Как для космонавта КОСМОДРОМ, для лётчика АЭРОДРОМ, так и для авиамоделиста КОРДОДРОМ является особым знаковым словом. В этом слове и запах модельного топлива, и мандраж перед стартом и восторг от первого самостоятельного полёта...!
А рассказать я хочу о своём друге и его мечте. А мечта довольно странная для обывателя - не купить себе Лексус или БМВ последней модели, а оставить в наследство ребятне, живущей в нашем городе и занимающейся кордовыми моделями, НАСТОЯЩИЙ КОРДОДРОМ.
Настоящий, это в первую очередь ЗАКОННЫЙ. Это твоё полноправное место для занятий твоим любимым делом, где никто не скажет, что ваше время истекло или вы тут мешаете проезду или проходу добропорядочных граждан. А, что ещё хуже - создаёте опасность для жизни тех же вышеназванных граждан!
Настоящий, это значит сделанный по всем правилам, разработанным такими же моделистами для таких, как ты. Где всё продумано и взвешено, отточено годами соревнований. Где не надо беспокоиться, что модель попадёт в трещину на асфальте и скапотирует в самый неподходящий момент. Потому что этих трещин там просто нет, ибо он НАСТОЯЩИЙ !
Где не надо беспокоиться, что в зону полётов забежит чей-то ребёнок или бродячий пёс. Или сорвавшаяся с корды модель протаранит чей-то дорогой автомобиль.

Странное положение в стране, где с самой высокой трибуны постоянно говорится о необходимости поддержки и малого бизнеса и творческих кадров, которых так не хватает для промышленности, науки.
На деле с той же высокой трибуны провозглашается приоритет воспитания ПОТРЕБИТЕЛЯ. а не СОЗИДАТЕЛЯ и ТВОРЦА. Во главу угла поставлена ПРИБЫЛЬ, причём любой ценой.
Но не надо иметь семь пядей во лбу, чтобы понять, что нынешние дети - это то, какой страна будет завтра. И если на воспитание детей наплевать сегодня. то завтра они так же наплюют на тебя и на страну. Самый замечательный пример под боком. Ридна Украйна, где выросло целое поколение обманутых людей, и это заслуга государства их воспитавшего.
Казалось бы, уже не лихие 90-е, пора бы хоть что-то начинать делать на государственном уровне, как это делал в 30-х АВИАХИМ, потом ДОСААФ, но нет... Слова, призывы, слова, слова, слова...А на деле отбирают последнее, передают коммерческим структурам, сдают в аренду торгашам.
Кто хоть раз организовывал какие либо соревнования, фестивали, слёты, тот прекрасно знает, каких усилий и нервов это стоит. Именно поэтому я с глубочайшим уважением отношусь к энтузиастам - педагогам, работающим с детьми, ибо они напрямую работают на БУДУЩЕЕ. И зачастую (если не всегда) это работа на голом энтузиазме за нищенскую зарплату. Но, думаю, именно на таких людях держится всё лучшее в стране. Они не дали полностью уничтожить отечественную науку, музейные ценности, конструкторские наработки в лихих 90-х.

Кордодром - это асфальтированная круглая площадка диаметром 60 метров, обнесённая сеткой высотой 3 метра и имеющая свою несложную инфраструктуру. Предназначена для испытаний и проведения соревнований кордовых авиамоделей. Внутри имеется закрытый летний павильон (4х3м) для технических работ с навесом для расположения судей. Снаружи ограждения предусмотрены места для расположения команд, скамейки для зрителей, автодороги и тротуары. Сметная стоимость 4,5 миллиона рублей.

Беднов Юрий Владимирович - руководитель клуба, педагог дополнительного образования высшей категории,вице-президент Федерации авиамодельного спорта Чувашской республики. Имеет 1 разряд по авиамодельному спорту, служил в ВВС, совершил 54 прыжка с парашютом, обучался в Чебоксарском аэроклубе им.Ляпидевского, летал на спортивном самолёте Як-52. Заочно окончил Чебоксарский педагогический университет. Диплом на тему: "Воспитание технического творчества учащихся" защитил с отличием.

Для друзей он просто Юрыч. Сколько знаю его, ни разу не видел его скучающим или грустным. Он из тех людей, при общении с которыми у тебя создаётся полное ощущение того, что вот он сто лет ждал именно тебя и так соскучился именно по тебе.

Юрыч руководит клубом "Чайка"с 1997 года. Ещё он называется "Лаборатория кордовых авиамоделей". Почему именно кордовых? Когда создавался клуб, от былой славы новочебоксарских авиамоделистов остались лишь воспоминания и сначала даже не знали за что взяться, какие выбрать классы из всего разнообразия авиамодельного спорта.
Радиоуправляемые показались слишком дорогими, потом попробовали свободнолетающие, но всё же стали культивировать именно кордовые авиамодели. Юрыч в прошлом занимался воздушным боем и ему были близки моторы, высокая скорость полёта. В отличие от всех прочих только на кордовых есть тактильная связь между пилотом и моделью, когда можно почувствовать и вблизи увидеть реакцию модели на каждое движение пилота и каждый порыв ветра, а это особенно важно для первоначального обучения.

Один из самых распространённых подарков, которые мечтают получить мальчишки - радиоуправляемый вертолёт.
Но часто этот подарок живёт не больше недели. Дистанционно управлять транспортным средством нужно учиться. Хорошая альтернатива - кордовые модели самолётов. Несложные по конструкции модели, со сборкой которых справится даже младший школьник, позволят освоить основы управления летательным аппаратом. Электрические двигатели -бесшумные и без ядовитого топлива. Тренировочные полёты и соревнования на них можно проводить в закрытых помещениях,например, в спортзалах.

Развитие авиации и авиастроения, а также космических систем по-прежнему остаются в качестве приоритетных областей развития России и требуют новых квалифицированных кадров. Но не просто квалифицированные, а влюблённые в небо люди обеспечивали и будут обеспечивать успех России в этих областях. Среди них многие воспитанники клуба "Чайка", выбравшие дорогу в жизнь, связанную с авиацией.
А сама авиация на наших глазах становится беспилотной. Уже введена специальность "Оператор БПЛА" в армии, МЧС, МВД. Беспилотники всё чаще применяются в сельском хозяйстве, картографии. Конструкция БПЛА как правило выполняется не по авиационным, а по авиамодельным технологиям. Вместе с тем в авиамоделях сегодня используются самые передовые технологии в области материалов, электроники, радиосвязи, спутниковой навигации.

Авиамоделист, построивший радиоуправляемую модель и освоивший её пилотирование - готовый оператор БПЛА.
Наверно и не сосчитать сколько раз Юрыч обивал пороги администрации города, показывал, доказывал, просил...
Но, как поётся в песне "если долго мучиться-что нибудь получится". Администрация наконец-то выделила место для кордодрома. Недалеко от Дворца творчества молодёжи(Дом пионеров). Фото в заголовке.
Конечно, ничего бы не добились без помощи многочисленных друзей. Отдельное спасибо Чувашской республиканской общественной организации "Ассоциация выпускников КАИ - КГТУ им. А.Н. Туполева" начавшей строительство кордодрома и ставшей его заказчиком. А пока нашёлся один "слуга народа"-депутат, который по просьбе хозяев элитных коттеджей, расположенных недалеко от кордодрома(Их видно на снимке в заголовке) обратился в прокуратуру с требованием запретить строительство.
Тренироваться приходится прямо перед Дворцом на асфальтированной площадке,где ставят машины.

Вот такой он, Юрыч.











Девиз его : Спасём родной авиапром - построим детский кордодром !
Строительство кордодрома начато в 2012 году. Здесь будут проводиться республиканские и всероссийские соревнования по кордовым моделям самолётов как среди школьников, так и среди взрослых спортсменов.

Поднимая взгляд к очередному пролетающему самолёту, с грустью думаю: опять Боинг...
И пусть Юрыч вносит свою махонькую лепту в развитие Российского авиапрома, но ведь и в сказке решающей помощью оказалась сила маленькой мышки. И, думается, наша страна, полетевшая первой в космос, имеющая лучшие истребители в мире, когда - нибудь снова будет летать на своих "тушках", "аннушках", "яшках". Она это заслуживает.
И, как сказал поэт: " Не суждено предугадать, как слово наше отзовётся!"
И в этом будет заслуга и нашего Юрыча.