Добрый день.
В качестве первой радиоуправляемой воздушной модели я всем рекомендую именно квадрокоптер. Его устойчивость зависит от настройки электроники, надежность заключается в правильной пайке нескольких деталей и выборе регуляторов\двигателей. Так же хочется отметить его универсальность управления: с одной стороны в полете он очень похож на вертолет (вертикальная посадка и взлет, сбрасывание тягой скорости), с другой на самолет (несколько иная, отличная от вертолета модель поведения в воздухе), стоимость эксплуатации и живучесть при падениях. Навыки которые вы получите, облегчат переход на другие типы летательных аппаратов.
В качестве первой радиоуправляемой воздушной модели я всем рекомендую именно квадрокоптер. Его устойчивость зависит от настройки электроники, надежность заключается в правильной пайке нескольких деталей и выборе регуляторов\двигателей. Так же хочется отметить его универсальность управления: с одной стороны в полете он очень похож на вертолет (вертикальная посадка и взлет, сбрасывание тягой скорости), с другой на самолет (несколько иная, отличная от вертолета модель поведения в воздухе), стоимость эксплуатации и живучесть при падениях. Навыки которые вы получите, облегчат переход на другие типы летательных аппаратов.
Какова цена билета в мир моделизма для новичка или что купить чтобы полететь на первом квадрокоптере?
Первым делом стоит кинуть в корзину RC-аппаратуру и зарядное устройство.
Модели будут меняться, падать, теряться и ремонтироваться, но эти две вещи останутся на долгие годы. Для начала будет вполне достаточно купить:
Передатчик Turnigy 9X(2000р) и зарядку IMAX B6(900р). Передатчик в продаже достаточно долго, все его болячки найдены, успешно лечатся статьями на форумах + руками, а с процессом модернизации справится даже школьник. Комплектуется средненькой штатной прошивкой(легко меняется) и приемником на 8 каналов, которых для начала хватит за глаза. Зарядку стоит брать только оригинал.
Так же если вы уверенны в своих силах и располагаете лишней тысячей рублей, стоит попробовать начать с новой Turnigy 9XR(1800р) + передающий модуль FrSky DjT 2.4(1300р). Но все же я рекомендую для начала взять старую добрую модель. Ещё одна очень важная деталь это шнурок для авиасимулятора, не вздумайте выходить на взлет без 10-15 часов налета на симуляторе.
Цена: 2000р\3100р + 900р
Выбор рамы будующего ЛА.
Тут стоит остановиться на потребностях...
1.Для простых учебных полетов стоит брать небольшую пластиковую раму:
Силовая установка которая включает в себя выбор двигателя, регулятора и винтов.
Двигатель выбираем из потребностей в тяге. В идеале полетный вес должен быть в районе 2\3 от максимальной тяги для fpv и в 1\2 для пилотажных квадрокоптеров. Тягу расчитывать ориентировочно, по мощности: 100Вт мощности = 0.5 кг тяги и не забывайте что двигателей у вас аж четыре.
Пропеллер для мультироторов бюджетной сферы однозначно надо покупать винты серии SF !двухлопастные!(КПД у двухлопастных винтов выше чем у трехлопастных), они намного лучше реализуют грузоподъемность при низких оборотах, легко разрушаются при контакте с поверхностью и стоят относительно других винтов очень дешево. Какой же винт выбрать по диаметру? Чем больше мощность - тем больше винт. Не поскупитесь и возьмите побольше комплектов (для начала хватит 20-24 винтов ). Винты это основная статья расходов в эксплуатации мультикоптеров.
Выбор контроллера стабилизации.
Комплектующие необходимые для сборки мультироторной системы.
В конце я хотел бы привести одну сборку квадрокоптера, идеального по моему мнению для новичка.
Прошу отнестись к статье с пониманием и здравой критикой. Я буду рад коментариям, исправлениям, правкам и дополнению полезной информацией. Мои статьи: "вертолет для новичка", позже я допишу статью "самолет для новичка".
Спасибо за ваше понимание и встречного ветра на глиссаде.
Первым делом стоит кинуть в корзину RC-аппаратуру и зарядное устройство.
Модели будут меняться, падать, теряться и ремонтироваться, но эти две вещи останутся на долгие годы. Для начала будет вполне достаточно купить:
Передатчик Turnigy 9X(2000р) и зарядку IMAX B6(900р). Передатчик в продаже достаточно долго, все его болячки найдены, успешно лечатся статьями на форумах + руками, а с процессом модернизации справится даже школьник. Комплектуется средненькой штатной прошивкой(легко меняется) и приемником на 8 каналов, которых для начала хватит за глаза. Зарядку стоит брать только оригинал.
Так же если вы уверенны в своих силах и располагаете лишней тысячей рублей, стоит попробовать начать с новой Turnigy 9XR(1800р) + передающий модуль FrSky DjT 2.4(1300р). Но все же я рекомендую для начала взять старую добрую модель. Ещё одна очень важная деталь это шнурок для авиасимулятора, не вздумайте выходить на взлет без 10-15 часов налета на симуляторе.
Цена: 2000р\3100р + 900р
Выбор рамы будующего ЛА.
Тут стоит остановиться на потребностях...
1.Для простых учебных полетов стоит брать небольшую пластиковую раму:
- F330(330р) - небольшая рама, прочный пластик, очень компактные размеры, яркая окраска.
- Q450(430р) - неубиваемый пластик + встроенная плата разводки.
- SK450(610р) - рама чуть побольше функционалом(дополнительные этажи) + шарик поможет ориентироваться в положении импровизированного носа.
- H.A.L.585(1150р) - алюминиевые лучи, наличие колпака, мягкие стойки возможность использования только "конфигурации +"
- X650F(1150р) - складная рама!, алюминиевые лучи, многоярусность базы, мягкие стойки, возможность использования только "конфигурации х"
- AQ-600(3000р) - складная углепластиковая рама, наличие колпака и мягких шасси, но высокая цена неприямлима для новичка. брать только в том случа если уверенны на 100% в том, что берете для съемок с воздуха при больших нагрузках на раму.
- X580(700р) - алюминиевые лучи, крепление для камеры, мягкие высокие стойки и конечно же низкая цена. из минусов пожалуй только отсутсвие колпака и небольшое количество ярусов базы.
Силовая установка которая включает в себя выбор двигателя, регулятора и винтов.
Двигатель выбираем из потребностей в тяге. В идеале полетный вес должен быть в районе 2\3 от максимальной тяги для fpv и в 1\2 для пилотажных квадрокоптеров. Тягу расчитывать ориентировочно, по мощности: 100Вт мощности = 0.5 кг тяги и не забывайте что двигателей у вас аж четыре.
- AX-2810Q 300Вт (630р) - разработан специально для мультироторных систем
- NTM28-26 250Вт (570р) - отлично сбалансированный мотор. отдельно стоит купить адаптер.
- NTM35-30 350Вт (500р) - мощный, отлично сбалансированный мотор. у самого такой стоит на FPV квадрокоптере.
- TowerPro 2410 - 100Вт (250р) - маленький колокольчик. идеально для небольших моделей начального уровня. маленькая цена, низкий "об\в" и вес.
- hexTronik DT750 180Вт (400р) - проверенный многоми колокольчик. простой. надежный. дешевый и достаточно мощный.
- Turnigy MultiStar 15А (250р), 20А(320р), 30А(400р), 45А(630р)
- Hobbyking Blue Series 12А (260р) 20А(340р), 30А(380р), 40А(620р)
Пропеллер для мультироторов бюджетной сферы однозначно надо покупать винты серии SF !двухлопастные!(КПД у двухлопастных винтов выше чем у трехлопастных), они намного лучше реализуют грузоподъемность при низких оборотах, легко разрушаются при контакте с поверхностью и стоят относительно других винтов очень дешево. Какой же винт выбрать по диаметру? Чем больше мощность - тем больше винт. Не поскупитесь и возьмите побольше комплектов (для начала хватит 20-24 винтов ). Винты это основная статья расходов в эксплуатации мультикоптеров.
- 100-150Вт 8x4.5 правого(зеленый и черный) и левого (зеленый и черный) вращения или комплект 2R+2L красных, желтых, синих пропеллеров.
- 150-200Вт 10x4.5 правого(зеленый и черный) и левого (зеленый и черный) вращения или комплект 2R+2L красных, черных, желтых, синих пропеллеров.
- 200-350Вт 12x4.5 правого(зеленый и черный) и левого(зеленый и черный) вращения или комплект 2R+2L красных, черных, желтых, синих пропеллеров.
Выбор контроллера стабилизации.
- HK2.1(Atmega168PA) (500р) - очень дешевая маленькая плата, стандартная прошивка "квадрокоптер схемы +", легко настраивать отверткой прямо в поле, стабильность и качество плавают от партии к партии. Если и стоит брать, то только ради учебных полетов.
- HK KK2.0 LCD (1000р) - из плюсов сразу хочется выделить наличие экрана, который очень сильно упрощает настройку в поле, постоянное допиливание прошивок (на данный момент версия 1.5), вот видео о том что может эта плата.
- MultiWii PRO (2500р) присутствие GPS, барометра, "возврата домой" и "удержания на точке" позволили мгновенно завоевать популярность этой плате. Для FPV идеальное решение.
- Темные лошадки от фирмы MultiWii: NanoWii (730р), MicroWii(1200р) и SE V2.0 (1500). Вроде и цены хорошие для таких возможностей и USB порт для програмирования, но они не так популярны и как следсвие болячки их не изучены. С одной стороны вы можете получить отличную плату за небольшие деньги, с другой нарваться на брак и быть разочарованным в моделизме.
Комплектующие необходимые для сборки мультироторной системы.
- Аккумулятор выбираем таким образом, чтобы его емкости хватило примерно на 10 минут полета. Допустим мотор в среднем потребляет 5А, а их у нас четыре, следовательно вся система в среднем будет потреблять 20А, теперь этот ток делим на !6! и получаем цифру емкости аккумулятора для 10 минут полета. Для этого примера 3.3 А\ч. Линека с стоимостью аккумуляторов 3s 20С: 2.2А\ч(280р), 3.3 А\ч(720р), 4А\ч(940р), 5А\ч(800р). Как видите, цена не вполне оправданна с емкостью, порой лучше взять парочку 2.2А\ч и купить переходник для параллельного подключения или самому спаять, чем покупать один аккумулятор большой емкости. Ещё стоит учесть то, что в поле идти ради одного полета не комильфо - покупайте 2-3, для нормальной тренировки.
- JR-Сервоудлинители трехсантиметровые(150р) для перехода "приемник-плата управления"(важно чтобы переходник был "м-м") и 15см(60р) для перехода "плата - регулятор".
- Разъемы для подключения регуляторов к аккумулятору XT60(120р) или HXT4mm(130р) в зависимости от того, какой аккумулятор вы выбрали или плату разводки питания(170р).
В конце я хотел бы привести одну сборку квадрокоптера, идеального по моему мнению для новичка.
- Рама Q450 (430р)
- Аппаратура Turnigy 9X + шнурок для симулятора (2000р+300р= 2300р)
- Зарядное устройство IMAX B6 (900р)
- Двигатели hexTronik DT750 (400х4 = 1600р)
- Регуляторы Multistar 20 A (320х4= 1300р)
- Пропеллеры 10x4.5 SF красного и черного цвета, каждого цвета по 2 пачки. (100х4=400р)
- Плата стабилизации HK KK2.0 LCD (1000р)
- Аккумулятор Turnigy 2.2Ah 3S 20C (280x3 = 840р)
- Cервоудлинители 3 и 15см (150 + 50=200р)
- Итого: 9000р без учета стоимости доставки.
Прошу отнестись к статье с пониманием и здравой критикой. Я буду рад коментариям, исправлениям, правкам и дополнению полезной информацией. Мои статьи: "вертолет для новичка", позже я допишу статью "самолет для новичка".
Спасибо за ваше понимание и встречного ветра на глиссаде.
Поставил плюс только за то что уважительно отношусь к автору и его работе, но мое мнение что статья не несет какой либо полезной информации даже для новичка и так же как и куча аналогичных статей из поисковика более напоминает не гайд по теме, а его оглавление. Для чайника (каким например являюсь я) гораздо важнее иметь не список каких либо элементов коптера и ссылок на магазин, а понимать чем они отличаются от остальных. Почему ставить именно этот двигатель/регулятор а не другой, какие характеристики его отличают от остальных. Новички хоть и крабы в определенной области, но все таки имеют способность мыслить и смогут самостоятельно выделить нужную для себя деталь из кучи других. Я второй месяц строю трикоптер и перечитал кучу таких статей из которых ровным счетом ни чего не вынес для себя. Лично я думаю что подобным темам, или темам о том как я построил свой первый «самолет» из двух кусков пенопласта не место на главной страничке Паркфлаера, там где должны располагаться статьи о значительных достижениях в моделизме или оригинальных идеях.
Спасибо за отзыв.
В этой статье я постарался как можно глубже разобрать вопрос выбора комплектующих, но как и в любой технике не существует лучшего по всем параметрам. Я мог в список добавить автопилот он Наза, моторы от скорпиона, титаново-углепластиковые рамы американского производства, великолепные японские аккумуляторы и ещё кучу и кучу всего. Модель получилась бы воистину лучшей по своим техническим характеристикам и стоила как хорошая новая иномарка С класса.
Целью являлось собрать из того что имеется в одном магазине воедино и потом сделать квадрокоптер. К счастью детали полностью оправдывают свою стоимость и получая их мы имеем средненькие характеристики. Трудно выделить из деталей что-то супер выдающееся. Имеющиеся кардинальные отличия я постарался описать. Большинство деталей имеют показатели к тем видам ЛА, в которых они будут хорошо сочетаться. Итоговая сборка - это результат проб и ошибок, комплект который я взял бы себе тогда, когда только приходил в моделизм. Большинство новичков делаю ошибки именно из-за того что слишком уверены в себе. Ставят чересчур мощные двигатели, на чересчур большие и быстрые модели. Выйдя в поле с двумя часами налета на симуляторе разбивают чудо авиастроения и в большинстве случаев прсто разочаровываются в моделизме. Когда-то в школе, в 5 классе я начал с резиномоторных самолетиков и очень сильно жалел когда разбил об асфальт свою первую кордовую пилотажку из-за того, что на стабилизаторе заднюю кромку сделал из рейки волокнами "поперек" а не "вдоль".
Да, я сам считаю что самолет имеет более естественный полет, но после квадрокоптера можно и вертолет поднимать и самолет, когда пересаживаться с того же самолета на вертолет очень тяжело. Плюс цена эксплуатации сводится к пропеллерам и аккумуляторам.Мультироторные системы хороши своей универсальностью.
Но лично я не считаю что начинать надо именно с мультироторов (хотя сам с них начинал)
Я недавно тоже сидел собирал себе квадрокоптер. Если бы раньше была эта статья, кое-что в закупке изменил-бы, контроллер - точно. Я заказал как раз Atmega168PA. Да и плату разводки питания не купил...
надо наверно комплект 3,5 мм штекера (4х3=12шт)Цена: 54.13 руб., но в упаковке 10 пар значит 2 упаковки Цена: 108.26 руб.!
И указали плату разводки питания, ее можно убрать в предложенной раме Q450 есть встроенна печатная плата, правда надо уметь пользоваться паяльником!