Приветствую всех. В этой статье речь пойдет о модели самолета Ан-140, изначально построенном как экспериментальный ЛА для испытаний узкого копийного крыла. В данной модели отступление от копийных обводов не планировалось. Помог мне в этом нелегком деле один из земляков Олег.

У Американцев ходит убеждение, что надо на новом самолете вносить не более 10% новизны, тогда успех придет значительно быстрее, чем изобретать все с нуля.

Учитывая, что Ан-140 не нов для меня в плане постройки и есть определенный опыт с данным типом самолета в маленьком размере, я принял решение строить экспериментальную модель на его базе.

Цель эксперимента была исследовать возможность получения копийной или примерно копийной полетной скорости, приемлемой устойчивости и управляемости. Про управляемость скажу отдельно: все экземпляры Ан-140 независимо от их судьбы управлялись очень легко, без каких-либо особенностей. Пилотировать такой самолет было настоящим удовольствием.

Основой эксперимента стало крыло с копийными хордами и выпукло-вогнутым профилем.

Размеры самолета для чистоты эксперимента были выбраны небольшие размах крыла составляет 1300мм, длина самолета 1200мм.

В результате нашей совместной работы, получился добротный и очень красивый самолет.


Все фото, не относящиеся к фазе постройки, связанные с доводкой и отделкой самолета, размещены с устного согласия их автора - Олега Максименко. Материалы по доводке самолета являются его авторской собственностью и находятся здесь
http://aviamodelka.ru/forum/index.php?showtopic=8738

Чертежи здесь Самолет Ан-140. Или как сделать фюзеляж для лайнера из бальзы.+104
29 марта 2013 года в 00:06 | Константин Лайнеростроитель Таганрог
Статья http://www.parkflyer.ru/blogs/view_entry/953/
Основой конструкции самолета послужила потолочка. Мною и многими "любимый" и универсальный материал. Как ни странно, требующий определенных навыков и опыта работы.

Каркас фюзеляжа выполнен по ставшей традиционной технологии с применением квадратной трубы-стапеля.



Все заготовки нарезаны, можно приступать к обычной нудной процедуре сборки.. НО! Я вдруг вспомнил 1 момент... В первый раз, я преднамеренно укоротил морду на 5см, правда не помню для чего. Самолет летал и очень хорошо летал. Во 2-й раз я сделал морду нормальной длины и самолет летать-то летал, но при выполнении посадки его начинало дико раскачивать из стороны в сторону, да так, что каждая посадка заканчивалась серьезной аварией.
Это 1-й экземпляр



Профиль крыла получился такой


Летает вот так



Это 2-й экземпляр


После аварии


Не представляете как же было жалко.. К тому же это был любимый самолет моей жены.

Вот видео полета, резать не стал



На этом видео очень хорошо заметно, что самолет летит как бешеный мух.
Профиль крыла получился такой:


Самый обычный профиль, "сделанный на глазок".

И вот теперь понимаеш, как хорошо иметь опыт не после аварии модели, а до ее постройки! ВОт. Эврика!

Чтобы не попасть в просак на ровном месте, я принимаю волевое решение укоротить морду на 5см на этапе закладки каркаса.

По чертежу должно было получиться так


А я сделал вот так


Все в угоду летной пригодности модели.

Как видите, рядом с деталями каркаса лежит обвод профиля крыла. Он на этой модели будет именно такой.

Каркас набран


Силовой шпангоут усилен деревянной накладкой. На него будет навешиваться крыло и шасси.


Контейнер для батареи вклеен под углом для удобства замены аккумулятора.

Перед тем, как будет зашит фюзеляж, надо сделать площадку для аппаратуры

Средняя часть фюзеляжа на всякий случай сделана с двойной обшивкой

Киль сделан по упрощенной технологии, как большинство делает крылья из потолочки


Стаб из 1 слоя потолочки, оклеенный газетой.

Почти полностью зашитый фюзеляж


Кому-то кажется, что укороченная морда ему не идет, кому-то наоборот так больше нравится. Мне все нравится.

Заготовки для мотогондол


В таком виде, но из другого материала, например, из бальзы, их можно сделать как ДВСные.

Теперь самое интересное.

Заготовки для крыла


Профиль крыла на этой модели вот такой

По поводу такого профиля было много разносторонних мнений и очень смелых заявлений. Выбор формы профиля был сделан на основе опыта. Было дело, подарили мне когда-то полуразрушенный Мессершмитт 262 от Пилотажа. Ориентировочный размах 80см. профиль крыла был выпукло-вогнутый. Чего я с ним только не делал.. 2 стандартные сервы на борт + мотор 3025 на морду за неимением чего полегче, тем более что в то время импеллеров в доступе не было никаких. От такой тяжести крыло выгибалось в дугу, но самолет летел.. и не просто летел, а двигался медленно, вальяжно. Спустя много времени на этот самолет были установлены микросервы и маленький моторчик. Все полеты приносили неподдельное удовольствие. К сожалению не сохранилось ни фото, ни видео. На этом основании я решил применить выпукло-вогнутый профиль на этой модели. Профиль не каталожный, просто нарисованный от руки.

Лонжерон крыла было решено сделать до мотогондол. Я уже так делал, результат показал свою самодостаточность.


После изготовления центроплана были навешаны консоли, после чего центроплан и консоли по самые мотогондолы оклеен бумагой для принтера.


Очень даже симпатично выглядит, а самое главное, получена стабильность форм при изготовлении. Иными словами, самолет всегда выглядит одинаково. Значит, чертеж можно использовать и я не зря над ним трудился.

Стойки шасси на данном самолете сделаны из проволоки

Дополнительная площадка из бальзы, а с обратной стороны, под саморезы, наклеены кубики из рекламного пластика.

Колеса вот такие

Ультра-легкое колесо 1.5дюйма/38мм
Товар http://www.parkflyer.ru/product/994042/

Посажены на ось, которая сделана из болта М4.

Передняя стойка тоже из проволоки, только чуть потоньше, 2мм. Короб сделан из бальзы, бобышка, куда стойка вставляется из рекламного пластика


Колеса вот такие

Супер легкие колеса D30xH10 (5 шт в упаковке)
Товар http://www.parkflyer.ru/product/100438/

Ось сделана из болта М3

Когда все закончено, устанавливаем стойку на самолет



Теперь нам надо сделать систему управления. Никаких каналов и направляющих для этого у нас нет. Все каналы пробиваются по месту с помощью карбоновой трубки.



Затем в трубку вставляется железная проволока, а трубка вытаскивается. Всвязи с отсутствием фирменных оболочек, я сделал свои, накрутив из бумаги для принтера



Вставляем их на свои места, предварительно смазав снаружи клеем. Клей пока не высох будет являться смазкой.
Сервы тоже посажены на клей, тк городить крепеж в таком маленьком самолете ни к чему. Сервы очень хорошие GWS, лучше любых НХТ, но вот беда, их больше нет в продаже, потому искать ссылку нет смысла. А так, очень хорошая альтернатива пластиковым Хайтекам.

Тяги будут изготовлены из алюминиевой проволоки. В качестве источника этой проволоки куплен провод АВВГ 2х1,5

Теперь переходим к важной части строительства. Надо бы сделать так, чтобы рули могли шевелиться.

Для этого, отрезаем их как положено и крепим на петли из майларовой полоски, к которой приклеены бальзовые бруски.


Степень надежности 100%, подвижность очень хорошая. По крайней мере, руль если и оторвет, то с мясом.

На этом мой вклад в проект заканчивается.
__________________________________________________________

С этого момента вы можете увидеть вклад в проект нашего товарища Олега.

Продублирую ссылку на его работу http://aviamodelka.ru/forum/index.php?showtopic=8738

Несколько его фото самолета






В проект были внесены кое-какие изменения. Что поделать, каждый конструктор всегда будет думать по-своему. Упрекать его за это категорически нельзя.

Было расширено крыло по задней кромке на 20мм. Конечно, на результат эксперимента это безусловно повлияет, но и человека, ранее не имевшего дела с такими узкими крыльями тоже понять можно.


Врезан лонжерон из фанеры 1,5мм


Затем весь самолет был оклеен калькой. В качестве клея использовался разбавленный аквалак. Это верное решение, тк в данном случае при высыхании клея, конструкции не поведет.








Отделены элероны.

Самолет готов к облету. Расширенное крыло тоже неплохо смотрится. Вес на данном этапе 1040 грамм.


Травка уже выросла


Видео пробного полета нету. Облет прошел успешно, после чено было решено придать самолету тот самый вид, по которому узнается прототип.

Вариантов окраски было выбрано несколько

Заводская окраска опытного борта.



И наконец, окраска, к которой мы оба оказались неравнодушными, в которую и была окрашена модель



Следующим этапом было приведение в соответствие капотов и коков винтов. Капоты сделаны из непрозрачной белой пластиковой бутылки, усаженной на деревянную болванку


Красота!

Кок винта составной, выточен по месту


Примерка


Как много значат эти детали! С капотами и коками копийной формы, самолет выглядит свосем по-другому.

Добавлены так же крышки шасси



Сделаны неубирающиеся посадочные фары. Олегу респект! Голова варит как надо.

Законцовки крыла тоже не простые стали. Теперь в них появились БАНО


И все это хозяйство работает


Красота. Больше добавить нечего.

Переходим к покраске. Краска автомобильная акриловая белого цвета.



Далее закрываем некрашиваемые поверхности, чтобы окрасить киль в синий цвет.



Сказать честно, видимо не всем дано красить пенопластовые модели автоэмалями.

Теперь можно нарисовать видимые детали

Доделать окраску крыла и мотогондол


Угадайте, что это? ) антибликовая защита черного цвета, чтобы солнце пилотов не слепило.

Теперь на очереди окна и другие мелкие детали






В довершение работ, были окрашены винты по аналогии с оригиналом. Хоть и 2 лопасти, а смотрятся свосем по-другому.



Вес на данный момент 1300 грамм. Были определенные сомнения в сохранности летных свойств модели. Но.. Пробный полет показал почти те же самые свойства, что и до загрузки такого маленького самолетика на 250 грамм.

В заключение, небольшая фотосессия





А вот и он, наш МАСТЕР. Спасибо тебе Олег! Очень приятно видеть свою работу законченной, а самое главное, что она жива и поднимается в небо.

И напоследок, видео с полетов