Наш первый ДВС самолет с двигателем DLE-30 ( Бензиновый двигатель DLE-30cc ), Экстра-300, был разбит, мы уже писали про это:

http://www.parkflyer.ru/36011/blogs/view_entry/551/

Однако после аварии, мотор был восстановлен и стал работать еще стабильнее, поэтому решили построить под него новую модель – Як-50. Тоже из потолочки. С размахом 225 см и длиной фюзеляжа 175 см.

Планируемый вес составлял около 5000 г, однако итоговый вес получился в районе 7300 г.

Из опыта с Экстрой-300 стало ясно, что бензин быстро проедает потолочку, а делать самолет из бальзы целиком возможности нет, поэтому решили строить Як-50 опять из потолочки и линеек, а самые бензино-уязвимые места просто промазали клеем Титан, который после затвердевания образует непроницаемый для бензина слой (по крайней мере пока все цело). Внутренняя часть моторного отсека была дополнительно обклеена печатной бумагой для дополнительной твердости и температуроустойчивости.

Основной лонжерон, к которому крепятся стойки шасси, сделан из деревянной обналички.

Крыло разбито на 3 части, центроплан жестко крепится к фюзеляжу. Для усиления крыла использована металлическая трубка от швабры, которая целиком помещается в центроплане. Съемные консоли крыла крепятся к центроплану тремя болтами стык в стык нервюра к нервюре.

Доступ к крепежным болтам осуществляется через лючки в верхней части центроплана. Моторама выполнена из 4-х слойной строительной фанеры. Все остальные усиливающие элементы сделаны из деревянных линеек.

Для удобства обслуживания вся передняя верхняя часть капота снимается и состоит из двух крышек, которые крепятся к фюзеляжу обычными саморезами.

Чтобы предохранить внутренность фюзеляжа от бензина бак был помещен в капроновый съемный блок, где под баком проложен полиэтилен. В этом же капроновом блоке сделаны ниши под аккумуляторы. Весь блок легко достается из фюзеляжа. Бак заправляем пока что самым простым способом – достаем его и заливаем в него бензин, затем помещаем бак обратно в капроновый блок. В будущем планируем заправлять заправочной помпой, это будет удобнее, чем доставать бак каждый раз.

Для стоек шасси использованы те же дюралюминиевые уголки, что были на Экстре-300.

Все оперение сделано профильным с нервюрами и самодельными петлями из линеек и ниток.

Основные колеса были куплены специально под размер Яка, вот такие:

Резиновое колесо 4.0дюйма (101.6 мм) со ступицей из окалиностойкого сплава

Хвостовая стойка сделана из стальной проволоки и для упрощения конструкции просто вклеена в руль направления и поворачивается вместе с ним.

В центровку попали почти точно, но в нос пришлось довесить 230 грамм.

Летать на Турниге 9Х не решились, поэтому была приобретена новая аппаратура управления Футаба 7С:

Futaba 7C 2.4GHz Heli w/R617FS Receiver (Mode 2)

У этой аппаратуры нет кривой газа в самолетном режиме, но можно настроить расходы и экспоненту на 3 канале – этого вполне хватило для удобного управления газом. Глушим мотор отдельной сервой, которая закрывает чок через тумблер на пульте.

Руль высоты посадили на два канала и замикшировали, а элероны решили через Y-Кабель посадить на 1 канал. Управление самолетом – руль высоты, руль направления, элероны. Посадочные щитки делать не стали.

Так как капот получился достаточно широким, решили поставить на этот мотор максимальный рекомендуемый винт 20х6 (деревянный).

Вот как мы обкатывали и настраивали мотор перед первым полетом:

Первый полет не прошел без происшествий – сразу на взлете отлетело колесо – было плохо зажато крепление на оси. Решили продолжать полет без колеса. После небольшого триммирования самолет полетел ровно. Несмотря на большой винт, тяга была очень большая, настолько, что не удержались и решили сделать бочку. Бочка вышла очень удачной, но сразу после нее мотор почему-то перешел как будто бы на холостые обороты и не реагировал на газ. Решили экстренно сажать. Посадка была не простой, с глохнущим двигателем и без колеса, и хотя самолет покатился кубарем, ничего страшного не случилось – всего лишь погнулись стойки шасси и выломало качалку на серве элерона. Все таки потолочка очень удобна в плане ремонтопригодности – в тот же вечер вырезали полоски в крыле и выровняли стойки шасси, наклев деревянные накладки на треснувшем лонжероне. И эти же полоски вклеили на место почти без следов.

Следующие полеты уже прошли как надо от начала и до конца.

Самолет показал себя очень устойчивым, летает в пол газа очень уверенно, но от фигур высшего пилотажа пока временно отказались, пока не настроим двигатель на более устойчивую работу во всех положениях. Опыта работы с ДВС-ами у нас пока нет, поэтому приходится все делать осторожно.

Явными преимуществами ДВС самолетов является, конечно, мощный звук, добавляющий правдоподобности, большой запас мощности и большой запас времени полета, не надо усиленно следить за разрядкой батареек.

Самолетом очень довольны! Себестоимость получилась очень низкой, менее 2000 р. Обклеивать газетой не стали, ограничились цветным скотчем и самоклейкой. Как оказалось, конструкцию можно было сделать гораздо легче, мы просто перестраховались и усилили все сверх меры. Так что можно было бы уложиться в вес 5 кг. И еще немного портят вид в полете неубирающиеся стойки шасси, будем учиться их убирать :)