Господа!

Последние несколько недель у нас тут был прямо обвал жалоб и нареканий на почту. Вообще говоря вполне справедливых и обоснованных, но довольно бесполезных и беспомощных по  своей сути, которые по вполне известным причинам сейчас уже удаленны с сайта.



Я хочу рассказть не об этом. Я тут пообщался с отдельными покупателями на сайте - в чате и в комментариях и понял, что большая часть плохо представляет себе что такое почта, что такое EMS и где происходит разделение зон ответственности, магазина, почты и за какие услуги мы платим деньги так сказать "за доставку".

Кроме того, мало кто вообще знает как возникла у нас почта и какова ее история. Некоторые, например, считают EMS иностранной фирмой и даже уверены в этом на 100%, а про то, что по почте можно было заказывать товары еще в 50-80 годах 20 века просто никогда не слышали.  Все это достаточно интересно само по себе, дает представление о развитии почты и о том как развивались покупки товаров по почте, а также даст вам правильное представление о том как и куда обращаться в случае каких-то проблем.

Чего Вы не найдете в этой статье. Тут не будет инструкций на тему кому, как и куда надо жаловаться на плохую работу служб доставки. Причины указаны выше.

Что Вы найдете в статье. Немного сведений из истории почты и о том как покупали товары по почте ваши родители и/или бабушки с дедушками. Получите некоторое представление о взаимодействии магазина с почтой, сумеете понять где их зона ответственности и кто за что отвечает.

Если это вам интересно - читайте...
Сначала немного истории.

    Первая почта зародилась в Киевской Руси в IX-X вв. В те времена крестьянство обкладывалось специальной повинностью, которая называлась “повоз”. Население обязано было поддерживать в порядке дороги, предоставлять для государственных нужд подводы с лошадьми, продовольствие и проводников.

    Далее история русской почты связана с ямами — почтовыми станциями, учрежденными в XIII веке, в период Золотой Орды, для быстрой связи с её окраинами. Ямская повинность отбывалась всем окрестным населением, которое было обязано доставлять в определённые пункты лошадей с проводниками.

   Во времена Ивана III устройство ямской гоньбы находилось под личным контролем московского князя.  В подорожных грамотах, которые он выписывал лично, были указаны направление, количество подвод, лошадей и прокорм. Например, для поездки боярина по казённой надобности из Москвы в Новгород в каждом ямском дворе ему полагалось предоставлялось 13 подвод, «баранью тушу, а шкуру обратно, трое куров да хлебы».

   В начале XVII века, при Борисе Годунове, почта при благоприятных условиях шла от Москвы до шведской границы в течение трёх недель.

   1665 года приказом Тайных дел и голландцем Яном ван Сведеном был заключен договор об организации почты. Это был год создания так называемой "немецкой почты" - т.е. почты для связи с иностранными государствами.   Первая почтовая линия связала Москву с Ригой. Отличие почты от ямской гоньбы заключалось в том, что ямская гоньба могла быстро доставить одну важную депешу по конкретному адресу. Европейская же почта ходила более медленно, но более регулярно, к ее отправке можно было собрать большое количество писем и отправить каждое из них в строго определенное время в любую точку вдоль почтовой линии.

   На подавляющем большинстве внутрироссийских направлений российские власти еще многие десятилетия продолжали пользоваться ямской гоньбой. О степени ответсвенности ямщиков того времени свидетельствует грамота новгородскому воеводе боярину князю Урусову (1684):
 

" …Послана к вам наша Великих Государей грамота, велено ямщикам, которые с почтою гоняют мешкотно и оплошно, учинить наказанье, бить батоги нещадно, и впредь приказать им гонять с яму на ям с почтою с великим поспешением днём и ночью, на добрых лошадях, и становились бы на яме в указанные часы и гоняли б ямщики сами по очередям, которые к той гоньбе выбраны, а работников своих посылали, и ни кого не нанимали, а на ямах бы нигде не стояли и не мешкали. А велено им гонять летом в час по семи вёрст, а в осень и зимою по пяти вёрст, и в том почтари чинятся непослушны, по ночам не гоняют."



    В 1721 году Петр I ввёл должность генерал-пост-директора (генерал-почтмейстера), которому он подчинил почту и ямскую службу, но только в 1782 году «немецкая» и ямская почты окончательно слиты в единую организацию. В результате этой реформы почтовые учреждения обрели четкую иерархическую структуру. Высшими органами были почтамты, им были подчинены губернские почтмейстеры, а губернским почтмейстерам — уездные. Низшей ступенью местного почтового управления стали почтовые станции.

В 1833 году в Санкт-Петербурге открылась первая в России внутригородская почта. Корреспонденцию забирали 3 раза в день, доставляли на почтамт, сортировали и доставляли адресатам.  В XIX веке происходил быстрый рост числа почтовых учреждений. Если к началу столетия в России насчитывалось около 460 почтовых учреждений с 5 тыс. служащих, то по состоянию на 1896 год в почтово-телеграфном ведомстве числилось свыше 33,8 тыс. человек.

В 1843 году был введён единый почтовый тариф на пересылку корреспонденции (кроме международной) независимо от расстояния, что позволило существенно упростить почтовую оплату и сбор корреспонденции. До конца 1840-х годов письма от населения принимали только в почтовых конторах. Позднее корреспонденцию стали принимать в мелочных лавках, а потом, после появления почтовых марок, и просто через почтовые ящики. К 1896 году число почтовых ящиков превысило 15,2 тыс. штук.

 

 

     Долгое время основной объём почтовой пересылки составляла казённая (служебная) корреспонденция. Только в годы реформ 1860-х годов частная пересылка стала преобладать над государственной. Это положительно сказалось на финансовых показателях: если еще в 1884 году почта принесла казне 1 млн руб. убытка, то в 1896 году чистый совокупный доход от почты и телеграфа превысил 12,7 млн руб.

   После революции 17 года - уже в советское время предприятия почты и электросвязи были объединенными, существуя сначала в составе областных и республиканских управлений связи, а затем в составе государственных предприятий связи и информатики. Появилась не только наземная доставка корреспонденции, но и так называемая авиапочта.  После распада СССР было принято решение о выделении почтовой связи в самостоятельную отрасль: 16 ноября 1992 года образовано Федеральное управление почтовой связи при Министерстве связи России.  Приказом Министерства связи с 1 января 1993 года в составе Федерального управления почтовой связи были образованы территориальные (областные, краевые, республиканские) управления федеральной почтовой связи (УФПС) и учреждения почтовой связи Москвы и Санкт-Петербурга. Этим же приказом были утверждены перечень работ по разделению структур почтовой и электрической связи и принципы разделения почтовой и электрической связи.

   По своим личным впечатлениям от работы почты во времена СССР могу только добавить, что почта работала довольно стабильно и даже позволяла в течении нескольких дней доставить из Кишинева в Москву посылку со скоропортящимися фруктами за такой срок, что они не успевали испортиться в дороге. Этим к примеру пользовались мои родители, которые жили в Кишиневе, а я в это время учился в Москве.  Кажется для этого они использовали авиапочту. За 3-5 дней посылка как правило доходила...

 

Теперь о закупках по Почте.

 

    В те времена когда я занялся моделизмом впервые магазины типа "Юный Техник" были далеко не в каждом городе, но зато в природе существовала так называемая Центральная База Посылторга (ЦБП).  В какой-то степени это был прообраз нынешних интернет-магазинов. Потому недостаток модельных товаров в местных магазинах легко можно было компенсировать заказами с этой базы, которая была в Москве и находилась по адресу ул.  Авиамоторная 50. Ветераны моделизма (вроде меня) помнят этот адрес до сих пор. Каталоги всего того, что можно было выписать по почте либо уже были в местных почтовых отделениях, либо могли быть заказаны непосредственно с самой ЦБП.  Вообще там продавался самый широкий спектр так называемых Товаров Народного Потребления, но меня в те далекие времена интересовали в основном модельные товары и еще радиодетали из которых я тогда более-менее успешно собирал приемники и в том числе собрал простейшую 4-х канальную, дискретную аппаратуру радиоуправления.  По тем временам готовые комплекты были огромной редкостью и стоили совершенно запредельных денег. На всю детскую станцию Юных Техников г.Кишинева был всего один комплект дискретной аппаратуры да и тот был сделан по устаревшей на тот момент технологии, а стоил он чуть не 10-20 месячных зарплат хорошего инжененра!

  Такой удаленный заказ и процедура его получения выглядел чаще всего так:

  • Выбираем из каталога нужные нам изделия и заносим в специальный бланк-заказ,
  • Заказ отправляем с уведомлением о вручении в адрес ЦБП.
  • Через несколько дней получаем известие о том что наш заказ доставлен,
  • Еще через несколько дней ответ ЦБП о том, что полностью Ваш заказ они выполнить не могут - нет всех товаров на базе. Они могут либо выполнить заказ частично, либо Вам предлагалось ждать поступления товара.
  • Затем - когда ваш заказ полностью или частично  был укомплектован - он отправлялся в Ваш адрес наложенным платежом.
  • В общем через месяц-два а то и три - зависело от наличия товара - вы получали извещение о поступлении в ваш адрес долгожданной посылки и зажав в кулаке 1-3-5 или больше сэкономленных на школьных завтраках рублей и бежали на почту.

    В СССР большого разнообразия товаров не было, но все же основное при большом желании тем или иным способом можно было купить, либо при некотором желании изготовить самостоятельно.  Вот пример каталога Посылторга, который я сумел найти в сети:

   Клик по обложке приведет к открытию каталога со всем его содержимым... Обратите внимание на цены.  Для тех кто не знает - скажу, что в это время (каталог 1981 года) зарплата инженера составляла примерно 150-250 рублей в месяц, а доход средней семьи был в пределах 250-400 рублей в месяц.  К сожалению каталога с модельными товарами мне найти не удалось, но могу сказать что набор реек, фанеры, липовых брусков с микалентной бумагой и резиной для резиномотора стоил примерно 2 рубля 50 копеек, а авиамодельный двигатель  типа МК-12 стоил в разное время от 9.5 рубля до 16 рублей... Правда для закупок по почте надо было иметь терпение и иногда ждать по нескольку месяцев нужного вам товара иногда повторяя заказы через некоторое время. Платить вперед никто не просил. Товар оплачивался прямо на почте при его получении - это называлось наложенным платежом.  Сейчас тоже в принципе можно посылать посылки почтой РФ с наложенным платежом и некоторые И-нет магазины такой метод применяют.

 

   Современное состояние дел.

   Я думаю, что точные даты и моменты выхода приказов о реорганизации почты СССР в ФГУП Почта России мало кого из нас интересуют. Желающие легко их найдут в сети и в том числе в исторических разделах самой Почты России.  Тут для всех нас важно то, что кроме имевшихся в СССР простой почты и авиапочты, которые сейчас малоразличимы, в 90-х годах появился еще и вариант экспресс доставки - EMS.   Название это аббревиатура от английского Express Mail Service. Это вовсе не какая-то иностранная кампания как полагают многие покупатели Паркфлайера,  а просто название новой услуги... Вот цитата с сайта EMS: "«EMS Russian Post» является филиалом ФГУП «Почта России» и оказывает услуги экспресс-доставки по России и в 190 стран мира".

   Таким образом становится ясно, что ЕМС - это та же ФГУП Почта России.  Что я могу сказать о работе почты по моему опыту? Да примерно то же что и все остальные... Потому не стану повторять то, что уже не раз было сказано.  Неинтересно и бессмысленно обсуждать это еще раз и особенно на страницах Паркфлайера.  Для нас с вами важно то, что мы теперь можем легко выбирать требуемый нам вариант доставки и сами можем следить за прохождением посылки по всем промежуточным точкам.

   Кроме нашей Почты России как в простом варианте или EMS мы так же имеем право воспользоваться услугами таких известных почтовых служб как FedEx или UPS.  Они тоже давно работают на территории Россия, но это иностранные компании. Некоторые зарубежные интернет-магазины стараются или предлагают использовать эти службы как альтернативу. Выбор естественно за вами, если он есть.  Эти почтовые службы у нас - тоже не безгрешны.  Обычно проблем с ними нет никаких пока они не добираются до нашей таможни.  После таможни с ними как правило нет особенных проблем и они обычно доставляют почту прямо к Вам домой. Так же как у Почты России у них работает трекинг и за посылкой легко следить по мере ее доставки.

 

     Теперь немного о зонах ответственности.

   В простом случае, когда вы покупаете товар у иностранного и-нет магазина, такой магазин несет ответственность за формирование и отправку вашего товара. Либо с наложенным платежом, что сейчас большая редкость, либо по предварительной оплате за все заказанное плюс почтовые расходы.  В этом случае магазин несет полную ответственность за комплектацию заказа и его своевременную отправку на почту. Далее ответственность за Ваш товар переходит к почтовым службам. Для сохранности Вашего товара лучше все товары заказывать с правильно объявленной ценностью, описью вложения и с уплатой страховых сборов.

   В процессе движения товара от магазина-поставщика до нашей границы за Ваш заказ несет полную ответственность зарубежная почта.  С ней чаще всего разбирается сам магазин-поставщик, если возникают какие-то проблемы.

   Далее наступает самый тяжелый момент - это таможня. По моему опыту там Ваша посылка может находиться от нескольких дней в хорошие времена до пары тройки недель.  По идее в это время за посылку несет ответственность именно таможня, но в силу ее принадлежности - это государственная организация - разборки с ней вести очень трудно. Я пока не имел слава богу такой необходимости и не встречал пока на этот счет какой-либо информации. Так что следует надеяться, что и дальше не придется.  Надо только помнить о стоимостных ограничениях на беспошлинный ввоз товаров... Магазины-поставщики в интернете, которые работают с Россией эти ограничения обычно хорошо знают и учитывают...

   После таможни Ваша посылка поступает в зону ответственности как правило Почты РФ, если вы не выбирали доставку альтернативными почтовыми службами типа FedEX или UPS. Ну или в зону ответственности другой почтовой службы которую вы выбрали. И до тех пор пока вы не получите посылку за нее несет полную ответственность именно почта. Либо Почта РФ (EMS в том числе), либо какая-то другая почтовая служба.

   Случай с нашим любимым Паркфлайером чуть сложнее. Сложнее только вначале. Паркфлайер не является магазином-поставщиком и не имеет своих собственных складов.  Он служит удобным для нас посредником между нами и зарубежными и теперь еще и отечественными интернет-магазинами. Его задача - предоставить Вам русифицированный интерфейс зарубежного магазина, получить от вас оплату заказа и почтовых услуг доставки и очень быстро передать ваш заказ магазину-поставщику.  Вы платите привычными и принятыми в России способами и рублями, а рассчеты с зарубежными магазинами за вас выполняет Паркфлайер. Причем делает это с минимально возможными процентами за посредничество. Это большой плюс этого магазина.

   В общем ответственность Паркфлайера за ваши деньги состоит в том, чтобы быстро и своевременно ваш заказ передать поставщику и своевременно его оплатить. Далее все идет как описано выше. При возникновении каких-то проблем в на стадии до самой отправки вашего заказа Паркфлайер будет разбираться с магазином -поставщиком сам, что и делает это довольно успешно уже с 2009 года, если я правильно помню момент его организации.

   К чему я так долго рассуждал о зонах ответственности? Да к тому, что претензии возникающие в процессе покупки и доставки нужного вам товара лучше всего адресовать тем организациям, которые их создали и в зоне ответственности которых находится ваш товар или деньги.  Если на стадии движения товара до нашей таможни обычно ответственность готов взять на себя магазин-поставщик и вам не нужно разбираться с зарубежной почтой, то после пересечения границы РФ, ситуация сильно меняется. Ни Паркфлайер, ни магазин-поставщик не имеют реальной возможности влиять на нашу таможню или почтовую службу России.

   Единственный кто может и имеет реальное право разбираться с проблемами возникшими с вашей посылкой на территории РФ - это вы сами.  Писать подробно о том как это надо делать я не буду, т.к. обэтом нас всех попросил Кирилл Костюченко, но несколько слов об основной идее скажу. Если проблемы возникли в таможне решать вопросы надо именно в таможне. Если проблемы возникли позднее - на почте - проблемы надо решать с почтой. Вы как и любой гражданин имеете право на отстаивание ваших законных интересов в том числе и в суде.  Это не так страшно как кажется поначалу и вовсе не стоит больших денег или временных затрат. 

  Я вообще очень низкого мнения о популярных нынче массовых акциях типа коллективных писем президенту от возмущенной толпы народа, которые часто проводят в сети и которые любят освещать журналисты.  Я так же сильно сомневаюсь, что даже правильно организованные и разрешенные митинги на площадях имеют какое-то реальное значение для улучшения жизни в стране или для улучшения работы каких-то государственных или частично государственных служб. Потому я не понимал и не понимаю зачем была масса публикаций в ленту Паркфлайера о плохой работе почты. Ну пожаловались, ну поговорили, ну посетовали - и что изменилось? Ничего... И ничего от этого измениться не могло.

   Cовсем другое дело, если Вы сами добьетесь в суде компенсации за ваши нервы и товары.  Таких примеров интернете на сегодняшний день много. Ищите и найдете.  Я и сам имел такой опыт и добился полной компенсации моих потерь плюс небольшой выплаты за моральный ущерб. Я считаю вот такой путь значительно эффективнее, чем сто старниц иллюстраций на тему плохой работы кого-бы-то-нибыло выложенных в сеть... Когда каждый из нас станет требовать компенсаций именно с виновника проблемы, он волей-неволей вынужден будет меняться по чисто экономическим соображениям. Запомните одно - вы имеете на это право и вы можете это и это вовсе не архисложно.  Ну а как это правильно делать - ищите в гугле, ответ лежит прямо на поверхности.