пружине. Трубочку смазываем мылом и лепим вокруг неё "тело" стойки. После отвердения пластика вынимаем трубку и обрабатываем шкуркой для плавного перехода вилки в "тело".
Для сравнения показана аналогичная конструкция от большого трёхметрового Юнкерса. Там вместо "холодной сварки" использована бальза с последующей шпаклёвкой.






Далее на трубочку до гайки наклеиваются бальзовые накладки. Я взял прямоугольный брусочек, просверлил его по вертикали насквозь сверлом диаметром с диаметр трубочки,распилил вдоль и наклеил на трубку сверху.Потом этот футляр обработал шкуркой до круглого сечения и получил
конструкцию стойки упакованную в бальзовую трубку.
После этого в фюзеляже было просверлено отверстие диаметром 12мм и вся конструкция вклеена в него. Она аккурат встала между стрингерами в хвосте плотно. Снаружи из бальзы было сделано ограждение, покрашено и приклеено снизу фюзеляжа.
Выглядит всё вот так.


Ну и в заключение пару слов про расчалки стабилизатора.
В стоке они резиновые. В принципе неплохо, но нижние иногда рвутся при зацепе за траву.
Переделал полностью. Использовал нержавеющий тросик. Его взял из комплекта тросов для какого-то маленького биплана, продающегося на Паркфлаере. В разделе "Запасные части". Натяжка осуществляется на киле сверху. А так весь контур замкнут через стабилизатор, прилив на фюзеляже и обратно уже по другой стороне. В стабилизатор вклеены кусочки тонких трубочек от спиц зонтика, чтобы не резало бальзу.



Вот пока кое что о мелочах.