Хочу поделиться с моделистами Паркфлайера одной очень удачной технологией, которая позволяет строить практически полноценные копии большого размера без значительных затрат времени и рессурсов.


     Эта технология, как и модель на снимке, разработана и реализована мои давнишним приятелем с Украины Александром Федоренко. Я и сам пару раз применял эту технолгию и нахожу ее просто выдающейся. Андрей дал мне разрешение и свое одобрение на публикацию статьи об этой его работе и я с удовольствием этим разрешением воспользовался, тем более что моих собственных материалов (о постройке моих моделей) сохранилось мало и они не так эффектно выглядят как в его собственном исполнении.

О бумажных технологиях уже однажды писалось на Паркфлаере, однако я считаю технологию А.Федоренко гораздо более проработанной, т.к. автор местной статьи сосредоточился на процессе постройки модели больше чем на описании технологии изготовления.

   Для начала работ находятся качественные бумажные развертки модели прототипа. В случае Андрея это были развертки японского транспортного самолета С-1:


    Эти развертки были проверены сборкой бумажной модели копии и оказалось, что у них прекрасная сходимость - т.е. ничего не нужно исправлять в процессе сборки. Нестыковок и щелей при сборке бумажной модели малого размера обнаружено не было...



   Далее были определены основные цели постройки:


  • Определить границы здравого смысла в силовой схеме.
  • попробовать новую технологию работы с развертками
  • сделать 2-х метровый, толстый транспортник с импеллерами с удельной нагрузкой в пределах 30г/дм2
  • летать на этом монстре на стадионе!

 

    Размер модели был выбран в 1/16 масштабе от прототипа:

 

  • Размах – 1912мм
  • Длина – 1812мм
  • Высота – 624мм
  • Площадь крыла – 47дм2

 

    Согласитесь что это очень не маленькие размеры для модели из потолочной плитки и из нее мало кто строит модели такого выдающегося размера!

 

 

    Основные подходы при постройке модели:

 

  • Развертки масштабируются в Photoshope до масштаба 1/16, и печатаются на принтере.
  • По разверткам, как шаблонам, вырезаются секции из 5мм потолочки.
  • Оклеивается менее глянцевая сторона пенопласта скотчем. Глянцевая сторона тщательно зачищается до полного удаления глянца, что дает хорошую гибкость секции без промятин. Скотч применяется как технологический. Назначение скотча: защитить поверхность пенопласта от повреждений при изготовлении, армирование пенопласта при сгибе, стягивание секций посредством полосок скотча, хорошо наклеиваемые на скотчевую поверхность секции.
  • Первый уровень армирования. Внутренняя поверхность фюзеляжа армируется пергаментом на ПВА или аквалаке. Армирование будет проводится лентами, в перекрестном направлении, по стыкам и шпангоутным, ботоксным направлениям и ватерлиниям.
  • Второй уровень армирования. Полосками пенопласта по аналогичным направлениям при необходимости увеличения жесткости. Применяется опционально, при необходимости.
  • Третий уровень армирования. Это силовые элементы для хвостовой балки, шасси и крепления крыла т.е. шпангоуты, нервюря и перегородки. Решения об их установке принимаются по месту при изготовлении по мере необходимости.
  • После склейки всего фюзеляжа скотч будет удален. Еще одно его полезное свойство при снятии скотча это сдирание глянца.
  • Зачистка стыков и всей поверхности до полного удаления глянца, что дает хорошую адгезию при оклейке бумагой.
  • Четвертый уровень армирования. Оклейка полосами пергамента по внешней поверхности во взаимно перпендикулярных направлениях. В итоге получается пространственная структура, напоминающая двухполочные лонжероны с полками из пергамента и стенкой из пенопласта. Но при этом она интегрирована в оболочку.
  • Оклейка развертками на ПВА или аквалаке. Развертка увеличит свою площадь при размокании и обеспечит перекрытие стыков и дополнительную монолитность оболочки.
  • Пропитка оболочки двухкомпонентным паркетным лаком или аквалаком для упрочнения поверхности и защиты бумаги, а так же для повышения жесткости всей конструкции.

 

    Основные этапы сборки фюзеляжа представлены на фотографиях ниже.


                        Склеенные отдельные детали фюзеляжа еще обмотанные скотчем.



                        Склейка между собой отдельных деталей фюзеляжа.




                        Сборка всей тушки.




                        Установка дополнительных перегородок и шпангоутов по мере надобности.




                        Стыковка передней и задней секции фюзеляжа. На фото автор модели и технологии.




                        Заготовки консолей и центроплана с усилением.



  
                         Лонжероны и усиление кромок.




                        Установка дополнительных перегородок для повышения жесткости.




                        Установка центроплана.




                        Установка хвостового оперения.


                        Обтекатели хвостового оперения.



                        По мере сборки удаляется технологический скотч и ошкуривается поверхность.




                        Добавляются кабина и толстый нос японца.


                        По ходу работ удаляется весь скотч и поверхность ошкуривается от глянца.


   Далее поверхность вышкуривается, оклеивается калькой или другой подходящей бумагой, пропитывается ПВА или аквалаком и грунтуется акриловой грунтовкой или краской. Это придает общивке требуемую твердость и прочность.




                        Оклеенная и пропитанная передняя часть фюзелажа и уже загрунтованный нос.

  
    Далее пропускаю некоторые не слишком важные для описания "бумажной" технологии этапы постройки данной модели  и перехожу к концу постройки.



                        Практически законченный фюзеляж и крыло - оклееные, пропитанные и
                        загрунтованные.



                        Начало окраски и деталировки.


    На установке оборудования и деталях механизации останавливаться я не буду, здесь речь идет о т.н. "бумажной" технологии изготовления планера модели сложной геометрической формы, а установка оборудования в принципе ничем не отличается от его утановки для любой другой модели. Желающие смогут сами найти эту информацию по ссылке в конце статьи.




   Итак что получилось в итоге:


                        В итоге вот такая замечательная модель перед первым стартом.


    Остается ко всему вышесказанному добавить, что модель была успешно испытана и приняла участие в Чемпионате Украины, где заняла почетное третье место, что совсем не мало для модели изготовленной по упрощенной технологии из потолочки.




                      

                      Видео одного из зачетных полетов Чемпионата Украины.
                      Упрвляет моделью сам автор модели...

   Тактико-технические характеристики данной модели:

  • Размах крыла 2080мм
  • Длина 1800мм
  • Площадь крыла 51дм2
  • Уд. нагрузка на крыло 84,9г/дм2
  • Взлетный вес 4330г.
  • Вес планера без оборудования 2200г.

   Силовая установка модели:

  • Импеллеры, диам 90мм (84мм – внешний диаметр лопатки) – 2шт.
  • Регуляторы 85А – 2шт. Y-кабель
  • Силовые аккумуляторы 6S 4000mA x 2шт. – (1200г)

 

Вот пожалуй и все, что я хотел рассказать о технологии постройки этой модели по "бумажной" технологии.  Желающих получить более подробные сведения о процессе и деталях постройки самой модели я отсылаю к первоисточнику - к статье Андрея Федоренко на сайте украинской Моделки.  На мой взгляд получилась отличная модель-копия, хотя сам автор скромно относит ее к разряду "полукопий"...

 

Остается только еще раз поблагодарить А. Федоренко за его любезное разрешение использовать его материалы для описания его технологии технологии постройки моделей, которая (по моему мнению) не имеет аналогов по простоте и скорости изготовления планера, а также позволяет достичь высокой степени копийности при минимальных затратах на исходные материалы.

 

Спасибо за внимание

Николай