Ил-28 это первый советский реактивный фронтовой бомбардировщик.


Давно мечтал построить эту модель. Наконец появилась такая возможность. Заказал два 90-х импеллера и два 100-амперных регулятора:

90mm EDF unit with 3553-1750kv Motor - 1500watt
Товар http://www.parkflyer.ru/product/103164/

Регулятор скорости TURNIGY Plush 100 A с UBEC
Товар http://www.parkflyer.ru/product/1216118/


Начать решил с чертежа:

Как обычно распечатал всё на листах А4 и склеил. Размах 2.3 метра. Планируемый вес 4 кг.

Фюзеляж делаю по отработанной технологии – на центральный силуэт наклеиваю половинки шпангоутов, затем протягиваю вдоль деревянные линейки, формируя каркас. Затем монтирую хвост, стабилизатор и протягиваю вдоль фюзеляжа все провода. Затем обшивка.








Крыло изначально планировал сделать разборным на 3 части, а внутри протянуть пару карбоновых трубок диаметром 1 см.


Но потом прикинул вес импеллеров и ретрактов и решил делать крыло цельным с деревянным лонжероном вдоль всего размаха и металлической трубой от турбины до турбины.





Слегка смущает размер элеронов, кажется, что их не хватит в полете. Поэтому я решил закрылки в первых полетах использовать как элероны, а в будущем, если все будет хорошо использовать их по назначению.

Крыло крепится к фюзеляжу на 4-х болтах:


С турбинами еще интереснее. Они вырезаны горячей струной на станке из цельного куска пенопласта и получились очень легкими (спасибо за помощь знакомому, который сделал это на своем станке ЧПУ). Сверху обклеены бумагой на аквалаке для твёрдости.


Видно, что выхлопная труба в турбине очень длинная по отношению к диаметру импеллера. Были опасения, что из-за этого может упасть тяга. Сужение на конце турбины около 1.5 см по отношению к диаметру имепллера.

Первые тесты показали, что дует такая турбина очень хорошо, но через минуту стало страшно – моторы и регуляторы просто раскаленные! Тем более, что регуляторы решено было разместить внутри крыла, а не в турбине - чтобы не страдала тяга.

Сразу скажу, что один импеллер пришел идеальным, а второй пришлось долго балансировать. Лепить что-то на лопасти я не стал. Взял толстый двусторонний скотч и большими кусками начал оборачивать мотор с разных сторон. В итоге отбалансировать работу на всех режимах газа мне не удалось. Зато удалось сместить вибрации в сторону малого газа, в то время как на среднем и максимальном газу вибрации становились совсем незначительными. Обмотал все это дело изолентой чтобы не оторвались куски скотча на больших оборотах, а затем проклеил это всё сверху циакрином чтобы и изолента тоже не развязалась.
К тому же на полном газу моторы импеллера нагреваются так, что рукой нельзя держать.

Ретракты покупные, причем передняя стойка еще и рулевая. Вот такие:
Носовой ретракт:
Носовой серворетракт с металлической цапфой для больших моделей (размер 51мм x 43мм)
Товар http://www.parkflyer.ru/product/795255/


Стойки на всех трех ретрактах:
Alloy Oleo Strut 140mm Straight Mains for 60~90 Class 2pc
Товар http://www.parkflyer.ru/product/442075/


Ретракты на крыле:
Комплект серворектрактов для больших моделей (размер 51мм x 43мм) (2шт.)
Товар http://www.parkflyer.ru/product/795256/


Качество ретрактов и стоек в целом неплохое, хотя зажимные винты держат слабовато – со временем приходится подтягивать. Амортизаторы в стойках хорошие – реально для тяжелых самолетов весом от 4 до 6 кг. Родные оси под колеса очень короткие, поэтому пришлось использовать обычные болты на 4 мм. Естественно они гнутся при каждом ударе, но замену им пока не нашел.

Задние колеса такие:
Легкое колесо из пены (Диаметр: 100мм, ширина: 30мм)
Товар http://www.parkflyer.ru/product/5616/

Передние аналогичные.

Как видно на чертеже задние стойки закладываются прямо в турбину. Я решил сделать проще и разместил ретракты за турбинами так, что при закладывании они становились параллельно турбине. Для крепления ретракта сделал деревянный короб.

Небольшой тест всех систем:



Проблему с рулением передней стойки в заложенном состоянии я решил с помощью микропереключателя, который обрывает питание на рулевую серву:

Вообще электронная схема получилась занятная:

Моторы питаются двумя аккумуляторами по 5000 mah 3 банки, соединенные последовательно до 6 банок. Итого 4 аккума общим весом 1600 грамм. Неплохая прибавка к весу.

Силовые аккумуляторы:
ZIPPY Flightmax 5000mAh 3S1P 20C аккумулятор
Товар http://www.parkflyer.ru/product/1488559/


Бортовой аккумулятор, питающий приемник:
Плоская аккумуляторная сборка с низким саморазрядом Turnigy LSD 4.8V 2300mAh Ni-MH
Товар http://www.parkflyer.ru/product/448716/


Питание ретрактов и рулевой сервы взято от одного из регуляторов для надежности, если что заклинит - управление самолетом сохранится, хотя, по хорошему, надо вообще отдельное питание на ретракты.

Наконец то самолёт в сборе!




Первый взлёт!



Сказать по правде, опасения на счет центровки были постоянно. Но чтобы она была настолько задняя!!!

Когда прошёл шок от первого полёта, решено было всё отремонтировать. Благо всё осталось целым. Кроме аккумуляторов, они просто провалились в днище и разбились вдребезги. А главное - ретракты остались целыми, хоть и оторвались! Фюзеляж вообще не пострадал, не считая дырки в бомболюке.

Центровка была сдвинута вперед на 5 см. Собраны в кучку оставшиеся аккумуляторы.
Итак, второй полёт.



Совсем другое дело! Летает отлично! Планирует тоже. Очень чувствительный в управлении, даже чрезмерно. Склонности к штопору нет. Летит в треть газа. Суммарный вес получился в районе 5.5 кг. Для безопасности ретракты пока не закладываю.
А вот третий полёт, в котором закладывается шасси:


В дальнейшем самолет будет доведен до ума, настроен и раскрашен в боевую раскраску.

Всем удачных полётов и спасибо за внимание.