Доброго всем!
При очередном просмотре одного из любимых фильмов "Звезные войны" посетила меня идея построить летающую модель звездного истребителя X-Wing (Крестокрыл).


Это моя первая статья, так что прошу сильно не ругаться.
Чертежей, конечно, я не нашел - только фотографии и скриншоты. Но руки "чесались" и я решил "Постройке БЫТЬ!".
Просмотрел "гору" фоток,

выбрал несколько штук где видно детали и пропорции с разных ракурсов и приступил.
Набросал чертежик исходя из размеров: размах 1000 мм и длина 1000 мм. Импеллеров у меня нет, поэтому о копийности пока речи нет. Будет толкающий винт.

Для начала вырезал верхнюю и нижнюю обшивки фюзеляжа (крышу и днище). Фотки пропустил.

Следом вырезал шпангоуты. Угол между крыльями выбрал равным 40 градусов.

И приклеил к нижней обшивке. В середине пустил "палубу", которая будет служить и разделителем отсеков под электронику, и дополнительным "ребром жесткости".


Как сделать съемные крылья не придумал... Решил от постройки не отступать и не затягивать с ней, поэтому делал несъемные... Вот так выглядит несущий шпангоут с лонжеронами крыльев



Крылья имеют обратную стреловидность по задней кромке. Резал с таким расчетом, что бы закругленные торцы потолочки пошли "в дело" - на лобик крыла и законцовку.

Крылья из двух слоев слоев потолочки, так что режем 8 заготовок.

Разметил места под элероны и лонжероны. Хотя тут надо определиться с элеронами... Т.к. у модели не предусмотрено хвостовое оперение, т.е. отсутствует киль и стабилизатор, а значит нет и руля высоты и руля направления. Поэтому получается что это не элерон, а элевон. (За пояснения прошу профессионалов и мастеров простить меня).

Вклеил шпангоут с лонжеронами. Тут, конечно нашлась первая ошибка - надо было сначала вклеить все шпангоуты и только потом центральную внутреннюю "палубу"... Пришлось делать вырез в "палубе"...



Конечно, так будет теперь не удобно строить крылья, но что сделано, то сделано. Буду продолжать.
Собираем и вклеиваем шпангоут с поддерживающими лонжеронами (да простят меня читатели за такую формулировку).
Вырезал шпангоут, разметил положение и углы наклона лонжеронов, вырезал углебление на половину толщины лонжерона.

Отметил на лонжеронах глубину вклейки в шпангоут

Вклеил лонжероны в шпангоут

Вот такая конструкция получилась

Приклеил это дело к среднему шпангоуту фюзеляжа

На следующих снимках синяя коробочка это просто подставка. Дальнейшая сборка будет возможна и удобна только в вертикальном положении "нос в небо"


Далее собрал и вклеил мотораму. Я использую такой "слоёный пирог": текстолитовая площадка - два слоя потолочки - текстолитовая площадка. Кому-то это наверняка не понравится, но я строю так. Этот опробованый мною "пирог" и показал он себя на Цессне 150 (1200 мм размах, 1225мм длина - из-за удлиненного на 100мм носа, 530 гр. полетного веса) очень хорошо.



Зашиваю борта кабины фюзеляжа.
Под каждую плоскость борта вырезал по заготовке. Каждую заготовку идивидуально размечал и вырезал 2 отверстия под лонжероны, потому что обшивка "одевается" на лонжероны, а если точнее - лонжероны проходят сквозь обшивку. Потом примерка и вклейка на место.




Регулятору место было отведено перед моторамой, но по факту пришлось вырезать отверстие в палубе и установить его туда. Причиной тому послужило проблематичное прорезание шпунгоутов для протяжки проводов.



Собрал носовую часть. К слову - первоначальный вариант (с цельным фюзеляжем) был отвергнут из-за нетранспортабельности аппарата. Носовые части "крыши" и "днища" были отрезаны и из них собран отдельный нос.





Зашил борта носовой части. Форму шестиугольника придавать носу не стал - поленился малость. Поэтому остался такой уступ/выступ...



Сам нос вырезан из пеноплекса, обточен шкуркой и приклеен к носовому шпангоуту



Собираю крылья, предварительно вырезав элевоны на нижних плоскостях



Сервы устанавливаются в каждое крыло. Место было выбрано таким образом, что бы кабанчик находился на линии, которая делит площадь элевона на 2 равные части.

Провода от сервомашинок проложены внутри крыла вдоль лонжерона. Что бы провести их внутрь фюзеляжа в обшивках были прорезаны отверстия, которые в последствии были закрыты верхней частью крыла.



После того, как клей на крыльях "встал", вырезал на верхних плоскостях элевоны и отверстия для сервомашинок.



Навешиваю вырезанные элевоны на скотч, предварительно сточив грань элевона на 45 градусов. Вклеил кабанчик и сделал тягу. Крепление тяги на кабанчик сделано из клеммника (электротовары).



Приемник и аккумулятор располагаются на нижней "палубе" - в другое место доступа не было, потому что все остальное к этому моменту уже зашито/заклеено. Фоток нет.

Обклеил скотчем.

И нашел центр тяжести - он оказался на лонжероне, как и планировалось.


Боковые грани зашивать и заклеивать скотчем не стал умышленно - что бы оставить обдув элентроники.

Электронная начинка:
- Мотор А2212 1000kv
- Регулятор на 30А
- Пропеллер 10х45 (на замену есть еще 9" и 8" - после облета посмотрим что будет удачнее)
- Сервомашинки SG90 9 гр. (4 шт)
- Аккумулятор на 1300мАч

Полетный вес получился 430 грамм.

Видео полета пока нету - ветер не позволяет... Хочется облет сделать хотя бы при минимальном ветре, не говоря уже о полном штиле... Как будет - сразу выложу.

Если что, спрашивайте - отвечу.
Любую критику приму к сведению.

По результатам комментариев добавлю:


Гляда на данный "чертеж" скажу, что носовая часть получается длиной около 3-х длин корневой хорды.
По фактическим размерам модели имею:
Корневая хорда - 250 мм.
Длина носовой части - 700 мм.
Полная длина ЛА - 1000 мм.
Размах (по диагональным крыльям) - 1000 мм.
Так что относительно вышеприведенного чертежа пропорции соблюдены.

По результатам облета:
1. Посадка
Садился методом "плюх на пузо". При посадке нижние крылья не пострадали. Конечно, наличие шасси положительно повлияло бы на посадку, но фактическое положение вещей показало, что конструкция довольно живучая. Шасси БУДЕТ! Работы ведутся.
2. Носовая часть
Да, носовая часть длинновата. Работает она как 5-ти метровое удилище - очень большая инерция по тангажу. Но укорачивать носовую часть не планирую, дабы оставить сходство с "оригиналом".
Для стабилизации по тангажу будет добавлено носовое оперение - горизонтальный стабилизатор с изменяемым углом атаки. Хотя это будет явным отклонением от проекта (и оригинала), но улучшит лётные характеристики.
3. Винт
Облет был на 10" винте. При выявленных недоработках конструкции планирую и дальше продолжать на этом же винте.

К сожалению моему, видео облета оператор удалил... На днях состоится второй выход в поле.
Прощения прошу у уважаемого читателя за сей казус.

11.09.15
Выход в поле пока невозможен - ветер не прекращается всю неделю...
Решил перебалансировать модель ориентируясь на балансировку ЛК - 15-20% САХ или 34-45 мм. Перебалансировка модели вызвала затруднения. Причина - съемная носовая часть. На переднем шпангоуте фюзеляжа (на который нос крепится) должен быть груз около 120 гр. Многовато, но если грузить нос - будет меньше. Работаю над жестким креплением носовой части, что бы не отпала догруженная в полете.

14.09.15
Припозднился с выездом в поле на тестовый запуск - уже темнело. Третий вылет был заснят на видео и оказался последним вылетом этого "Истребителя".


(14092015007edited2.avi)

За качество съемки Nokia 2700 прошу прощения - альтернативы не было.

Результаты полета: сломаны лонжероны на обоих крыльях по правому борту.




Причины (предположительно): задняя центровка.
Выводы: конструкция имеет право занимать свое место среди летательных аппаратов. Необходимы винглеты для стабильности полета на виражах.

При постройке следующей модели будут учтены ошибки и недочеты. Постройка версии №2 начата.

За сим разрешите откланяться.
С уважением, Роман.