Рис.1 Пример UltaMicro модели от ParkZone
Приобрел пару готовых, потом решился на самостоятельную постройку. Почитал разные форумы и понял, что это интереснейшее дело суметь сделать небольшую, сверх-легкую RC модель с полным полетным весом от 20 до 100 грамм, небольшого размера, которую можно запускать не только на улице, но и к примеру в спортзале практически круглый год. Соответственно встал вопрос о подходящей для этого комплектации. Для сверхлегкой модели нужна сверхлегкая бортовая аппаратура.
Года три назад в Москве такую днем с огнем было не сыскать. В лучшем случае можно было купить одну-две модели подобных изображенной на рисунке выше и то "под заказ" и ждать того заказа - не дождаться и цены были весьма кусачие. Постепенно я набрался некоторого опыта и решил написать небольшой обзор о подходящей для этой цели аппаратуре которую теперь можно легко купить прямо на этом сайте в Паркфлайере, а также немного о принципах и требованиях к постройке такой модели.
Если вам стало интересно - жмите кнопку и читайте, если нет - ну извините значит вы не мой читатель и хорошо, если не поставите мне минус за попытку поделиться накопленным опытом ;-)))
(что такое UlraMicro RC модель)
Пару-тройку лет назад мне попала в руки интересная моделька биплана с названием Office Flyer. Тогда ее продавал известный магазин Пилотаж. Интересна она не тем что более-менее неплохо могла летать даже в комнате среднего размера, а скорее своим рекордно низким весом - всего 9 грамм полетного веса и при этом имела двухканальную инфракрасную аппаратуру управления...
Затем я нашел в сети и купил парочку весьма удачных моделей Су-26 и P-51 Мустанг - они вполне еще живы до сей поры. Их полетный вес (полный!) около 35-38 грамм а размеры такие: размах крыла около 40 см, длина фюзеляжа около 30-36 см. Примерно такой же Фоккер-триплан вы можете увидеть на видео ниже:
Особенность таких моделей в том, что большинство из них способны очень хорошо летать не только на улице в тихую погоду, но и в закрытом помещении типа небольшого спортзала, что делает их достаточно интересными особенно в зимнюю и ненастную погоду.
Общие характеристики таких моделей примерно такие:
естественно мне вскоре захотелось построить нечто подобное.
- Вес от 10 до 100 грамм,
- размах крыла 20-60 см,
- число каналов управления 2-6,
- вес начинки (мотор-серво-батареи-рег) от 10 до 30 граммов.
И первое что мне понадобилось - это бортовая начинка модели. Тогда (3-4 года назад) это была довольно сложная задача - собирать нужно было по крупицам информацию и искать комплектующие по всему миру за достаточно большие деньги. Сейчас с комплектацией для таких самолетов стало намного проще.
Комплекты UltraMicro-борта и готовые модели доступные на Паркфлайере.
Готовые модели
Среди доступных у нас на сайте моделей можно найти добрый десяток моделей попадающих в класс UltraMicro, но писать обо всех моделях можно долго и бесконечно, потому я упомяну только лучшие из них. Это модели таких известных производителей моделей и аппаратуры как:
Есть и другие, менее изветных производителей, но я остановлюсь на этих, т.к. модели этих производителей отличаются высокими полетными качествами и хорошим внешним видом.
- ParkZone - серия UltraMicro
- Nine Eagle,
- UMX,
Лидером класса UltraMicro по моему мнению безусловно является ParkZone.
вот перечень этих моделей (названия кликабельны и ведут прямо в описание товара) :
- P-51 Mustang - одна из первых моделей ParkZone, но почему-то снята с продажи.
- Night Viper - отличная модель для спокойных полетов в большой комнате.
-
Parkzone F4U Corsair -модель-копия с хорошими полетными данными.
-
Parkzone Spitfire MK IX - модель-копия легендарного истребителя.
-
ParkZone Mosquito Mk VI - копия двухмоторного бомбардировщика.
-
Pole Cat - копия гоночного самолета...
Все самолеты этого производителя отличаются хорошим внешним видом и отличными полетными качествами, хотя они непривычны для тех кто привык к моделям большого размера. Хотя обычно относятся к классу "для начинающих" я бы никому не советовал учиться летать на этих моделях.
Они отличаются верткостью и очень чуствительны к ошибкам упраления. Исключение составляет только медленно летающий Viper. Во всех моделей паркфлайера используется аппаратура DSM/DSM2/DSMX так что для них можно использовать уже имеющиеся у вас передатчики Spektrum.
К сожалению на Паркфлайере отсутствует замечательная пилотажная модель Су-26 от ParkZone, которая пригодна в хороших руках даже для 3D пилотажа. Вот видео ее полетов:
Производитель номер 2 несомненно Nine Eagle, вот модели которые есть на нашем Паркфлаере:
Среди продукции Nine Eagle есть еще несколько моделей копий, но на Паркфлайере они отстутствуют, а потому всем интересующимся я советую использовать Google c ключевыми словами "Nine Eagle UltraMicro". У меня имеется модель ЯК-54 от этого производителя. По своим свойствам она близка к Су-26 ParkZone. Вообще большая часть моделей самолетов этой фирмы сделаны под явным влиянием ParkZone, если не сказать больше. Основной недостаток продукции этой фирмы в том, что они используют свою собственную начинку. Особенно удручают приемники - они используют нестандартную систему модуляции и работают только с передатчиками Nine Eagle, которые обычно поставляются с моделью и относятся скорее к игрушечным пультам. Правда недавно NineEagle выпустила 6-ти канальный пульт похожий на 6 или 7 канальный Spektrum, но я пока так и не нашел информации о том совместим ли он с этими моделями или нет. Точно так же Nine Eagle не реагирует на вопросы о системе модуляции и совместимости с другими производителями пультов управления. Ну а летать на игрушечном пульте - удовольствие ниже среднего. Во всем остальном ее продукция аналогична ParkZone, но существенно дешевле.
Продукция E-flite UMX у нас представлена всего лишь двумя моделями, которые попадают в класс UltraMicro:
Про первую модель ничего сказать не могу, а вот вторая достойна самого пристального внимания. Ее начинка (приемник, сервы и т.д.) в основном от Spektrum и работает в диапазоне 2.4 ГГЦ DSM/DSM2/DSMX - так что выбор пультов самый что ни на есть широкий. Но главное в ее высоких летных качнствах. Писать много умных слов не хочу - смотрите видео:
UMX Mig - полукопия истребителя Миг...
UMX Beast 3D - отличной пилотажной моделью известного самолета.
Все что я могу добавить к сказанному и показонному про этот самолет это только то, что это пожалуй лучшая пилотажная модель класса UltraMicro из всех виденных мной где либо и когда либо. Рекомендую! Цена у нее не самая маленькая, но для ее качества вполне приемлимая - своих денег она стоит. Добавлю только то, что сейчас выпущен вариант с системой стабилизации AS3X, которая позволяет летать даже при сильных порывах ветра, помогает стабильно летать новичкам и имеет несколько режимов настройки в т.ч. и для экстремальных 3D полетов.
Комплектация борта моделей UltraMicro На паркфлайере
Переходим к самому интересному для любителей строить собственные модели, к которым отношусь и я сам. 3-4 года назад собрать борт для подобной самоделки было большой проблемой. Самые легкие приемники весили от 4-грамм и более, рулевые машинки -минимум 4-5 грамм, регуляторы 5-10, моторы от 10 грамм и выше, батареи 15-25 грамм. Так что укомплектовать модель аппаратурой легче чем за 50-75 грамм было большой проблемой. Ситуация резко изменилась с появлением продукции ParkZone-Spektrum. Реальностью стали такие веса:
- приемники от 0.5 до 2 грамм
- приемники с 2 серво и рег. от 3.0 до 4 грамм
- сервомашинки от 0.7 до 2.0 грамма
- регуляторы от 0.3 до 2 грамм
- моторные установки от 2 до 6 грамм
- батарея 1S 160 мАч 4 грамма
итого от 10.5 до 20 грамм
Такой вес вполне позволяе построить модель с 4 каналами управления весом от 20 до 80 грамм и она реально будет летать!
Вот рассчет веса борта только на основе имеющейся на Паркфлайере продукции:
- Приемник с 2 сервами и регулятором -3.7 грамма
- Серва для элеронов -1.5 грамма
- моторная установка -2.5 грамма
- батарея 1S 160 мАч (на 5-7 минут полета) - 4 грамма
Итого: 11.7 грамма
Вполне подходит для модели с 4 каналами весом около 20 грамм, уложиться в 10 грамм для планера с размахом крыла 35-40 см проблемы не представляет при современных материалах... ;-) Я не стану делать здесь полный обзор поставщиков UltraMicro оборудования и дальше буду описывать только то, что есть прямо у нас тут. Но хочу заметить что вес борта в 10 грамм это далеко не предел. Немного порывшись в И-нете вы легко сможете найти комплектующие позволяющие сделать начинку еще раза в 3-4 легче. И-нет вам в помощь, если вы хотите построить модели еще легче!
Поставщики UltraMicro комплектующих
На Паркфлайере мы легко обнаруживаем следующих поставщиков:
- ParkZone-Spektrum - вообще-то это два разных поставщика, но они работают в тесной коопераци над этой темой. Производят приемники, сервомашинки, моторные установки и многое другое по интересущей нас теме. По моему мнению это поставщик номер 1 и безусловный лидер. Его приемники и передатчики поддерживают DSM/DSM2/DSMX протокол и проблем с пультами нет. Его продукция надежна и проверена временем. Не самая дешевая, но она стоит своих денег!
- SuperMicro - относительно новый поставщик, который поставляет целую линейку приемников от 0.65 грамм до 3.5 граммов, а так же рулевые машинки, регуляторы и передающие модули для пультов управления, совместимые с их приемниками. Ассортимент продукции вызывает уважение.
- HobbyKing - это в основном сервомашинки и некоторые БК моторы...
- NineEagle - это их собственный приемник, собственная рулевая машинка, мотоустановки и другие запчасти к уже упомянутым выше моделям. Рекомендовать не могу в основном из-за несовместимости их приемников и передатчиков с существующими стандартами...
- отдельные NoName поставщики - в основном это легкие моторы, винты и редукторы, а так же регуляторы легче 2 грамм веса.
Приемники
Как я уже говорил выше одни из наиболее достойных изделий этой категории это приемники Spertrum используемые в моделях Parkzone и некоторых других производителей:
-
SPEKTRUM AR-6400 - заслуженный ветеран весом 3.5 грамма, встроенный регулятор коллекторного двигателя,
-
Spektrum AR6410L - аналогичен предыдущему, но с большим ходом серв и весит чуть побольше - 3.9 грамма
-
Spektrum AR6410LBL - аналогичен предыдущему, имеет интегрированный регулятор БК двигателя.
Все приемники Спектрум работают с модуляцией DSM различных модификаций. Среди них еще есть специальный вариант AR6400 c двумя коллекторными регуляторами, который использовался в модели двухмоторного бомбаржировщика Митчел упомянутого выше, но на нашем сайте я его не нашел.
Приемники SuperMicro - представлены целой серией. Начиная от сверхлегкого весом всего 0.65 грамма и заканчивая интегрированными приемниками с 2 микросервами и регуляторами как коллекторными, так и бесколлекторными. Они все представлены в одном каталоге SuperMicro, поэтому отдельных ссылок на каждый давать не стану - щелкните по названию производителя и найдете сами. Отдельно только упомяну самый легкий приемник этой серии. Его особенность в том, что он работает не с привычными нам серовмеханизмами, а с так называемыми актуаторами, которых на Паркфлайере нет. Актуаторы обычно имеют вес в пределах от 0.2 до 1 грамма, управляются толькоо по 2 проводам вместо обычных трех, но имеют очень небольшое усилие - обычно порядка 1-2 граммов, а потому применяются только в самых легких конструкциях общим весом в 5-20 грамм. Остальные приемники SuperMicro в той или иной степени аналогичны приемникам ParkZone, но имеют более привлекательную цену.
Последний поставщик приемников класса UltraMicro - это NineEagle. Его продукция представлена всего одно-двумя моделями идущими как запчасти к вышепомянутым моделям и некоторым моделям вертолетов: приемник NineEagle. Использовать его я не советую во-первых из-за того, что у него большие размеры и вес чем у конкурентов (у меня он стоит в модели ЯК-54), а во вторых совместим только с тем пультом, который поставляется вместе с моделью и больше похож на игрушечный, чем на нормальный пульт управления самолетом.
СервоприводыCервоприводы поставляют в основном те же производители:
- ParkZone-Spektrum
- SuperMicro
- HobbyKing
- NineEagle
Сервомашинки Parkzone AS2000 и AS2000L к сожалению в Паркфлайере продаваться перестали по крайней мере в данный момент. А жаль - это одни из лучших линейных серв в мире весом всего 1.5 грамма.
Сервы SuperMicro представлены следующими моделями:
- Одиночная серва Supermicro - весом 1.1 грамма без провода и разема (думаю что с проводом и разъемом - около 1.5 грамма как и у ParkZone - они похожи как близнецы...
- Двойная серва SuperMicro - весом 2 грамма (опять без проводов!) имеет два сервомеханизма но подключается через один трехпроводной разъем. По найденным мной описаниям - сервы могут как-то работать как независимые и как подключенные к одному каналу через V-кабель. Как они могут быть независимыми - для меня пока большая загадка... Когда найду - опишу, пока я знаю только то, что это как-то связано с программируемым 5-м каналом приемников SuperMicro. В общем не советую ее использовать с приемниками других производителей, но возможно я и неправ...
Сервоприводы HobbyKing это целая серия серв весом от 1.0 до 2.5 грамм:
- HobbyKing 1.7г - левая и правая линейные сервы полные аналоги серв ParkZone по моему ( у меня есть и те и другие и различаются они только мелкими деталями), вес у них правда чуть поболее.
-
HobbyKing 2.5g - серва обычной конфигурации
-
HK-282A 2г - сервомашинка обычной конфигурации
-
HK15318B 2.2 г сервомашинка обычной конфигурации
-
HobbyKing комплект - две линейных серво с контроллером V-хвоста для планера. Вес 3.2 г - т.е по 1.6 грамма на каждую серво.
-
HK-5330 1,9г - серва обычной конфигурации,
-
HK-5320 1.7 гр - серва обычной конфигурации
-
BioWire Micro Servo - рекордсмен веса среди серв на Паркфлайере. 1.0 грамма! Пничем без мотора! Интересна только своей конструкцией. Работает медленно и часто дрожит при работе - я такую использовал как-то. Не советую... Годится разве что для медленнолетов ибо скоростью и точностью она не отличается...
Последний поставшик NineEagle NE406777002A - его продукция разнообразием и качеством самой сервы и ее описания особенно ничем не отличается. Ее ориентровочный вес - около 1.7-2.0 грамм. Стоит у меня в модели ЯК-54. Не советую ее брать - можно взять только для замены в модели да и то три раза подумать - может заменить ее все-таки на другую из числа описанных выше?
РегуляторыРегуляторы - их тут довольно много. Как для коллекторных мотоустановок так и для БК.
Коллекторные регуляторы:
-
Hobbyking 3А - весит 0.4 грамма (скорее всего без проводов или это вообще ошибка)
- Hobbyking 5A 1S - вес 1.8гр без проводов.
Бесколлекторные ркгуляторы:
- SuperMicro 3.5A - рекордный вес - 0.3 грамма.
-
HobbyKing XP 3A - весом 0.7 грамма - неплохой регулятор.
-
TGY DP 3A 1S - аналогичен предыдущему - практически близнец,
-
Turnigy 5A 1S - интересен тем, что имеет импульсный BEC c выходным напряжением 5 вольт. Это позволяет применять 5.0 вольтовые машинки при питании от 1S батареи. Будьте внимательны при применении - мне попался однажды экземпляр где на выходе BEC была перепутана маркировка выводов - перепутали + (красный провод) и - (черный провод)
Моторы и Моторные установки
Тут мы также имеем довольно широкий выбор изделий как коллекторных так и БК.
Начну с коллекторных мотоустановок:
-
Gearbox GPS-6 - вес около 2 грамм тяга 18 грамм
-
GPS-7 Micro -вес 3.3 тяга уже порядка 40 грамм
-
Nine Eagles NE413777007A - идет в качестве запчастей к моделям NineEagle. Самый тяговитый из коллекторников на нашем сайте по моим измерениям на модели ЯК-54 обеспечивает тягу около 50 грамм. Это единственная удачная продукция NineEagle, которую имеет смысл брать среди ее изделий. ;-)
К сожалению нет коллекторных мотоустановок для самолетов ParkZone, но они полностью аналогичны мотоустановке от NineEagle. Коллекторные мотоустановки вообще говоря уходят в прошлое, но в классе UltraMicro им пока по эффективности замены нет. При токах порядка 2А они обеспечивают большую тягу чем безредукторные БК моторы при том же токе потребления. Их коллекторный узел - это самая уязвимая часть и довольно часто выгорает при интенсивной эксплуатации - это их основной минус, но по экономичности (это время полета) им пока нет равных.
Теперь о бесколлекторных мотоустановках. Их на этом сайте пока немного:
- GPS-C03 - мотор с редуктором весом 3.6 г и тягой доо 65 грамм.
-
HKP8-C10 - мотор помощнее весом 10 г и тягой до 200 грам при питании от 2S батареи
Из моторов без редукторов следует остановиться на следующих:
- HexTronik Б/К - рекордсмен веса но не тяги - вес 2.0 грамма тяга без редуктора ниже заявленной на рекомендованном винте 22-24 грамма (измерил лично). Однако когда я ему сделал редуктор - тяга сразу выросла до 34-36 грамм.
-
HobbyKing AP-02 - вес 2.3 грамма тяга около 30-35 граммов без редуктора.
-
HobbyKing AP-03 - вес 3.1 гр тяга до 45 граммов без редуктора.
-
ADH30S - вес 2.6 гр тяга около 35 грамм без редуктора
-
AD-C5 - вес 4.6 гр, заявленная тяга около 50 грамм
-
13000KV Brushless S5 - высокооборотный двигатель весом 4 гр очень подходит для создания редукторной установки весом около 6 грамм в сумме и оринтировочной тягой порядка 60 грамм. Для прямой работы на винт непригоден - слишком высокие обороты.
Батареи
Для UltraMicro применений чаще всего используются 1S батареи емкостью 130-250 мАч (вес в пределах 4-6 гр) - из-за жестких требований к весу. В крайнем случае 2S емкостью до 200-250 мАч весом 6-8 грамм. Я не буду их тут перечислять - на Паркфлайере очень хороший механизм поиска батарей - желающие их могут найти сами. Они тут есть и их много.
Заключение
В заключение скажу что конструирование и сборка UltraMicro моделей стала теперь намного доступнее чем несколько лет назад, но привлекательности своей не потеряла. Даже на нашем сайте Вы найдете много различного оборудования пригодного для этой цели - надюсь я это достаточно наглядно продемонстрировал.
Спасибо за внимание - жду замечаний, дополнений и предложений по этому обзору.
Надеюсь количество букв в обзоре Вас не смутило и вы осилили его до конца.
Николай
вот видио
По весу уже на грани UltraMicro и просто моделей - но симпатичная...
Наверно добавлю в список в статье
Самый широкий выбор мест...
Так как уже есть 4 аккума по 250mah 1s, приемники 5каналки для Spektr'ы 1 грамм или меньше, точно не взвешать.
Нашел только одну модель :-( http://www.parkflyer.ru/35429/product/10469/
1. Зачем мне Г пульт лишний вес лишняя переплата.
2. У меня есть приемник менее грамма 5 каналов под нормальный пульт.
3. Если уж нет тушки, то хотелось бы модель с 3-4 сервами, бессколлекторным мотором (желательно без редуктора) и регуль.
Есть вариант самому модельку сделать.
Поглядел моторки и регули, немогу определиться, подскажите 1s аккум без редуктора с максимальной тягой какой взять?
Чтобы непокупать аккумы и пропеллеры планирую использовать то что на фото, все вместе весит 7 грамм.
А так предположительно вес установки до 20 грамм.
заходите в чат - поговорим
Я полагаю, что у статьи должны быть все-таки недочёты - не стесняйтесь писать о них - статья все еще в работе и если вы хотите чего-то еще увидеть в ней или имеете предложения по улучшению стиля - потратьте 2-5 минут и напишите об этом в комментах.
За положительную оценку - спасибо!
Свой мэйл могу дать вам приватно, если пришлете Ваш мэйл кнопкой "Сообщить об ощибке" под любым мои переводом - эта кнопка передает строку с сообщением, но не минусует перевод
У вторых намного более качественная начинка - я вам это говорю по собственному опыту.
Сам собираюсь выкинуть всю начинку из ЯК-54 (Nine Eagle) и заменить все на начинку от ParkZone - уже все есть... ;-)
PS. Совет от старого бедного еврея из одессы: Не покупайте дешевых вещей - Вы ведь не настолько богаты, чтобы менять лапсердак каждые полгода...
2) Дрожат и очень малонадежные на мой взгляд сервы - в них использованы круглые потенциометры низкой точности - две сервы при одинаковом воздействии отклоняются на разные углы (это линейность и разброс параметров потенциометров)
3) Внутри приемника - много соплей - это качество исполнения.
Остальное - мотор и другие механические детали, а также сам планер - пока без претензий...
Отличная статья! Все понятно описано многие вопросы по микро моделям сразу отпали =)
Давно тоже хотел Як-54 приобрести, но в пилотаже было дорого, а хк не отправлял их в нашу страну. Теперь думаю о покупке на himodel этого самолета =)
Например Cу-26 - Она много лучше Як-54, хотя и дороже...
А еще лучше купите Beast - лидер в этом классе.
Они хоть и подороже, но они своих денег стоят.