Как пишут в книгах: ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ .
Ну вот, опять покупная модель,этот Валерий Бауэр не может ничего сам построить что ли? У многих наверняка будут такие мысли. Да могу, друзья, могу,конечно.И строится что-то неспешно из того, что нельзя купить. Для души. Но дело здесь совсем не в умении или неумении что-то сделать с нуля. Простая целесообразность. Спасибо Создателю, не обидел ни с головой, ни с руками. За свою жизнь построил несколько электрогитар, карт, аэросани, катер на воздушной подушке "Неистовый", о каком писал "МК", дельтапланы, мотодельтапланы, модели и самолётов, и ракет, и танков и парусников. Всё играло,ездило,плавало, летало. Могу отремонтировать ,наверно, любую бегающую по нашим дорогам машину, от переборки двигателя до перекраски. Но это так, к слову.В 80е годы было популярно движение автосамодельщиков "самавто". В стране невозможно было купить даже наш автомобиль по желанию,не говоря об иномарках. Сейчас никто не строит сам. Можно купить всё, от Трабанта до Феррари. Не можешь новую-пожалуйста подержанные. Есть моделисты-конструкторы. Им главное-это строить. Не закончили ещё одну модель, а уже мысли о следующей. Есть - пилоты. Оттачивают пилотаж, шлифуют фигуры. Есть такие, которым интересно всё. Но, увы, жизнь слишком коротка, чтобы на одну модель тратить по 5-10 лет(а некоторые педанты-копиисты строят одну модель всю жизнь и так и умирают не закончив). Мне тоже интересно всё, и строительство и полёт и создание интересных видеороликов.Участие в соревнованиях, призовые места, грамоты меня совсем не интересуют. Кому надо-ради бога,как говорится. Поэтому я выбрал для себя наиболее продуктивный путь-доработка выпускаемых серийно моделей. Хотя дело это тоже не простое.Недаром говорят, что переделать труднее,чем сделать заново. Так оно и есть, приходится совмещать свой замысел с задумкой другого человека. Тем не менее удаётся сэкономить уйму времени на разработке проекта(ведь над этим уже потрудились лучшие моделисты мира, ибо создать хорошо летающую модель-копию дело отнюдь не простое, как многим кажется. И дело здесь не в неумении копировать. Как раз скорее наоборот, чем точнее модель будет повторять оригинал,тем хуже будет она летать. Законы физики ,однако. И ,чем более мелкий масштаб,тем сильнее это сказывается. Поэтому разработка копийной модели-это всегда компромисс. Где-то немного удлинить, где-то увеличить площадь, чтобы не очень бросалось в глаза. Где-то изменить профиль и т.д.Люди потратили много времени для разработки матриц, чтобы штамповать серийно детали. Зачем всё обязательно делать самому? Мой товарищ,руководитель кружка, посмотрев на композитный планер у меня и узнав его цену, воскликнул: это стоит всего.......?! А мы-то столько сил и времени тратим, чтобы сделать матрицу для выклейки фюзеляжа! Действительно, мы же не печём сами хлеб, не строим автомобили,не изготовляем телевизоры и компьютеры(речь не о сборке.Я тоже сам собрал компьютер из комплектующих,ничего сложного нет).Не делаем же сами комплектующие для моделей. Но почему-то, просто как позор ,считается купить модель ,некоторыми, научившимися склеить два листа потолочки или бальзы. Они считают это уделом тех, кто якобы ничего не может сделать сам. Как же далеки они от истины! За последние годы фабричные модели-копии(не надо придираться, копии,полукопии,четвертькопии и т.д.)здорово ушли вперёд. Модели из пены теперь имеют и убираемые шасси,и закрылки и огни, и звуковые модули и изменяемую стреловидность крыльев. Поэтому доработать до более копийного состояния заведомо хорошо летающую модель просто стоит того. Это намного быстрее и дешевле постройки с нуля.(У меня есть знакомые моделисты, которые долгие годы занимались исключительно строительством с нуля копий самолётов, а в последние годы перешли на АРФы ).Да и пожалуй не менее интересно.В общем этот материал для тех, кого интересуют различные приёмы при доработке моделей. Лично для меня лучшие учителя в жизни были-это книги и журналы. Может кто-то и для себя здесь найдёт что полезное.
Итак, "АЛЬБАТРОС."
Посмотрите на этого красавца! Какие формы! Разве это может не восхищать?!


Давно, очень давно в душе зрела мысль о приобретении такой хорошо летающей модели. То затухала,то с новой силой возрождалась...
Были просмотрены и отвергнуты многие модели. То малый размер, то недостаточно хорошие лётные качества,то малая копийность. И вдруг(это всегда бывает вдруг) наткнулся на модель продаваемую брендом DYNAM. Очень удачный размер. Можно возить не разбирая, что для биплана с его расчалками очень важно. Отличные пропорции, шасси с амортизацией, хорошая копийность, богатая возможность для изготовления дополнительной копийной мелочёвки, комплектация PNP(мотор,регулятор,машинки). Судя по роликам на Ютубе-отличные лётные данные.И всё это меньше чем за 6000руб. Берём!
Расскажу и покажу постепенную доводку до "приличного состояния". Модель делаем ни в коем разе не для участия в каких либо соревнованиях копий. Сугубо для себя,для души, что называется. С разумной мерой копиизма.
Ну вот, в авиапарке Маленькой страны появилось пополнение, как раз в нужном масштабе.Лётный сезон закончился, снято много хороших роликов и фото.За окном серое небо и рваный ветер с дождём. Самое время заняться новой моделью.Решено довести её до ещё более копийного состояния.А может это дело доверить моей команде маленьких пилотов? Правда после проведения хозяйственного дня(как это видно в прошлом фильме http://www.parkflyer.ru/47983/blogs/view_entry/8235/) стало ясно, что контроль за ними необходим.Ну чтож, буду бригадиром,да и сам поработаю,покажу пример.
Посылка пришла,всё доехало отлично.Да, такую коробку и помять непросто.Крылья в отдельной коробке внутри основной,мелочёвка в двух маленьких коробках,которые встают враспор основной.Фюзеляж в пенопластовых ложементах.
В качестве прототипа для модели взята ныне летающая реплика Альбатроса, чьё фото взято для заголовка статьи. Та же окраска.Те же маленькие подкосики перед основными стойками крыла.(Они были введены после неоднократных случаев разрушения в полёте нижнего узла крепления подкоса к крылу).
Модель была облётана и в стоковом варианте очень понравилась. Было решено провести глубокую модернизацию.


Оригинал имеет клеёный фюзеляж-монокок.Почти неокрашеный,покрыт лаком. Это очень хорошо имитировать оклейкой пенопласта тонкой бальзой.Толщина слоя один миллиметр как раз.Итак, вперёд! Срезаем имитацию выступающих над поверхностью фюзеляжа дефлекторов вентиляции, смотровых лючков, подножек. Потом их сделаем заново.Наклеиваем листы согласно расшивке на фюзеляже.



Клеим на прзрачный "момент-кристалл". Это даёт не хрупкую,а эластичную корочку.

Бальза очень хорошо впитывает клей и приходится работать очень быстро, иногда промазывая по нескольку раз.




Удаляем привод дополнительного колеса,которое здесь нужно,как телеге пятое колесо.




Вырез заклеиваем кусочком пены или бальзы и шлифуем заподлицо.
А тем временем работа по оклейке фюзеляжа продолжается. Ну и первая прикидочная установка шасси и пулемётов.


После полной оклейки фюзеляжа зашкуриваем его,сглаживая переходы между листами и утоньшая слой бальзы примерно до 0,5 мм. Затем наносим нужный цвет морилки или лака.Здесь надо поэкспериментировать на кусочке бальзы. Мы нанесли сразу два слоя лака "янтарь". После высыхания прошлись по всей поверхности слегка шкуркой зернистости 600 и нанесли имитацию гвоздей спиртовым фломастером. После всего этого вся поверхность была покрыта эпоксидкой пятиминуткой,втирая её пальцем.(Да простят меня аккуратисты, но это мой излюбленный не экологичный метод)




Любую копийную модель делают особо привлекательной прежде всего копийные мелочи. Которые сразу не очень видны, но при более близком рассмотрении, как говорится ,"глаз радуется".
Хоть мы и не претендуем на идеальное повторение прототипа, делаем модель прежде всего для себя, не копируем до фанатизма,но кое какие фишки не грех и повторить.
Двигатель "Мерседес".
Имитируем асбестовую обмотку коллектора...асбестовой же нитью.


Обрамление вырезов под винт на коке. Вырезаем из ватмана и наносим заклёпки шилом.Приклеиваем на место и красим кок целиком.



На пластиковый винт жёсткой кистью наносим лак,которым покрывали фюзеляж. Это хорошо имитирует древесину.Потом бронзовой краской накрашиваем оковки концов лопастей.


Опознавательные знаки ,приложенные к модели, не соответствуют исторической достоверности. Форма крестов была другой.


Ну чтож, сделаем новые.
На сканере копируем рисунок из книги, распечатываем на принтере, увеличиваем до нужного размера и вырезаем из Оракала сначала чёрный,а затем его наклеиваем на белый и вырезаем с окантовкой.






Модель потихоньку приобретает нарядный вид.


Шеф-пилот,которого нам приложили к самолёту, явно в детстве плохо питался, не вырос, да ещё болел рахитом. Вместо него выписали нормального копийного масштабного немца. Теперь совсем другое дело.


Кстати, фигурка внутри полая и ничего не весит.


Освобождаем жизненное пространство для пилота в кокпите. Для этого удобно использовать дремель с наждачной насадкой. Она хорошо фрезерует пену.


Убираем и часть пены на месте приборной доски вглубь фюзеляжа.

Для изготовления различных лючков, петель, дефлекторов и т.д. хорошо подходит материал от различных тонкостенных баночек из- под мягкого сыра, творога и других продуктов.На нём хорошо имитировать заклёпки,винты,петли.Он пластичный и легко тянется.Также из него методом термоформовки легко выдавливать объёмные детали(воздухозаборники, дефлекторы вентиляции и т.д.)
Здесь мы из него изготовили петли,лючки и дефлекторы. Вот изготовление последних.Метод стар,как мир. Никаких вакуумных ящиков.
Делаем из бальзы болваночку сразу на две штуки. Из фанерки рамочку с припуском на толщину материала. Пластинку из пластика кладём на болванку и прижимаем слегка сверху рамкой. Дуем на это хозяйство из строительного фена.Пластик расплавляется,рамка осаживается до основания. Ждём секунд 10 для охлаждения и снимаем рамку.


Обрезаем лишнее. Разрезаем ножницами заготовку пополам и получаем два дефлектора вентиляции.


Шилом наносим имитацию заклёпок.


Ну и красим теперь.


Пусть теперь парни пока ставят их на место, а я продолжу с кабиной и пилотом.


Заодно "оживим" немного пулемёты "Шпандау". Методом "сухая кисть" нанесём потёртости воронения металла. Просверлим торцы стволов. Можно конечно сделать рукоятки затворов, но пулемёты не очень-то видно, поэтому не будем фанатами копиизма. Хотя изготовление копийной мелочёвки затягивает, приходится себя сознательно одёргивать, придерживаясь разумной достаточности.


При помощи ножа, отвёртки и большого количества ненормативной лексики(так как ЕРР материал тягучий, тянешь подрезанный кусочек на себя, а он ,как резиновый, норовит обратно),выбираем пространство кабины до бальзовой корочки. Затем оклеиваем борта изнутри той же бальзой 1мм. Я её режу просто ножницами.




Ветровой козырёк. Накалываем шилом "заклёпки", красим серебрянкой рамку и приклеиваем на место.Обрамление выреза кабины тоже красим в цвет коричневой кожи. Хотел обтянуть натуральной, но не нашлось такой тонкой. Покупать же новые женские перчатки для этой цели показалось нецелесообразно.


Прибор альтиметр в кабине. Это виртуальная кабина.

В таком масштабе нарисовать руками шкалу-гиблое дело. Поступим по-другому. Нарисуем шкалу в большом размере. Тут спокойно можно прорисовать абсолютно все детали. Потом на принтере несколько раз уменьшим и распечатаем. Вот теперь ювелирная работа!


Теперь немножко бальзы, прозрачного лексана, бумаги, краски и можно ставить на место.


Через лупу все надписи вполне читаемы.


Моё твёрдое убеждение - без пилота даже самая великолепная модель в полёте смотрится неестественно. Поэтому пилот должен ВЫГЛЯДЕТЬ.
Пилот конечно хорош, но хотелось бы его немного "вырастить", добавить в высоту до талии. А также добавить руки и дать ему ручку управления. Для этой цели нашлась болванка из бальзы по которой выклеивал чашку сиденья для И-16. Можно использовать плотную пену.





Аккуратно продолжаем в бальзе линии складок плаща, отдельно делаем руки, хорошо для этого подходит дремель с конусной насадкой.







Кисти рук просто вылепил из "холодной сварки", которая продаётся в автомагазинах,хотя несложно сделать из бальзы.


Красим в цвет. Видна небольшая бороздка в месте перехода "старого" тела в "новое", можно и зашпаклевать, но её абсолютно не видно у сидящего в кабине пилота. (опять принцип разумной достаточности).



Сиденье тоже из бальзы. Тут особо говорить нечего.


Делаем имитацию шпангоутов и стрингеров в кабине. Устанавливаем кронштейн пулемётов и на него прибор.




Хвостовой костыль. Производители, желая улучшить манёвренность на земле, добавили дополнительную стойку с колесом. На него опирается хвостовая часть, не касаясь пластиковым костылём земли.(Фото из интернета)


Этот безобразие, конечно, никуда не годится. Да и у настоящего Альбатроса нет никакого колеса, как нет и тормозов,т.е. управляемость точно такая же, как на модели. И взлетали эти самолёты строго против ветра, а на земле разворачивались исключительно руками. Поэтому и мы повторим оригинал.
Для начала усилим пяту костыля металлом,так как пластик быстро сотрётся об асфальт. Я не стал наращивать низ кусочком металла(всё же это лишний вес в хвосте),а врезал пластинку нержавейки внутрь. Это хорошо видно на фото.Комментировать не стоит.








Далее делаем амортизацию. Отрезаем верхнее ушко костыля и стачиваем для обмотки резиновым шнуром.
Нижнее ушко оставляем,это будет центр вращения.







Сначала хотелось сделать привод рулём высоты, как у оригинала-тросиками, но в конце-концов решил оставить в угоду надёжности одну мощную тягу.


Крылья.
Их обязательно надо обтянуть скотчем. На нижнем центральную часть тоже оклеиваем шпоном.

Затем утюжком пришквариваем скотч. Помощник очень кстати.

После обтяжки перед покраской необходимо покрыть поверхность грунтовкой для пластика. Это очень увеличивает сцепление краски с поверхностью. Краска прилипает так хорошо, что позволяет наклеивать и отрывать малярный скотч.

Ну и покрываем низ серебрянкой, верх красным. Наклеиваем опознавательные знаки.


Верхнее крыло.
В процессе отливки тонкие части элеронов получились загнутыми вверх. Это необходимо исправить.

Заодно решим проблему с проводами от машинок, идущих от верхнего крыла в фюзеляж к приёмнику. Хочется их спрятать. Для этого есть очень хороший вариант. На оригинале радиатор расположен в верхнем крыле. Нагретая вода поднимается вверх, а охлаждённая спускается вниз. От радиатора к мотору идут два шланга. Под один из них и замаскируем провода.Этот провод заменит муляж шланга имитирующий подвод охлаждённой воды в мотор. Вскрываем радиатор и укладываем разветвитель под него, а в патрубок врезаем провод к приёмнику.Потом провод красим в цвет алюминиевой трубы..



Все рулевые поверхности отрезаем и навешиваем на свои петли из майлара. Теперь они уже не оторвутся.
Изгиб на элеронах или других плоских деталях устраняем просто-руками выгибаем в обратную сторону. ЕРР материал эластичный и это позволяет. Фиксируется новое положение,т.е. форма при обтяжке скотчем. Где надо его просто натягиваем сильнее, а в другом месте просто накладываем без натяжения. Таким образом можно даже придать крылу положительную или отрицательную V-образность или крутку.
Придадим глубину и объёмность радиатору. Покраска в чёрный цвет, затем рёбра высветляем "сухой кистью".





Самолёт приобретает законченный вид. Но ещё не все. Впереди работа над расчалками и кое-какими мелочами.
По замыслу производителя всё должно было выглядеть вот так.(Фото из интернета)




Но у нас по-моему получилось лучше. Распорку-крыло между стойками шасси также оклеиваем шпоном и покрываем лаком.Делаем расшивку листов тонким фломастером и рисуем "гвозди".


Расчалок в комплекте нет вообще, поэтому делаем их полностью сами. Для этого используем нержавеющий тросик толщиной 0,5 мм.

Альбатрос имеет очень колоритную деталь-указатель скорости с ветрянкой чашечкового типа на правой стойке крыла. Его, конечно, хотелось бы повторить.


Он имеет чёрный циферблат и белые надписи. Хотя современные реплики летают и с белым, но будем делать такой.


Рисовать белым по чёрному проблематично. Поступим наоборот. Нарисуем чёрные надписи на белом поле.


Потом отсканируем и в фоторедакторе сделаем негатив. Остаётся распечатать в уменьшенном виде.


Наиболее сложная деталь у прибора-ветрянка. Нужна маленькая крестовинка,маленькие чашечки и всё это должно вращаться, т.е. должно быть идеально ровным и прямым.
Для изготовления самой крестовины наилучшим образом подошла маленькая шестерёнка от часов. Пришлось только запрессовать новую ось из пластика.(От другой шестерёнки).


Отрезаем лишнее


Для чашечек пустотелых шариков найти не удалось. По диаметру как раз пульки от пневматического пистолета,но они очень твёрдые.
Пилим лобзиком напополам.


Бором выбираем сердцевину,как желток у яйца.




Сверлим отверстия и циакрином приклеиваем на крестовину. Вставляем в кусочек подходящей трубочки и расплавляем снизу ось(законтриваем).
Готово, хорошо вращается от дуновения.




Немного бальзы, скотча, канцелярских скрепок, эпоксидки, краски и можно ставить на самолёт.





Хочется сказать пару слов об особенностях взлёта самолётов с хвостовой опорой, будь это колесо или костыль.
Крайне важно отрегулировать их так, чтобы самолёт на малых оборотах катился строго прямо. Тогда взлёт не представляет особых трудностей. Но зачастую бывает, что колесо или костыль не стоят строго параллельно оси самолёта и пилот рулём направления компенсирует увод. Тогда одно мешает другому. На малом ходу модель идёт вроде прямо, а как руль направления на скорости набирает силу действия, то самолёт рыскает резко вбок. Пилот часто,чтобы избежать столкновения резко подрывает его и взлёт получается в лучшем случае корявым,в худшем происходит срыв из-за недобора скорости и сваливание.
У нас на Альбатросе сам костыль был немного искривлён, из-за чего самолёт уходил вправо. Пришлось методом проб и подгиба его при помощи фена немного выгнуть в другую сторону.Всё это делалось прямо в большой комнате. Пара метров была достаточна чтобы определить есть увод или нет.

Добавим из мелочёвки ещё привод створок радиатора под правой консолью.

Пока шло строительство, приехали высококачественные буковые винты.


Ну и хватит пожалуй. Копийная мелочёвка затягивает,хочется и то сделать и это. Приходится руководствоваться разумной достаточностью и вовремя себя останавливать.

Теперь подведём итоги. Все наши улучшения вылились в 250г дополнительного веса. Для биплана такого размера это не критично.
Модель стала выглядеть действительно моделью, а не игрушкой. Радует и глаз и сердце.
Теперь общие технические данные.
Размах 1270мм
Длина 1055мм
Полётный вес 1850г
Двигатель BM3720A-KV600
Регулятор 40А
Сервоприводы 9г 4 штуки.
Батарея 14.8V 2200mAh Li-Po, 25C
Нагрузка на крыло изначально 60г/дм, но с учётом увеличившейся массы стала - 69г/дм.

Постройка закончена, снята первая часть фильма об этом самолёте. Вторая ,часть целиком лётная, надеюсь, будет весной.




Продолжение следует.