Пару месяцев назад вдруг захотелось построить биплан из потолочки (забавно, бальза есть, клей есть, пленка есть… даже утюжок купил для пленки… ан нет.. потолочка держит крепко :) ). Сначала думалось, что полностью скопирую внешний вид одного из двух знаменитых бипланов. Либо Ан-2, либо У-2. Но потом подумал,  что очень сильно хочу поскорее возобновить полеты, а для этого нужно строить что-то простое.

Несмотря на то, что чертежи у меня были, в процессе постройки обнаружилось множество нюансов и изменений, поэтому фотографии процесса сборки (собственно процесс сборки на фотографиях далеко не полный) отличаются от того, что на чертежах. Аппаратура:

Мотор: Бесколлекторный Outrunner hexTronik 1500kv 24gram
Аккумулятор: Аккумулятор ZIPPY Compact 1500mAh 3S 25C Lipo Pack
Регулятор: TURNIGY Plush 12amp (2A BEC) BESC
Пропеллер: GWS EP Пропеллер (DD-8040 203x102мм) (6шт/компл)
Сервомашинки: HKSCM9-6 Singlechip, 10g digital micro servo (6V) 1.6kg, 0.07s
Радиоаппаратура: Приемник/передатчик Hobby King 2.4Ghz 6Ch V2 (Mode 2 газ слева)

При постройке попытался учесть недостатки своего первого самолета из потолочки (таких размеров первого – т.е. размах меньше метра), а именно — очень низкая прочность хвостовой части, и трудоемкость сборки. Кроме того, попытался упростить сборку за счет одинаковой ширины фюзеляжа по всей его длине. Это дает возможность без проблем собирать его на ровной поверхности, да и повысило жесткость хвостовой части, чего собственно и хотелось. К тому же, решил дать по контуру фюзеляжа дать внутренние накладки из потолочки, которые не только дополнительно усилили фюзеляж, но и существенно упростили склейку корпуса. Т.е. вот эти накладки на краях:

Теперь клеить нижнюю и верхнюю обшивку намного удобнее :)

После этого, вклеиваем один шпангоут… для жесткости

Вторая боковина клеится сверху на получившуюся коробку фюзеляжа. Кстати - на последней фотографии в хвостовой части видно прорези под оперение. Это было ошибкой - хвостовая часть при склейке постоянно деформировалась. Намного лучше будет либо наметить эти прорези на потолочке, а потом прорезать их после склейки коробк фюзеляжа, либо сделать продольные вырезы, но не выламывать потолочку из пазов, а оставить ее на месте. А уже потом, после того, как коробка фюзеляжа будет собрана – дорезать эти пазы до конца.

Как часто это бывает, после этого за фотоаппарат вспоминалось все реже и реже. Поэтому фотографий процесса сборки хвостового оперения и приклейки консолей к сожалению нет.

Далее вклеиваем расчалки, придающие крыльям необходимую жесткость. В качестве расчалок используем деревянные шампуры (их в магазинах можно встретить рядом с зубочистками, пленкой и фольгой для запекания и прочей кухонной мелочью) длиной в 25см. Можно обойтись и без них, заменив их вертикальными распорками из потолочки между крыльями, но тогда для придания жесткости крыльям – нужно будет на верхнее или на нижнее крыло наклеить деревянную линейку, например.

Выравниваем консоли (я использовал подручные средства – детские кубики и ДВД бокс :) ) и при помощи пенополиуретанового клея (эпоксидка, ну или тот же полимерный с усилением потолочковыми кусочками сверху) вклеиваем расчалки. Перекрестие обматываем ниткой и проклеиваем.

Мотораму изготовил из двух кусков деревянной линейки. Моторама ЛМ-2

Стойки лыжного шасси сделал из деревянной линейки, выгнутой под горячим паром. Получилось, конечно, не слишком красиво, но это во-первых – первый раз гнул деревянные линейки, во-вторых – летать хотелось очень, поэтому делал все быстро, а в третьих... шасси получились вполне удачными в плане приземлений на снег, а мне пока что большего и не нужно. Вот эта палочка – это регулятор натяжения ниток :) (кстати, кривость шасси не в последнюю очередь, что перестарался с натяжением. Потом это я конечно же исправил.

Лыжи состоят из силового элемента (двухслойная потолочка с профильным вырезом) и собственно самих лыж (просто полоса потолочки).

Лыжи склеил на клей ППУ (пенополиуретановый клей), там надежность нужна. Снизу для хорошего скольжения обклеил скотчем.

После установки электроники получился вот такой биплан.

Биплан ЛМ-2

А это уже приукрашенный биплан (самоклейка). Зачем я использовал эти изображения калины – уже не помню, но самолет на белом снегу выглядел очень... по зимнему :). Жаль, фотографий на снегу не сохранилось.

Биплан из потолочки ЛМ-2

Напоследок, видео нескольких посадок.

Чтобы хоть как то скомпенсировать некую сумбурность и скомканность повествования выкладываю чертежи. 

Сборочный чертеж ЛМ-2 
Разбивка на листы А4 (ЛМ-2) Чертеж консолей приведен в сборочном чертеже.

И еще одно видео. ЛМ-2, собранный моим знакомым по чертежам (только вместо диагональных расчалок у него вертикальные распорки и линейка на верхнем крыле для жесткости. Шампуров он так и не нашел...)