Никогда не строил я модели с импеллерной силовой установкой. Но надо же когда-то начинать! Короче решился я на этот шаг и заказал парочку недорогих импеллеров, может и не совершенных, но для начала, думаю сгодятся. Прототип выбрал не самый простой, но уж больно мне нравится этот "Грач". Что из этого вышло, читайте далее...


Так, как в этом проекте много для меня нового, решил строить из потолочки. Всё же модель экспериментальная, в плане мотоустановки, компоновки и т.д. Скорее всего будут краши, неудачные посадки. А на мой взгляд, потолочный самолёт проще и дешевле ремонтировать. Прочитал предварительно статьи Евгения Рыбкина, он один из немногих, построивших модель этого штурмовика, по крайней мере летающую. Но в плане технологии, всё же решил пойти своим путём и по собственным граблям.
Имея в наличии два 64 мм импеллера с заявленной тягой по 1100 гр. каждый, вес самолёта виделся в районе 2 кг. Но имея ввиду, что тяга эта наверняка завышена, надо стараться сделать максимально лёгкую конструкцию.



В итоге остановился на размахе крыла 1500 мм.

На полностью пенопластовую конструкцию не решился, так что фанера, бальза и рейки тоже будут присутствовать.
Скелет фюзеляжа решил сделать по своей обычной технологии, а обшивку из потолочной плитки.
Первым делом сваял стойки шасси. Алюминиевые трубки, стеклотекстолит и несколько пружинок, превратились вот в такие изделия:


Прикинул их на чертёж, доработал немного, и занялся фюзеляжем. Шпангоутов минимальное колличество. Только в самых ответственных местах. Но их оказалось не так уж и мало - крепление крыла, шасси, двигателей и аккумулятора.
Напилил шпангоутов и начал собирать.





Входные каналы импеллеров довольно длинные. Пришлось увеличить размеры воздухозаборников для нормальной работы импеллеров. Если не хватит воздуха, можно будет вырезать дополнительные окна в каналах.
Сделал их из бальзы 1 мм. Кстати выходные сопла аналогичны по конструкции, только сделаны несъёмными. Передние воздуховоды легко вынимаются для доступа к импеллерам.





Установил переднюю стойку и сервомашинку поворота переднего колеса.



Конструкция системы уборки основных стоек шасси, конечно отличается от прототипа. Подробно описывать её я не буду, посмотрим, как покажет она себя в эксплуатации. Возможно, что и не совсем удачно я придумал. В её основе длинный винт М3, каретка с тягами к стойкам и концевики.




Управление рулём направления и рулями высоты реализовано по привычной схеме - тяги, кабанчики из стеклотекстолита и стальные спицы.



Крыло изготовлено из потолочной плитки. Имеет сосновый лонжерон и бальзовые нервюры. Тут ничего необычного. На каждый элерон своя серва. Ещё одна серва в середине центроплана приводит в действие закрылки.
спереди две фанерные корневые нервюры имеют выступы, которые при установке крыла входят в пазы шпангоута фюзеляжа, а сзади крыло крепится на один саморез.



привод закрылков - торсион из велосипедной спицы.






Места излома лонжеронов усилил стальными скобами.



Вот так всё это выглядело в прцессе зашивания потолочкой:


Установил импеллеры



Из пеноплекса вышкурил носовую часть фюзеляжа:




Элероны и закрылки вырезаны цельными, из того же пеноплекса. Навесил их на пластиковые петли рояльного типа. Стабилизатор и киль сделаны из двух слоёв потолочки. Для усиления, между слоями вклеил карбоновые прутки, диаметром 3мм. Рули высоты и руль направления навешены на петли из кусочков пластика и зубочисток. Пилоны для подвески ракет пока решил не делать. Если облёт будет успешным, добавить их не составит труда. Фонарь кабины вытянул из бутылки, причём болван применил старый, который использовал для Як-52. Его задняя часть вполне подошла. Переплёт, недолго думая, изобразил полосками чёрной изоленты.

Покрасил самолёт обычной краской для потолков, на водной основе, добавляя колеры нужного цвета. Красил губкой, в некоторых труднодоступных местах, маленькой кисточкой.
После покраски обтянул прозрачным скотчем, приглаживая иногда утюжком. Благодаря помощи утюжка, удалось вполне неплохо обтянуть поверхности двойной кривизны. Не без складок, конечно, но гораздо лучше, чем без прогрева. Да и прилипает на горячую лучше.

Вот такой получился "Грач" - первая моя "реактивная" модель:













Ну вот, всё готово. Можно и в небо.

Долго пришлось ждать, пока растает снег, пока погода наладится....

Ну вот, дождался, наконец, подходящих условий и сегодня, 17 апреля, приехали мы с самолёткой на поле. Как оказалось, дует неслабый ветерок! Ну ладно, дождя нет - и на том спасибо матушке-природе.

Подключил аккумулятор, установил на место крыло. Вот и всё, делов-то на пару минут.
Сначала решил просто покатать по полосе, проверить управляемость по тангажу. Были сомнения по этому поводу, ну и по поводу правильной центровки тоже. Разбежавшись немного попробовал приподнять нос. Как оказалось, при совсем небольшой скорости, довольно легко самолёт оторвал от земли переднее колесо!
Хорошо, разворачиваюсь против ветра и недолго думая, начинаю разбег. Думал придётся долго разгонять модель. А он достаточно быстро и легко оторвался и начал резво набирать высоту. Убедившись, что он летит устойчиво, убрал шасси.
Помня, что импеллеры слишком прожорливы, убираю газ до половины. Летит довольно неплохо даже в пол газа! Немного пришлось оттриммировать по тангажу и полетел вообще, как по рельсам. Не ожидал я такой послушности, честно говоря.
Думал будет борьба за выживание и был готов к этому, а оно вон как....
Сделал несколько кругов и решил сажать. Выпускаю шасси, захожу против ветра.. Закрылки решил не выпускать - ветер и так приличный. Аккуратно подвёл к полосе и мягко коснулся асфальта. Но тут вдруг самолёт показал свой норов! При довольно мягких пружинах шасси и совсем низкой скорости, он тем не менее, внезапно бодро так подскочил и исполнил классическую фигуру высшего пилотажа, под названием "козёл". После первого прыжка, сделал "на бис" ещё один подскок, выкатился с полосы и упёрся носом в прошлогоднюю траву.
Всё!!! Свершилось!!! Оно полетело!!! И даже приземлилось!!!
Полёт длился, наверное не более пары минут.
Уменьшив расходы на РВ и сделав экспоненту, снова выкатываюсь на старт.
Разбег, отрыв, набор высоты и вот мы снова летим. На этот раз решил проверить, как он относится к некоторым фигурам высшего, не побоюсь этого слова, пилотажа.
Бочки получились без проблем. Немного вяло, но терпимо - не пилотага ведь! А вот при попытке сделать петлю, Сушка попыталась уйти в штопор. Сказываеся малое плечо стабилизатора наверное. Разогнав посильнее и аккуратно работая рулём высоты, сделал петлю с бОльшим радиусом. Ну вот, уже похоже на дело. Даю полный газ и на вертикаль. На верхней точке убираю газ. Самолёт тут же, без посторонней помощи сваливается в штопор. Не ожидал! Хорошо, запас высоты был, сумел вывести из штопора почти у самой земли.
Ладно, прошло наверное, около трёх минут, пора сажать. Расход и ресурс аккумулятора (кстати нового, для него это тоже первый полёт) неизвестен. Выпускаю шасси, закрылки, подхожу к полосе... И вдруг вижу, что вышла только носовая стойка. Основные не вышли. Прекращаю снижение, щёлкаю несколько раз тумблером - ни фига, выходит только передняя стойка, основные никак. Ну что же, значит вариант номер два - посадка на брюхо.
Сделав ещё круг, выпустил закрылки в посадочное и потихоньку подобрался к краю полосы - там прошлогодняя трава вроде помягче, чем афальт)))))) Аккуратно притираю самолёт на голубое брюшко...... И тут на тебе, откуда не ждали..... Самолёт у самой земли, уже не хариере, задевает левым крылом какой-то торчащий высокий стебель и катится кубарем. Акробат, блин....
Вот и всё. Повреждений никаких, всё цело, за исключением отказавшего шасси. На этом на сегодня полёты были закончены. Не с руки же бросать более двух кило!
Тем не менее, считаю испытательный полёт успешным. Мелкие недостатки будем устранять в процессе эксплуатации.
Позже выяснилось, что причиной отказа шасси, стала согнувшаяся при первой посадке тяга одной из стоек. Концевик при уборке не сработал и от перегрузки сгорел транзистор, управляющий моторчиком. Будем устранять, как говорится)))).

Ну вот, представляю вашему вниманию видео первых шагов в небо моего "Грача". К сожалению, самого полёта снять не удалось, но взлёты и посадки присутствуют. За качество, как всегда прошу пардона, сняли на телефон. За ненормативную лексику тоже)))))).



ТТХ

Размах 1,5 м.
Полётный вес 2,2 кг.
Статическая тяга: 1700 г.

Материал: Немного фанеры, немного бальзы, сосновые рейки 5Х5 мм, потолочная плитка.

Силовая установка:
два 64 мм импеллера
Импеллер HK EDF64 в сборе с мотором 3500kv и регулятором 45A
Товар http://www.parkflyer.ru/ru/product/100198/
Высококачественные ретракты Turnigy с поворотной носовой стойкой
Товар http://www.parkflyer.ru/ru/product/797672/

Сервы микро размера, разные.

Колёса из ассортимента ХК.

Мои чертежи:(Su-25.rar)

До новых встреч!