Всем доброго времени суток! Недавно я совершил первые полёты на своей новой моделе. Ранее я уже описывал её постройку и выкладывал деморолик "настольных" испытаний. А сейчас, наконец-то, первые полёты и впечатления!
Для начала напомню, что данный проект является для меня затяжным, с перерывами в строительстве от 2-3-х месяцев до года. Поэтому какое-то особое отношение у меня к нему. Схема спорная, много вопросов и сомнений, но смотрится интересно. Конструкция самолёта тоже несвойственна моим моделям. В общем эксперимент на эксперименте. Отсюда, видимо, и появление особо сильного мандража и волнения перед первым взлётом. Вспомнил свою самую первую модель Су-27 Арт-тех и свой самый первый полёт - ощущения очень схожие. Ощутил себя новичком.
Первый полёт... Кто помнит что это такое? А для кого это актуально в этом сезоне? Вот я вспомнил что это такое и понял, что для меня это опять актуально. А ведь поднимать новую неизвестную машину с чувством страха разбить её в первом полёте нельзя! Именно это правило не дало мне угробить Арт-теховскую сушку в 2009-м. Я тогда довольно долго настраивал себя, ведь моделька такая красивая, так её жалко... В итоге решился на взлёт только тогда, когда мысленно полностью распрощался с ней и её судьба мне стала безразлична. В итоге мой первый полёт на моей первой моделе не стал последним для неё, и вообще она отлетала полностью свой ресурс и долго ещё висела на стене, как память удачных первых полётов. Вот и с 601-м, с монстром Инсайдером, пришлось себя так же довести до состояния полного безраличия к его дальнейшей судьбе, иначе не было бы хладнокровия, которое так необходимо в таких случаях!
В общем самолёт поднял, все нюансы настроения попытался передать в видеоролике. Полёты сняты камерой с головы, поэтому слышны различные вздохи и чихания - прошу простить, если что! :)
Модель совершила пять полётов. Центровку смещал для начала вперёд, в итоге первый взлёт прошёл с трудом, модель долго не хотела отрывать переднюю стойку и взлёт произошёл на очень высокой скорости, а посадка получилась жёсткой, после пришлось прямить немного носовую стойку шасси. Взлёт и посадку, до кучи, усложнял ещё и сильный ветер почти поперёк полосы.
Далее сместил центровку на расчётную и взлёты стали более менее нормальными, хотя изменения проекта, в результате которых центр масс оказался слишком впереди от задних стоек, всё же дали о себе знать. Как ни крути, а скорость отрыва передней стойки превышает взлётную скорость самолёта, что приводит к резкому взлёту с перегоном и быстрому опусканию носа при посадке на основные стойки. Так же спроектированные на минимуме кили, всё-таки не обеспечивают достаточной устойчивости, не спасает даже электронная стабилизация. Аэродинамика расчитана как для реального самолёта в плане площадей стабилизаторов, а ведь не зря на копиях часто увеличивают площади киля, стабилизатора и рулевых поверхностей, всё же для моделей надо с запасом эти элементы закладывать. Вид будет правда более игрушечный, но зато летать приятнее. ;)
Модель удивила скоростью полёта! Я только и успевал прибирать обороты, чтобы не перейти "звуковой барьер" :)))! Звук импеллера, установленного внутрь с хитрой системой воздухозаборников и жалюзей, для обеспечения стабильного поступления воздуха на всех режимах полёта, порадовал своим своеобразием и приятностью к моему восприятию. Тяга у самолёта тоже как-то неожиданно высокая, модель моментально набирает высоту, легко идёт в вертикаль. 607-й при более высоком соотношении тяга к весу, куда менее резв в этом плане, видимо заметно сказывается разница в схеме расположения импеллера. На 607-м один импеллер на 2-х моторной схеме, что обуславливает далеко не идеальные условия работы сопла, а на Инсайдере один импеллер на одномоторном самолёте, что облегчает задачу устройства выходного канала и даже эмитация плоского сопла на сильно, видимо, портит картину тяговых характеристик силовой установки.
В ближайшее время начну испытания на сверх пилотаж, хотя уже сейчас уверен, что двигаться в этом направлении будет тяжело. Самолёт очень сложен в управлении, нестабилен, прогноз на перспективу негативный.
Фотоотчёт с места старта:
Далее предстоит трудный и долгий период испытаний и доводок. На этом о первых полётах всё, спасибо за внимание!
:)))))
Специально отыскал фотку - это первый вариант металки, низкокачественный, контуры взяты от первого варианта Инсайдера, не укороченного. Сделал наспех из того, что было под рукой, точнее из толстой тяжёлой потолочки. Получилось не очень. Через пару дней сделал ещё одну, но уже из 3-х мм потолочки низкой плотности и в масштабе поболее. Вот с ней основные эксперименты и проводил. Убил её в хлам. А этот, первый вариант, долго ещё валялся, пока не подарил его пацанёнку из детской группы.
Причем тут F-117? Да потому что отдаленно похож ;)
А в целом полеты с более передней центровкой стабильнее?
P.S. Кость, ты точно про F-117 говоришь? Неужели Инсайдер похож на это?:
Слушай, а что если повзаимствовать кили от 117?
А более реально, сделать такой ЦТ, при котором поведение в воздухе будет стабильно и перенести основные шасси вперед.
Ну, главное, что полетел! Схема-то, действительно, необычная. С почином, так сказать!
А управляемость со временем доведется до приемлемых значений, как в случае со Скатом.
p.s. А если кили наростить прозрачными вставками из тонкого плекса? Компромисс, конечно, но так и площадь увеличится, и в полете вид не пострадает.