Можно ли создать пилотажку ДВС используя только доступные материалы?
Один знакомый, моделист со стажем давно еще сказал что хорошую модель без бальзы создать нельзя. Меня это задело - всю жизнь бальзы в глаза не видел, а модели летали.
Вообщем изначально была задача построить простейшую пилотажку, со средним расположением крыла. Ось двигателя и крыло расположены на одной линии, стабилизатор чуть выше, чтобы вывести его из спутной струи крыла, а заодно и в зону обдува винта.
Материалы - сосна, ель, фанера 4мм, фруктовая фанера, пенопласт, цветочная пленка, крафт-бумага.
Размах: 1750мм
Вес: 3150гр
Двигатель: Радуга-10, 10см3
Нагрузка на крыло: 65гр/дм2
О постройке:
Нервюры из 3мм фанеры (остатки), и из 4мм:
Перед тем как вклеивать переднюю кромку, вклеиваем туда предварительно вырезанные струной пенопластовые лобики.
Лонжероны имеют стенку до середины консоли (на фото этого нет).
После оклейки крафт-бумагой.
Изготовление фюзеляжа.
Изначально фюзеляж предполагался разборным, как крыло на трубе. Уже и начертил все, и шпангоуты/стрингера выпилил. А стал собирать - не понравилось, очень тяжелая конструкция. Поэтому просто немного укоротил фюзеляж, и стал делать по простейшей технологии, из реек.
Трубу крыла, диаметром 22мм вклеиваю в фюзеляж, и приматываю нитками к шпангоуту, заливаю смолой.
На боковинах, там где выходит труба - используется фанера 4мм, остальное - фруктовая фанера. Она здесь только для того, чтобы модель было удобно брать за фюзеляж.
Хвост. Используются рейки сечением 10*8.
Что получилось в итоге:
Далее делаем пенопластовые болваны сверху/снизу фюзеляжа, и заодно болван для капота.
Болваны вырезаны струной по шаблонам.
Делаем лючки для доступа к оборудованию и серво. Шпаклюем обычной шпаклевкой по дереву.
Оклеиваем фюзеляж крафт-бумагой.
Рули высоты и элероны решил переделать, т.к. у имеющихся меня не устраивала жесткость на крутку. Подкрепленные уголками, они держали крутку почти до 45 градусов конец к концу, но гнулись слишком легко.
В этот раз сделал из пеноплекса, окантовал рейками, вклеил уголки. После оклейки крафтом, этими плоскостями можно было бы дрова колоть. Ощущение такое что сделаны из цельного дерева. При этом вышли немного легче чем наборные.
Вес элерона и руля высоты. Бумага добавила по 5г.
Изготовление капота из стеклоткани:
Фюзеляж рассчитывал оклеить тонкой стеклотканью, но оклеив бумагой, понял что процесс этот не благодарный.
В итоге решил просто покрыть бумагу эпоксидной смолой, от топлива. Эпоксидную смолу нужно наносить "насухо". Я делал кисточкой, но валиком должно быть удобнее. После того как смола высохнет, нулевкой сошкуриваем ворс, и получаем поверхность похожую на пластик.
Долго провозился с приводом рулей высоты. Изначально была Y-тяга, но достаточно жесткой мне ее сделать не получилось, либо вес становился неразумным. В итоге решил поставить две мини машинки в хвосте. Как видно из фото, рули навесил на нитки, обмотав 8-кой.
Перед покраской:
Красил краской из баллончиков. После покраски.
У некоторых моделистов возникли сомнения в прочности связки пенал трубы крыла/лонжероны. Для того чтобы развеять сомнения, нагрузил весом в 17кг + 3кг вес модели = итого 20кг крыло держит спокойно. Это примерно идентично 10-ти кратной перегрузке, т.к. во время полета нагрузка на крыло распределяется более равномерно.
Ну вот и все. Модель готова к полету. А летать буду весной, когда все растает. Для зимы есть электро и планера.
Другие мои статьи.
Нервюры из 3мм фанеры (остатки), и из 4мм:
Перед тем как вклеивать переднюю кромку, вклеиваем туда предварительно вырезанные струной пенопластовые лобики.
Лонжероны имеют стенку до середины консоли (на фото этого нет).
После оклейки крафт-бумагой.
Изготовление фюзеляжа.
Изначально фюзеляж предполагался разборным, как крыло на трубе. Уже и начертил все, и шпангоуты/стрингера выпилил. А стал собирать - не понравилось, очень тяжелая конструкция. Поэтому просто немного укоротил фюзеляж, и стал делать по простейшей технологии, из реек.
Трубу крыла, диаметром 22мм вклеиваю в фюзеляж, и приматываю нитками к шпангоуту, заливаю смолой.
На боковинах, там где выходит труба - используется фанера 4мм, остальное - фруктовая фанера. Она здесь только для того, чтобы модель было удобно брать за фюзеляж.
Хвост. Используются рейки сечением 10*8.
Что получилось в итоге:
Далее делаем пенопластовые болваны сверху/снизу фюзеляжа, и заодно болван для капота.
Болваны вырезаны струной по шаблонам.
Делаем лючки для доступа к оборудованию и серво. Шпаклюем обычной шпаклевкой по дереву.
Оклеиваем фюзеляж крафт-бумагой.
Рули высоты и элероны решил переделать, т.к. у имеющихся меня не устраивала жесткость на крутку. Подкрепленные уголками, они держали крутку почти до 45 градусов конец к концу, но гнулись слишком легко.
В этот раз сделал из пеноплекса, окантовал рейками, вклеил уголки. После оклейки крафтом, этими плоскостями можно было бы дрова колоть. Ощущение такое что сделаны из цельного дерева. При этом вышли немного легче чем наборные.
Вес элерона и руля высоты. Бумага добавила по 5г.
Изготовление капота из стеклоткани:
Фюзеляж рассчитывал оклеить тонкой стеклотканью, но оклеив бумагой, понял что процесс этот не благодарный.
В итоге решил просто покрыть бумагу эпоксидной смолой, от топлива. Эпоксидную смолу нужно наносить "насухо". Я делал кисточкой, но валиком должно быть удобнее. После того как смола высохнет, нулевкой сошкуриваем ворс, и получаем поверхность похожую на пластик.
Долго провозился с приводом рулей высоты. Изначально была Y-тяга, но достаточно жесткой мне ее сделать не получилось, либо вес становился неразумным. В итоге решил поставить две мини машинки в хвосте. Как видно из фото, рули навесил на нитки, обмотав 8-кой.
Перед покраской:
Красил краской из баллончиков. После покраски.
У некоторых моделистов возникли сомнения в прочности связки пенал трубы крыла/лонжероны. Для того чтобы развеять сомнения, нагрузил весом в 17кг + 3кг вес модели = итого 20кг крыло держит спокойно. Это примерно идентично 10-ти кратной перегрузке, т.к. во время полета нагрузка на крыло распределяется более равномерно.
Ну вот и все. Модель готова к полету. А летать буду весной, когда все растает. Для зимы есть электро и планера.
Другие мои статьи.
Имея под рукой огромный выбор пиломатериала и оборудования периодически эксперементирую, что можно сделать с ним. Скажем так, сделать сосновый лист толщиной 2 мм можно. а значтся можно уйти от использования фанеры на нервюрах (насколькоя я понял у автора там фанера) и еще немного облегчить модель. но... такие листы (сосна 2 мм) лобзиком нужно будет резать предельно аккуратно.
На самом деле я давно задумывался о возможности постройки моделей из материалов произрастающих у нас. Но вот не задача - материалов таких практически нет. Если взять сосну, то для того что бы выбрать одну доску подходящую под распил для этой цели, нужно перелопатить куба два леса. Я арендую площади для функционирования магазина на деревообрабатывающем комбинате. В смежном цеху кое что производят, и леса, в брусках, завозится в немерянных количествах из разных регионов (Кострома, Архангельск, Киров....). Кстати блоагодаря этому в ассортименте появились сосновые рейки. Когда ищеш подходящею доску для нарезки реек перелопачивать приходится достаточно много. Сучки у сосны достаточно частые 70-90 см, структура волокон кривая. Очень редко попадается то что нужно. Скажем так, даже если выбрал, на рейки пускается только 20-30 % заготовки.
Есть еще один интересный материал - осина. В свое время я делал коробочки из этого материала. Сучков мало, структура ровная. почти как бальза, только тяжелее. Но тут тоже засада. Для того что бы производить что либо из осины, ее нужно сначала разрезать на заготовки, а потом высушивать достаточно долго. Бывало так что распускаещь осиновую доску, вроде не особо сырую, а внутри воды.... чуть ли не капает.
Фанера которая производится у нас, в основном березовая. Самая тонкая 3 мм, весьма не плохого качества. Вся фишка в том что шпон для производства фанеры, в нашей стране, тоньше 1 мм ни кто не строгает. А для нашей, модельной фанеры нужно 0.6 мм. И в идеале тополь. Но тополь который растет у нас слишком сучковатый и рыхлый. Нужен дальневосточный тополь. Китайци его и используют для производства модельной фанеры. У нас создать ее производство не рентабельно - объемы не те.
Вот такие вот выводы по постройке моделей из близкого нам дерева.
Если у кого нить есть идеи, пишите.
В общем я сделал вывод, производить модели, даже минимальными партиями из нашей древесины не реально. Вариант посторойки единичной модели возможен когда под руку уже попался неоходимый материал.
Так же используем берёзовую фанеру, нынче хорошо папали на очень хороший сорт! шлифованная с двух сторон и без сучков! Станок режит только в путь!
Крайне не правильный вывод, материал есть, если будет желание он будет найден и применён, конечно у кого нет желания и карманы полны бабла- то в путь- за бальзой!
Утверждение Ваше имеет право на жизнь. Возможно и не правильный вывод я сделал.
Но ваше отношение полностью все перечеркивает. Вот если бы вы написали что делаем так и сейчас у нас карманы полны, тогда б я полностью принял. :)
это самое лёхкое дерево в наших краях.
а сэкономленные денежки пустить на то чего действительно сам не сделаешь и не найдёшь в своём регионе.
И ждем облет модели=)
2. Вопрос автору - если сделать самолет такой же геометрии, но исключить крафт-бумагу, ибо ее масса очень значительна, а также и всю эту кучу пенопласта, который, может быть, и не очень много весит сам по себе, но требует много клея, что в сумме также дает немалую массу, а применить бальзу во всей этой конструкции - не окажется ли, что такой же бальзовый ероплае выйдет на полкило, а то и более, полегче, и, соответственно, и летать будет лучше?
3. Еще вот вопрос - примерно идентично 10-ти кратной перегрузке - это как? примерно, или идентично? :))
Но летает до сих пор. Петли, бочки крутит. При резкой смене вектора перегрузки крылья гнуться, но держат.
Получилось так что прочность в нем заложена пилотажная :)
Что касаемо клея для пенопласта - то он ничего не весит по сути, т.к. использую Регент, он жер ПУР, он же монтажная пена только с меньшим коэффициентом расширения - и по весу и по плотности он очень схож с самим пеноплексом + шкурится легко.
По поводу веса - эту же модель можно было бы сделать на пол кило легче, и без бальзы :)) Но я подбирал все сечения с запасом, не стараясь экономить на весе специально. С бальзой наверное можно сделать и еще легче, только зачем? При такой технологии она вроде и не нужна. Разве что на зашивку лобика крыла, да гаргрота. Но ведь технологичность изготовления примерно одинакова.
Да и учитывая статическую тягу Радуги в 4кг, 3 кг вес вполне нормальный.
Если делать легче, то в полете сильно будет заметно влияение ветра.
По поводу перегрузок можно сказать следующее. Этот самолет не будет скоростным. Это 100%. Он достаточно ограничен по тяге и имеет немалый размах для такого мотора(никогда не стоит забывать об аэродинамическом сопротивлении модели, что тоже требует усилий от двигуна). 4 кг. с Радуги снять можно, но с нитрометаном и ценой значительного снижения ресурса. Смысла не вижу. 3200-3400 гр. тяги в статике с лихвой окупятся ровностью работы мотора на эволюциях(не стоит забывать что Радуга "слизана" с Вебры). Гораздо важне грамотно подобрать винт под конкретный мотор и самолет. И по сему резкие эволюции от него ожидать не приходится. Ну если только Сергей не решит сбацать Миксер разогнав модель отвесно метров так на 100 вниз. Но поскольку он человек адекватный, то этого ожидать от него не стоит. В итоге мы имеем самолет способный вполне уверенно крутить большинство фигур Ф3А и имеющий хорошие взлетно-посадочные характеристики(65 гр./дм.кв.) что от него и требуется.
Рад что есть ещё такие люди, которые ищут альтернативу всеядной бальзе!!!
уж зверская цена(может быть пока),и модель будет легче,и работать приятней.