Давно собирался построить какую-нибудь приличную полукопию, а тут и повод хороший есть - 70-летие Победы на носу. А так как городок у нас маленький, серьезных военных объектов не имеющий, с парадами и военной техникой на праздник мы пролетаем... Значит, надо самому что-то организовывать, пусть даже и в таком, малом масштабе ;-)
В качестве прототипа я выбрал ЛА-5ФН. Ну, вот нравятся мне советские истребители со звездообразными двигателями воздушного охлаждения. "ЯК"и, "МиГ"и, конечно, прекрасные самолеты, но Лавочкины как-то... солиднее, что ли... К тому же, именно ЛА-5ФН стал первым отечественным истребителем, способным на равных вести бой с немецкими самолетами, а в чем-то и превосходил их. Легендарная машина!

Из-за сложившейся в последнее время экономической обстановки, делать модель решил из максимально доступных и дешевых материалов и под уже имеющееся в наличии оборудование. Масштаб решил взять 1:8, т.е. 1200мм - модель такого размера уже не 85см игрушка (1:11), но и еще не требует особо мощной и, соответственно, дорогой "начинки".
За основу взял чертежи под бальзу Дмитрия Киселева из Ярославля. Отмасштабировал их, немного доработал из рассчета использования пенопласта: (LA-5FN1200.cdr) - в качестве основного материала будет использоваться пеноплекс, потолочная плитка 4мм и подложка под ламинат 3мм. Выкройки фонаря кабины взял от "оранжевого" ЛА-7, также отмасштабированного до размаха 1200мм: (La-71200.cdr).

Небольшое отступление:
Изначально хотел делать подробное описание сборки модели, чтобы любой желающий мог повторить, но по техническим причинам (сдохшая флешка) были потеряны практически все фотографии по фюзеляжу и хвостовому оперению. Удалось восстановить лишь несколько кадров недообшитого фюза. Поэтому, заранее извиняюсь за "многабукафф"...

Конструкция фюзеляжа классическая, наборная. Шпангоуты я вырезал из распущенного на пенорезке пеноплекса, толщиной 12мм. Стрингеры - липовые рейки 4х4мм.
Сборку начал с того, что разметил расположение шпангоутов на карбоновой трубе (нужной только на время монтажа), нанизал их в правильной последовательности и закрепил при помощи уголков из потолочки и карандашного клея. Таким образом обеспечивается, что шпангоуты будут строго перпендикулярны трубе и не уплывут в процессе сборки, а после вклейки стрингеров, приклеенные на карандашный клей уголки легко отламываются, и монтажную трубку можно без проблем и членовредительства извлечь.
На этом фото видны отверстия в шпангоутах, оставшиеся от трубки:


Моторный шпангоут и место крепления крыла усилены накладками из "фруктовой" фанеры:


Из этой же фанеры сделаны полки для батареи, регулятора, звукового имитатора работы двигателя и имитатора пушек (собран из радиовыключателя, звукового и светового модулей от Dr Mad). Динамик имитатора стрельбы вклеен в моторный шпангоут.


На этом же этапе оформил выхлопные окна. Здесь они будут вполне рабочие, обеспечивая вентиляцию подкапотного пространства.


Киль выполнен заодно с фюзеляжем. Руль направления - наборный, из пенопластовых деталей. На время монтажа он был закреплен на пару кусочков тонкого двустороннего скотча.


Полик кабины, он же площадка под сервы хвостового оперения и прочую электронику - из двух слоев потолочки. Тут же можно видеть шлейф и разъем для подключения механизации крыла:


Также, из потолочки сделал "стенки" кабины, заодно усилив наиболее слабый участок фюзеляжа (всего 4 стрингера). ‌А раз уж внутреннее пространство кабины будет видно, я не удержался и слегка оформил кокпит (кресло, РУС и панель приборов). Особо с копийностью и пропорциями не заморачивался, делал лишь, чтобы кабина не выглядела пустой.


К сожалению, кадры до обшивки фюзеляжа и приклейки фонаря не сохранились, а фонарь сильно бликует даже без вспышки... ‌Нет и фото сборки самого фонаря, но тут ничего сложного: вырезал из бумаги выкройки, приклеил их на все тот же клей-карандаш к пластиковой бутылке (кроме лобового стекла - оно из миллиметрового акрила), вырезал чуть с запасом, чтобы можно было сделать "клапаны" для склейки (по принципу бумажных моделей). ‌Склеивал детали на UHU-Por. После высыхания клея, аккуратно прорезал бумагу по линиям расшивки, удалил ее в нужных местах, оставив заклеенными лишь "стекла" и прокрасил расшивку темно-серой акриловой краской. Оставшуюся бумагу, вместе с клеем, после просыхания краски просто смыл теплой водой. Фонарь к фюзеляжу приклеен намертво, благо, ничего, требующего обслуживания, в кабине нет.

Обшивал фюзеляж серой подложкой под ламинат. Она мягче и легче потолочки и, при некоторой сноровке, легко принимает довольно сложные формы. В частности, на весь фюзеляж мне понадобилось всего 5 кусков подложки, из них 2 пошли на обшивку киля.
Стабилизатор склеен из 4-х слоев этой же подложки, причем, для придания ему симметричного профиля, обрабатывались внутренние слои (чтобы как можно меньше царапать шкуркой внешнюю поверхность). Для жесткости, внутрь стаба вклеена 3мм карбоновая трубочка. Половинки руля высоты соединяются П-образной проволочной скобой и карбоновой полоской сантиметровой ширины, к которой, в свою очередь, приклеен кабанчик. В качестве петель, я использовал полоски 100мкм пленки для ламинаторов.
Управление рулем высоты скрыто внутри фюзеляжа, практически, как у оригинала. Тяга руля направления немного выступает, но в глаза это не бросается.


Ниши выхлопных окон оклеил алюминиевым скотчем для имитации стальных теплоотражающих экранов, а затем сделал створки, которые у оригинала закрывали выхлопные коллекторы и регулировали силу охлаждающего потока воздуха. На модели, конечно, створки будут неподвижными.



Обтекатель капота сделан из 50мм пеноплекса. Сначала, из куска пенопласта грубо, ножом вырезал заготовку:


Затем, уже по месту, довел ее до ума шкуркой:


Вместо штатного динамика, пришедшего с имитатором работы двигателя, я решил использовать две 16-омные колоночки от сломанного ЖК-монитора:

При соединении их в параллель, как раз получатся нужные для нормальной работы усилителя 8 Ом. А то, что звук получается немного потише, с лихвой компенсируется их весом: 55 грамм на обе, малость доработанные колонки и фанерный корпус - имитацию маслорадиатора, против 120 грамм штатного динамика.





Теперь можно приклеить капот на место, покрасить, установить светодиоды имитатора пушек и сделать характерный воздухозаборник турбокомпрессора:


Заднее колесо убирающимся я делать не стал. Не стал делать его и поворотным. Конечно, это отход от копийности, но за абсолютным соответствием я и не гонялся, а лишний вес на хвосте мог чересчур сместить центровку назад. Пришлось бы его, из-за короткой "морды", компенсировать впятеро большим весом в носу... Поэтому я ограничился проволочной скобой и маленьким 25мм колесиком:


Все, фюзеляж практически готов. Осталось малость прошпаклевать и зашкурить стыки обшивки.

Крыло я изначально хотел делать с копийным профилем, но когда примерил ретракты с колесами, понял, что они в тонкое крыло просто не помещаются. Пришлось, как и Дмитрию Киселеву, брать более толстый профиль Clark YM 15%, благо, под него уже имелись все шаблоны.
Лонжероны крыла - липовые рейки 4мм. Корневая нервюра - "бутерброд" из "фруктовой" фанеры и двух слоев потолочки. Также, из фанеры сделаны передние полунервюры в местах крепления ретрактов, площадки под ретракты, усиление главного лонжерона (оно же задает поперечный V крыла) и переходы к зализу крыла.

Все вместе, оно образует довольно жесткую "коробку", которая должна воспринимать нагрузку при посадке. ‌ ‌



Остальные нервюры - из потолочки. Особой нагрузки на них не будет, так что, хватит и этого. Передняя кромка - все та же липовая реечка, и только для задней кромки потребовалось применить дефицитную бальзу.


Посадочные щитки изнутри усилены накладками из миллиметровой фанеры - еще один дефицитный и недешевый элемент, но по другому было не обойтись - не удалось бы обеспечить удовлетворительную жесткость. По этой же причине не стал сверлить отверстия для облегчения: самолет уже на этом этапе переваливал за килограмм (если собрать все в кучку), так что, лишние грамм 8-10 погоды не делали.



Для навески щитков были сделаны такие кронштейны:

Центральные - из фанеры, выполняют роль кабанчиков. Остальные - из 3мм ПВХ.
В качестве осей использовались отрезки бамбуковых шпажек. Такая конструкция обеспечивает выход щитков примерно на 30 градусов, чего должно быть достаточно для увеличения подъемной силы, но еще не будет вызывать сильного торможения.



Заднюю кромку в районе щитков я еще дополнительно усилил пенопластовыми вставками. Сервомашинки на каждый щиток установлены отдельные. Чтобы ими можно было управлять с одного канала, правую машинку пришлось реверсировать, перепаяв выводы потенциометра и сменив полярность на моторчике.


Для навески элеронов, чтобы было, куда вклеивать петли, приклеил по паре брусочков из упаковочного пенопласта и обточил их вровень с нервюрами:


Вырезал колесные ниши и установил стойки шасси. Тесновато, придется чуть-чуть поворачивать стойки, чтобы колеса не упирались в обшивку. Так что, выпущенные шасси будут иметь небольшое расхождение... Сами стойки сделаны из мотоциклетных спиц, диаметром 3,2мм:


Колесные ниши облицованы полосой из подложки. Хорошо видно, как ее можно загнуть и при этом она не ломается, даже без оклейки скотчем. Также, для большей жесткости коробки шасси, добавлен дополнительный лонжерон от корневой, до 4-й нервюры:


Ну и как же без бомбосбрасывателей? :-)

Конструкция простейшая: коробочка из ПВХ длиной 45 и высотой 20мм, ширина зазора - 5мм, плюс мелкие сервомашинки, приводящие в действие проволочные фиксаторы.



Вот так выглядит незашитое крыло со всей механизацией:


А вот так эта механизация работает:


После того, как проверена работоспособность приводов, можно окончательно зашивать крыло и подгонять посадочное место в фюзеляже. В результате, модель начинает приобретать законченный вид:


А вот уже и на лапки встал:


При помощи картонной полоски, уголков из подложки и кусочков пеноплекса сделал основу зализов:



Сверху зализы зашил пенопластовой полоской, подгонял ее по месту:


‌ Крыло к фюзеляжу крепится при помощи выступа на корневой нервюре и пары винтиков М3: ‌


Собираю все воедино: уже похоже на самолет. Не забыть прорезать элероны! :-D


Ну а теперь покраска.
Нарисовал камуфляж:



Оформил расшивку капота, распечатал и наклеил опознавательные знаки, соответствующие машине героя СССР ст. лейтенанта Георгия Баевского, 1 ГвИАП:



Окончательно обтянул модель прозрачным скотчем, сделал мелкие копийные элементы: наплывы пушек, антенну, приемник воздушного давления (датчик скорости), заодно для облета поставил двухлопастный винт с самодельным коком:



Ну и, конечно, вооружение:



Бомбы вырезаны из пеноплекса, стабилизаторы - потолочка. Носовая часть, чтобы реквизит от падений не портился, сделана из мягкого пенополиэтилена от упаковки ноутбука. Все это обтянуто черным скотчем. Конечно, к пенополиэтилену скотч не липнет, поэтому носовая часть выглядит несколько помятой. Но она такой и остается, как не швыряй эти бомбы.
‌Щитки колесных ниш ‌до облета ставить ‌не стал. Неизвестно, как модель поведет себя в воздухе и удастся ли ее благополучно посадить...

Теперь остается дождаться, пока малость просохнут дороги в полях, а то с этой грязюки и подтаявших снежных кочек ни взлететь, ни приземлиться...

Характеристики модели:
двигатель: ‌ Бесколлекторный мотор Outrunner 3536 850Kv с адаптером пропеллера.
Товар http://www.parkflyer.ru/product/749982/

регулятор: ‌ Hobbyking SS Series 40-50A ESC (Opto only)
Товар http://www.parkflyer.ru/product/6459/

аккумулятор:‌ Аккумулятор Turnigy 2200mAh 3S 30C Lipo Pack
Товар http://www.parkflyer.ru/product/9394/

сервомашинки элеронов и руля высоты: ‌ Цифровой минисервопривод Turnigy XGD-11MB 2.2кг / 11г / 0.12сек
Товар http://www.parkflyer.ru/product/522695/

сервомашинки закрылков и руля направления:‌ HK15178 аналоговая сервомашинка (10г / 1.4кг/см / 0.09сек)
Товар http://www.parkflyer.ru/product/103526/

сервомашинки бомбосбрасывателей:‌ Hobby King S0361 3.6g / .45kg / .12sec Micro Servo
Товар http://www.parkflyer.ru/product/3715/

ретракты: ‌‌ Servoless Retract with Metal Trunion for Small Models 32mm x 25mm Mount (2pcs)
Товар http://www.parkflyer.ru/product/795859/

звуковой имитатор работы двигателя:‌ Звуковая система HobbyKing для имитации работающего ДВС
Товар http://www.parkflyer.ru/product/979664/

звуковой имитатор пулеметов:‌ Звуковой имитатор пулемета Dr Mad с динамиком
Товар http://www.parkflyer.ru/product/981878/

световой имитатор пулеметов:‌ Световой имитатор пулемета Dr Mad
Товар http://www.parkflyer.ru/product/981877/

радиовыключатель:‌ Выключатель от свободного канала р/у Dr. Mad Thrust
Товар http://www.parkflyer.ru/product/1128573/

приемник:‌ Приемник FrSky X8R, 16каналов, шина Sbus, поддержка телеметрии, Smart Port
Товар http://www.parkflyer.ru/product/1077476/

стабилизация:‌ 3-х осевой стабилизатор полета RX3S OrangeRX V2 (с поддержкой V-tail/Delta/AUX, прошивка V2.1)
Товар http://www.parkflyer.ru/product/999438/

Стабилизатор перепрошит для поддержки подключения по S-Bus, поэтому выполняет функции ‌S-Bus-to-PWM декодера.

размах - 1200мм;
длина (без учета кока винта) - 900мм;
взлетный вес - 1350г;
тяга двигателя - 1450г с винтом‌ Трех лопастной пропеллер MA Style 12x6 (1шт.), для электромоторов
Товар http://www.parkflyer.ru/product/749975/

или ‌ Пропеллер из бука 12x6 (Тип А)
Товар http://www.parkflyer.ru/product/7411/

при токе 29-30А;
количество каналов управления - 11 (левый элерон, РВ, газ, РН, режим стабилизации, правый элерон, шасси, закрылки, пулеметы, сброс левой бомбы, сброс правой бомбы).