Лето этого года прошло в творческом поиске - необходимо было предложить пионерам модель аэроплана, простую и быструю в постройке, привлекательного вида и с хорошими лётными данными. Нащупать верную дорогу удалось уже на закате лета, после того, как на глаза попался подходящий прототип - в основу конструкции наших моделей была положена серия аппаратов "Юпитер" Томаса Бухвальда.


Чтобы начать активно летать нужно, как минимум, начать летать. Построил контурный Су-37 - с виду вроде бы весьма простой, но, оценив процесс постройки "изнутри", понял, что пионеры такой проект пока не осилят. Однако аппарат достроил и с помощью более опытного товарища поднял в воздух. Хорошо, в поля поехали, на просторы - летает он быстро, хотя и вышел по весу около 350 г, что вроде бы считается приемлемым для этой модели. Зато столь же быстро пришло понимание того, в каком направлении двигаться дальше:
1. На нашей территории есть площадка размерами примерно 100х100 м - модели этого должно быть довольно, а значит летаем в основном медленно и умеем быстро маневрировать;
2. Фактически площадка - поляна в лесу, а значит полеты возможны либо в штиль, либо в очень слабый ветер, т.е. если летом, то преимущественно утром до начала термички и вечером "в молоке";
3. Модель должна быть максимально простая и технологичная, чтобы постройка её занимала часа 3-4.

В поисках подходящего прототипа на том же rc-plans.ru, где была найдена "Сушка", внимание моё привлек небольшой симпатичный биплан Jupiter Junior, на первый взгляд обладавший всем набором необходимых нам качеств. В поисках подробной информации об этой модели Яндекс выдал посвященную ей ветку форума, где нашлось очень много интересного, что дало впоследствии немалый творческий заряд бодрости.

Глава 1. Jupiter Junior.
Постройка первого "Юниора" заняла 12 часов, включая полноценные обед и ужин, и даже сончас. Электроника подбиралась исходя из того, что уже имеется, за исключением главного - 20-граммовый двигатель и 2S-батарею пришлось быстренько прикупить на русском складе ХК, благо это дело трех дней в наших краях. Потолочка на тот момент оказалась тоже не совсем "проектной" толщины, 4-миллиметровая. Но, несмотря ни на что, взлетный вес получился всего 156 г (после сопровождавших лётные испытания мелких ремонтов и затем капитальной реставрации носовой части фюзеляжа вес вырос до 185 г).
Вот такой получился аппаратик (это уже после капремонта):

Технические характеристики:
- Размах крыла: 540 мм;
- Длина: 560 мм;
- Взлётный вес: 185 г.
Профиль крыла - изогнутая пластина, с точки зрения аэродинамики - выпукло-вогнутый. Придается заготовке консоли холодным способом - протягиванием через край стола, но лучшие результаты дало применение оправки - водопроводной серой 50-мм трубы ПВХ. Подкосы верхнего крыла сделал из 1,5-мм угольного прутка, но можно использовать было для них и 3-мм бамбуковые или березовые шампуры.
Управление "Юниором" 3-канальное: газ, РВ, РН. Все рули навешивались на клей и скотч, кабанчики рулей из 1-мм листа ПВХ (очень хорошая доска для лепки, прикупил по случаю в "Кораблике"), тяги из 1,5-мм угольного прутка, Z-образные наконечники к ним из канцелярской скрепки фиксируются на тяге термоусадкой и ЦА.
Стойки шасси выгнуты из 1,5-мм проволоки (мягкая оказалась, но это вышло плюсом - при жёсткой посадке выгнул обратно, и полетели дальше), отыскались колеса из пены диаметром миллиметров 40 - маловаты, но уж какие нашлись.
Для большей заметности в полёте и эстетических соображений аппарат был окрашен "всё той же извечною желтою краскою", акриловой, разумеется.
Электроника:
C2226 Micro brushless Outrunner 1800kv (21g)
Товар http://www.parkflyer.ru/ru/product/2475679/
Пропеллер SF E-Prop 7x5 / 178x127мм с переходниками, черный (5 шт. в упаковке)
Товар http://www.parkflyer.ru/product/9841/

Регулятор скорости TURNIGY Plush 10А, 9г
Товар http://www.parkflyer.ru/product/4204/
Rhino 610mAh 2S 7.4v 20C Lipoly Pack
Товар http://www.parkflyer.ru/product/1520391/
HXT900 (9-граммовая микро-сервомашинка)
Товар http://www.parkflyer.ru/product/662/
Микросервомашинка HXT500 6,2г. / 0.6кг / 0.08сек
Товар http://www.parkflyer.ru/product/663/

Практика показала, что пионеры мои вполне способны за 3 часа изготовить полностью планер "Юниора", особых затруднений при постройке не возникало, и аппараты вышли вполне приличного качества. Очень досадно, что облетать их мы уже не успевали - лето неумолимо заканчивалось.

А вот меня накрыла творческая волна и работы по проекту "Юпитер" стали набирать обороты. Так уж случилось, что "Юниор" стал в моей практике вторым познавшим небо аэропланом собственной постройки. Собственно, и летать-то мы учились вместе: "Юниор" - летать, я - им управлять. Неделю мы прожили в режиме "полёты утром и вечером, днем и ночью - ремонт". В итоге падения помаленьку превратились в посадки, что сильно сократило количество ремонтов.
Увы, на память о наших первых шагах остался лишь коротенький обрывок видео:



Глава 2. Jupiter Rocket.
Идею сделать на базе биплана "Юниор" моноплан я обнаружил в упоминавшейся мною ранее ветке форума. Одно крыло изготовить проще и быстрее, нежели два, так что параллельно с тренировками на первом "Юниоре" начата была постройка "Юпитера-Рокет". От "Юниора", увеличенного на 30%, позаимствован целиком фюзеляж с оперением, верхнее крыло биплана переехало на место нижнего, но смещено вперед на 25 мм. Носовую часть фюзеляжа я изначально усилил изнутри накладками из потолочки по опыту облета первого "Юпитера". Приятный момент - в таком масштабе Jupiter Rocket можно смело строить из потолочки толщиной 4 мм.
Вот такой получился аппарат:

Технические характеристики:
- Размах крыла: 715 мм
- Длина: 710 мм
- Площадь крыла: около 16 дм2.
- Взлетный вес первого образца: 215 г.

Иностранные коллеги оставили управление 3-канальное, только вместо РН задействовали элероны. "Но раз уж делать элероны, то пусть будет полноценное самолетное управление" - так я рассудил, и управление рулем направления оставил.
Сервомашинки на РВ и РН - HXT500, на элероны поставил TG9e. ВМГ снята с первого "Юпитера", к тому времени изрядно потрепанного.
Проводку на элероны пустил по верху крыла - так при посадке в кустах или высокой траве можно быть спокойным за кабанчики и тяги. Хотя доступа к ним после сборки самолета нет совершенно никакого, но практика показала, что доступ особо и не нужен, если всё собрано основательно и работает, как задумано.
Шасси трехточечное, с хвостовым костылем. Стойки из обрезков угольных хлыстиков спиннинга вклеены на термоклей, ось колеса из стальной проволоки 1,6 мм крепится к стойке известным методом "нитки - ЦА - термоусадка". Колеса диаметром 40 мм, фиксируются на оси каплей термоклея через пластиковую шайбочку. Внутреннее устройство модели зафиксировал для истории:

По традиции наметил резервы по снижению веса модели:
- приёмник HK-6 облегчается до 3-4 г - это уже неоднократно делалось. Экономия 6-7 г.
- термоклей по плотности почти железяка - 7,6 г/см3. Использовать аккуратно.
- аккумулятор Зиппи Компакт на 500 мАч весит 29 г против 38 г 610 мАч Рино.
- сервомашинки на 3,7 г и 4,3 г по данным зарубежной печати неплохо справляются с такой моделью.
- колеса шасси: в оригинале они вообще из депрона вырезаны и ничего, работают. Даже на улице.
- пищалка штука полезная, но весит целых 6 г! Есть и полегче, обзаведемся.

Тягу не замерял, отметил только, что висит в 3/4 газа, когда за крыло держишь. Значит запас по мощности есть.
Первые полеты проходили примерно так:

По тангажу машинка очень резвая, ещё более передняя центровка пришлась бы ей кстати. Или та же рекомендуемая иностранными коллегами экспонента по РВ в 30%, но аппаратура простая и таких решений не предлагает.
"Рокет" умеет летать медленно, но на полном газу оправдывает своё название. Элероны, хоть и усложнили несколько пилотирование, но в разворот только ими модель заложить не получилось, лишь одновременным отклонением элеронов и руля направления получается правильный разворот. А вот вираж мы опробовать не успели, ёлки-палки...



Глава 3. Новая версия Jupiter Rocket.

Пока борт №2 отдыхал на ёлке, полным ходом шло строительство третьей машины.
"Юпитер-Рокет" имеет площадь стабилизатора 4,46 дм2, таким образом мы имеем соотношение площадей крыла и оперения почти классическое, вот только плечо маловато. Поскольку на нашей аппаратуре отсутствует настройка экспоненты, возникла мысль повысить продольную устойчивость за счет увеличения плеча оперения. Это было проделано на втором экземпляре (бортовой номер "3").

На этой машине хвостовая часть удлиннена на 30 мм, установлены 4,3-граммовые сервомашинки на рули высоты и направления, на элероны - HXT500.
Машина в процессе сборки:

Аккумулятор на аппарат поставил поменьше:
Аккумулятор ZIPPY Compact 500mAh 2S 25C литий-полимерный
Товар http://www.parkflyer.ru/product/1520441/

Кроме того, крыло было снабжено дополнительными нервюрами в месте крепления подкосов, а сами подкосы из 1,5-мм угольного прутка сделаны парными, что повысило жесткость крыла и исключило его скручивание при отклонении элеронов. Но в случае жесткой посадки и цеплянии консолью препятствий, срезает последнюю аккурат по этой нервюре, что неудивительно.
На этой модели решился на эксперименты с окраской, цветовую схему подсмотрел у зарубежных коллег, ну и немного добавил от себя. Заодно познакомился с акриловыми красками, доступными в наших краях - очень хороши обнинские краски ДекАрт и ДеКолор, художественные "Невская палитра" с огромным выбором оттенков, а вот продукция химзавода "Луч" оказалась жидковата, и нужно было здорово к ней приноровиться. Красил меламиновой губкой, не идеал, но выглядит вроде бы прилично.

Взлётный вес этой машины получился ровно 200 г.

Облет "тройки" подтвердил концепцию - аппарат получился более устойчивый по тангажу, хорошо управляется, имеет большой диапазон по скорости - умеет летать как очень медленно, так и достаточно быстро (на полном газу). Прекрасно планирует. Летали рано утром, когда все фотографы и операторы ещё спали, так что лётные испытания прошли в обстановке строжайшей секретности и показать тут особо нечего, к сожалению. Но испытания прошли без серьёзных поломок, так что с будущих полетов фото-видео вскоре появится.


Глава 4. Большой Jupiter Junior.
Собственно, мысль насчёт постройки увеличенного на 30% "Юниора" зародилась ещё на стадии работы над первым "Рокетом". И вот, оценив лётные данные борта №3, началась постройка четвертой машины.

Конструкция фюзеляжа, хвостового оперения и привод элеронов позаимствованы с предыдущей модели, стойки верхнего крыла сделаны более длинными и занимают около 2/3 корневой хорды, так что это уже не стойки, а, скорее, пилоны. С внутренней стороны эти пилоны усилены капроновой упаковочной полосой шириной 8 мм - очень удачно попался мне кусок её на обочине дороги по пути в моделку (совпадение?).
Крылья собирались по отработанной схеме, нижнее - родное "юниорское", верхнее - с дополнительной нервюрой. Нижнее крыло - свободнонесущее, верхнее - с подкосами из отрезков угольных хлыстиков, как в исходном проекте. Элероны на обоих крыльях, навешиваются на клей, привод через нижние. Тяги из 1,5-мм угольного прутка, кабанчики на связь верхнего и нижнего элеронов сделал из запасных качалок из комплектов к сервомашинкам, а на привод элеронов поставил очень вовремя пришедшие китайские кабанчики:
Micro Control Horn 14mm (10pcs)
Товар http://www.parkflyer.ru/product/1197830/

Хорошие штучки, прочные, надежные, быстро и удобно устанавливаются на рули, но по весу проигрывают прежним, из доски для лепки, хотя разница в 0,2 г - это уже очень глубокий тюнинг.
Сервомашинки на руль высоты - 4,3 г, на руль направления поставил 3,7-граммовые:
4Pcs Micro 3.7g Aeromodelling Servo Set RC Copter Spare Parts
Товар http://www.parkflyer.ru/product/1728885/

Стойки шасси выгнуты из 1,8-мм стальной проволоки (увы, не ОВС - снова мягкая), колеса вот такие:
Супер-легкие колеса 6 спиц Д50x13 мм (5шт в упаковке)
Товар http://www.parkflyer.ru/product/9832/
На ось надеваются через втулку из ушной палочки и фиксируются каплей термоклея через шайбочку, на этот раз шайбочки нарезал из трубочки от большущего "Чупика" (просто какая-то шифровка получилась, чесслово!).

Двигатель - пилотажевский Impact 1708, безымянный регулятор на 10А.
Винты зеленые. Для медленных полетов, левого вращения от компании Turnigy с набором установочных колец (4шт/упк)
Товар http://www.parkflyer.ru/product/1005680/


Окрашена модель в основном обнинской акриловой краской ДеКолор, продукцию комбината "Луч" использовал очень ограниченно.
Технические характеристики:
- Размах крыла: верхнего 715 мм, нижнего 590 мм;
- Длина: 745 мм;
- Площадь крыла: 29 дм2;
- Взлетный вес: около 250 г.

На облёт аппарата выдалась чудесная погода, удалось полетать практически весь день с перерывами на зарядку батареи и завтрак-обед-ужин:



На полеты в вечернем "молоке" дал моему экипажу с собой такую вот камеру: Легкая HD Камера с разрешением 1280x720точек, 30к\сек. 5MП CMOS
Товар http://www.parkflyer.ru/product/104142/

И вот что мне мой экипаж наснимал:


Если не ставить задачу быстрой постройки модели, на базе "Юниора" или "Рокета" может быть создана модель оригинальная, прочная и долговечная, избавленная от некоторых замеченных проблем прототипа, самая актуальная из которых - высокий узкий киль, напрашивается ему несколько другая форма или лонжерон. У стабилизатора, кстати, за всё время вообще никаких проблем не проявилось.

Благодарю за внимание!
Успехов в творчестве и лётной погоды!