Или пару советов от бывшего новичка.
ВЫБОР МЕСТА ДЛЯ ПОЛЕТОВ
Рекомендуется производить первые полёты в спокойную погоду, в штиль или при слабом ветре (не более 3м/сек).
Выбирайте площадки, достаточного размера для полета (не менее 500х300м), свободные от деревьев, линий электропередач, зданий и сооружений. Наиболее предпочтительным является поле, специально предназначенное для полётов радиоуправляемых моделей. Не производите полёты возле скоплений людей, особенно детей.
ПОДГОТОВКА К ПОЛЕТУ
1. Убедитесь, что аккумуляторная батарея полностью заряжена, а передатчик снаряжен свежими элементами питания.
2. Если на выбранной площадке производятся полёты других радиоуправляемых моделей, убедитесь, что ни один из пилотов не использует ту же частоту, что и Вы, касается используемых частот отличных от 2.4 Ghz.
3. Пользуясь помощью ассистента. Перед каждым полётом проверяйте работоспособность Вашей радиоаппаратуры. Убедитесь в том, что модель корректно реагирует на команды. Включите двигатель и повторите проверку при работающем двигателе. Если Вы сохраняете контроль над моделью и она корректно отзывается на ваши действия, можно приступать к полётам.
4. Выключите питание передатчика и модели
ВЫБОР МЕСТА ДЛЯ ПОЛЕТОВ
Рекомендуется производить первые полёты в спокойную погоду, в штиль или при слабом ветре (не более 3м/сек).
Выбирайте площадки, достаточного размера для полета (не менее 500х300м), свободные от деревьев, линий электропередач, зданий и сооружений. Наиболее предпочтительным является поле, специально предназначенное для полётов радиоуправляемых моделей. Не производите полёты возле скоплений людей, особенно детей.
ПОДГОТОВКА К ПОЛЕТУ
1. Убедитесь, что аккумуляторная батарея полностью заряжена, а передатчик снаряжен свежими элементами питания.
2. Если на выбранной площадке производятся полёты других радиоуправляемых моделей, убедитесь, что ни один из пилотов не использует ту же частоту, что и Вы, касается используемых частот отличных от 2.4 Ghz.
3. Пользуясь помощью ассистента. Перед каждым полётом проверяйте работоспособность Вашей радиоаппаратуры. Убедитесь в том, что модель корректно реагирует на команды. Включите двигатель и повторите проверку при работающем двигателе. Если Вы сохраняете контроль над моделью и она корректно отзывается на ваши действия, можно приступать к полётам.
4. Выключите питание передатчика и модели
ВЫПОЛНЕНИЕ ПОЛЕТА
ВНИМАНИЕ!
Управление авиамоделями требует навыков и умения. Первый полет новой модели, рекомендуется доверить опытному пилоту, а начинать самостоятельные полеты следует в присутствии инструктора. Летающая модель является источником повышенной опасности. Строго придерживайтесь правил, перечисленных в этой инструкции.
Взлет:
1) Включите питание передатчика и модели.
2) Пользуясь помощью ассистента, проверьте все пункты, перечисленных в разделе «ПОДГОТОВКА К ПОЛЕТУ».
Еще раз убедитесь антенна модели не повреждена и полностью расправлена.
3) Установите модель на взлетную полосу достаточных размеров для взлета и посадки.
ВНИМАНИЕ!
Брать модель можно только за прочные элементы корпуса, на максимально близком расстоянии к центру тяжести модели.
Никогда не берите модель за крыло, хвостовое оперение и рулевые поверхности.
Никогда не пытайтесь руками перемещать и изгибать рулевые поверхности.
Оберегайте крыло, хвостовое оперение и рулевые поверхности от деформации. Несоблюдение этого правила может привести к неадекватному поведению модели в полете или может стать причиной аварии!
Если модель без шасси, возьмите её в руки - дайте газ на 2/3 и не сильно но энергично бросьте её градусов 20 - 30 относительно горизонта. Старайтесь на взлете не дергать стиками, просто подправляйте модель (компенсируйте отклонения) так что бы она летела прямолинейно под заданным углом, до набора безопасной высоты.
В идеале конечно учится летать с опытным пилотом-тренером.
4) После взлета, постепенно наберите высоту примерно 20-30 метров. Элеронами немного, не более двадцати градусов, накрените модель в сторону желаемого виража, и одновременно ручку руля высоты чуть-чуть потяните на себя. Самолет сделает вираж. После выполнения виража, для полета по прямой следует выровнять модель по крену движением элеронов в противоположную виражу сторону, а рулем вы соты выровнять модель относительно горизонта, и только после этого можно примерно на ¼ хода
ручки, сбросить газ.
ВНИМАНИЕ!
Любая новая модель требует триммирования (точной настройки), так же эту процедуру необходимо периодически проводить в процессе эксплуатации. Если для поддержания прямолинейного горизонтального полета, Вам постоянно необходимо удерживать ручку управления какой-либо рулевой поверхностью в отличном от нейтрального положении. Компенсируйте это движение, перемещением рычажка триммера, в том же направлении, в котором вам приходится удерживать рычаг передатчика, для обеспечения прямолинейного горизонтального полета. Триммировать до достижения прямолинейного полета модели при нейтральных положениях стиков.
Правильно отрегулированная модель, на полном газу при нейтральном положении ручек передатчика, против ветра, летит без крена, с незначительным набором высоты.
5) Не позволяйте модели слишком удаляться от Вас.
Чем дальше модель, тем труднее правильно оценить её положение и поведение в воздухе.
Старайтесь держать модель не дальше 100 - 150 метров от Вас.
6) В период обучения полёты рекомендуется выполнять на достаточной высоте, минимум 25 - 30 метров (высота 9 этажного дома).
В случае ошибки в пилотировании у Вас будет запас высоты, чтобы успеть выровнять модель.
Приземление
1) Отрабатывать посадку модели рекомендуется, когда батарея ещё не полностью разряжена. Это даёт возможность отказаться от посадки и уйти на следующий заход, если попытка оказалась неудачной.
2) Во время полета, набрав высоту, периодически отключайте двигатель и наблюдайте за реакцией модели. Это даст представление о поведении модели при планировании.
3) При заходе на посадку пройдите над посадочной полосой по ветру. Удалившись приблизительно на 30 - 50метров, развернитесь против ветра и плавно немного снизьте обороты двигателя, что бы модель начала снижение. Дублируйте траекторию снижения небольшим отклонением ручки руля высоты от себя. На высоте 1 - 1.5 м выровняйте модель относительно горизонта и прекращайте использовать управление модели по крену, после чего продолжайте плавно снижать обороты мотора. Остерегайтесь резкой потери скорости. Будьте готовы быстро увеличить обороты и «уйти» на повторную попытку приземления. Перед самой посадкой, на высоте 25-30 см, чтобы не повредить пропеллеры обязательно выключите двигатель. Это приведёт к снижению подъемной силы и плавному касанию земли.
ВНИМАНИЕ!
Если по каким либо причинам модель перестала вас слушаться или вы не в состоянии с ней справится, не медля выключайте двигатель и бросайте стики управления.
Это не шутка, это самое разумное что может сделать новичок в критической ситуации.
Многие наоборот добавляют газ на максимум и судорожно двигают стиками в попытке выровнять модель, это происходит инстинктивно и в 99 случаях из 100 - это приводит к гибели модели ...
Так что прислушайтесь к совету и ваша модель получит минимальные повреждения, при ваших первых попытках поднять её в воздух и научится летать.
ПОСЛЕ ПОЛЕТА
ВНИМАНИЕ!
Время полета с полностью заряженным LiPo аккумулятором ограничено ёмкостью батареи! Старайтесь не дожидаться автоматической отсечки регулятора, используйте сигнализаторы разряда! Приземляйтесь, как только почувствуете снижение тяги двигателя или услышите писк сигнализатора разряда. Никогда не пытайтесь вновь включить мотор сразу после отсечки регулятора, предварительно не зарядив аккумулятор. Отключайте вначале питание модели, затем питание передатчика.
Дайте аккумуляторной батарее остыть перед перезарядкой. Между полётами осмотрите модель, подтяните ослабленные соединения.
ВНИМАНИЕ! После полета всегда отключайте питание модели и вынимайте из нее LiPo аккумулятор. Не соблюдение этого правила может привести к переразряду, повреждению LiPo аккумулятора и даже пожару.
Всем чистого неба и удачных полетов!
И по случаю, немного видео с крайних полетов
"....
1) Включите питание передатчика и модели.
....
4. Выключите питание передатчика и модели
...."
При такой последовательности, выключив питание передатчика первым, может сработать файлсайф и двигатель включится.
Не маловажно знать порядок включения и выключения, у разных моделей/производителей он может отличаться, в руководствах на вашу модель/электронику это должно быть написано. Если последовательность включения и выключения не соблюдать, можно получить травмы.
2) .... Еще раз убедитесь антенна модели не повреждена и полностью расправлена.
Очень важно расположить антенну или пару антенн правильно. Замечены случаи, что при некорректной установке дальность существенно снижается. Соблюдаем взаимное расположение, как указано в инструкции. Сами усы не перекручиваем и не укладываем в перехлест. Не закрываем сами антенны элементами модели.
На передатчике некоторые считают, что антенну на 2.4 нужно направить на модель, мол в согнутом состоянии она находится в транспортном положении. Это не так, смотрим диаграмму штыревой антенны.
После полетушек можно в снежки поиграть =)
Сатейку в избранное, мальчишкам на кружкЕ покажу обязательно
В противном случае можно не только повредить модель (включив реверс канала газа), но и поранить себя и окружающих вращающимся винтом!!!
P.S. Основано на реальных событиях!
Но откровенно говоря сравнивая ваши статьи и например Судакова , мне интересней читать Судакова, у него хоть разнообразие какое то бывает , и есть что обсудить.
Ни в коем случае!!!! Стики надо ставить - Газ в ноль, РВ вверх, РН влево, Элероны вправо. Причем все до упора. Модель с номальной центровкой перейдет в плоский штопор и брякнется плашмя с минимальными потерями. Так же надо настраивать Fail save.
А в остальном достаточно толковые рекомендации.
От себя бы сказал новичкам. "Помните. ВЫСОТА И СКОРОСТЬ-ваше спасение!"
Особые проблемы у новичков вызывает посадка модели. Как по мне лучше сначала учиться садиться на траву без шасси.
Начинать следует с верхнеплана, класика цесна, хотя я видел Миг из потолочки метровоо размаха в качестве тренера - нажимаеш на стик и он медленно начинает реагировать на рули - тоесть времени подумать много.
1. Все же стики я бы рекомендовал не бросать, а газ в ноль, руль на себя. Новичок чаще всего теряется в положении модели "носом в землю", взятая на себя ручка на тренере обычно поможет спарашютировать с небольшими повреждениями или вовсе без них.
2. Упущено, на мой взгляд: приучать себя летать перед собой, в мысленно ограниченном секторе. Привычка летать "вокруг головы" чревата потерей ориентировки, внезапным ослеплением солнцем, влетанием в зрителей, которые подкрались сзади и т.п.
3. Симулятор, да. Но его переоценивать тоже не надо. Он помогает выработать правильные автоматические движения стиками, не путать право-лево, верх-низ. Но на поле все ощущается по-другому :)... ИМХО при возможности лучше полетать на тихоходной устойчивой неубиваемой модели, чем лишний раз посидеть за симом, это я по своим детям сужу :) - навык быстрее укрепляется.
Так дальше и затянуло небо) про симулятор узнал лишь потом. Самое главное начинать с легкой и "неубиваемой" модели-тренера, правильно настроить и запустить модель поможет инструктор (бывалый пилот))) если вы не имеете навыков управления.