В этой заметке расскажу об изменении схемы подключения банок батареи на примере доработки батареи Tgy 5000 6S.
Недавно на европейском складе ХК была распродажа этих батарей, но непосредственно без доработок мне они не подходили, т.к. вся аппаратура у меня под 3S. Другая проблема в том, что для нужного мне напряжения нет готовых батарей адекватной (большой) емкости, а набирать кучу тяжело и дорого. Поэтому я решил набрать этих батарей и сделать из них батареи под свое оборудование. (В комментариях прошу не обсуждать правильность идеи переделки, пусть это останется на моей совести :))
Итак, берем донора, вскрываем:
Недавно на европейском складе ХК была распродажа этих батарей, но непосредственно без доработок мне они не подходили, т.к. вся аппаратура у меня под 3S. Другая проблема в том, что для нужного мне напряжения нет готовых батарей адекватной (большой) емкости, а набирать кучу тяжело и дорого. Поэтому я решил набрать этих батарей и сделать из них батареи под свое оборудование. (В комментариях прошу не обсуждать правильность идеи переделки, пусть это останется на моей совести :))
Итак, берем донора, вскрываем:
Смотрим в торец батареи, где провода:
Схема батареи выглядит так (рисовал, как умею):
То есть, схема 6S1P. А мне нужно так:
То есть, 3S2P. В результате вместо 5000 6S 20C получаем 10000 3S 20C. Начинаем разбирать. Я использовал мощный паяльник на 60 Вт с большим жалом, слегка перегретый. Также потребуется балансировочный провод на 3S с разъемом (была закуплена партия на Али)
Сначала отпаиваем родной балансировочный разъем, потом силовые провода.
Некоторые банки спаяны между собой, некоторые сварены.
Как видим, сварка не ахти. Спаянные отделяем паяльником, сваренные аккуратно (очень аккуратно!) разрываем. Вот они, 6 банок:
А вот и сама банка:
Как видно, банки не первой свежести, но да ладно, цена батареи это предполагала.
Теперь предстоит неприятная операция по нанесению припоя на те терминалы (контакты), которые были без припоя. Алюминий паяется очень плохо, но паяется, нужно приноровиться. Я делаю так: беру перегретый паяльник с большим жалом, размазываю по терминалу толстый слой флюса, даю остыть. Потом, беру нить припоя и начинаю паяльником возюкать по терминалу, подсовывая припой между жалом и металлом. Жало активно сдирает оксидную пленку, флюс не дает контачить с кислородом, припой соединяется с алюминием. На один заход не больше 8-10 секунд! Потом полное остывание! При некоторой сноровке можно все сделать за один заход, обеспечив пятно контакта не менее 20мм2. Этого хватит на 100А.
Потом соединяем банки попарно, и скрепляем пары скотчем. Для обеспечения надежного контакта я сделал несколько "подков" из 2,5мм2 медного прутка и напаял серху, предварительно залудив.
Полученные пары сорбираем в один блок и обматываем скотчем.
Центральная банка "смотрит" в другую сторону! Получилось грязновато, но это не страшно - флюс не кислотный. Для формирования соединения между ними я использовал тот же пруток, только сдвоенный:
Остается припаять силовые провода и новый балансировочный разъем. После этого торец с проводами я упаковал в пенополиэтилен (или как его там) и закмотал скотчем. С другой стороны одел родную обертку. Далее, батарея проходит цикл заряда-разряда для определения непропая, после этого можно летать.
UPD. Все замечания учел, заметку поправил.
Схема батареи выглядит так (рисовал, как умею):
То есть, схема 6S1P. А мне нужно так:
То есть, 3S2P. В результате вместо 5000 6S 20C получаем 10000 3S 20C. Начинаем разбирать. Я использовал мощный паяльник на 60 Вт с большим жалом, слегка перегретый. Также потребуется балансировочный провод на 3S с разъемом (была закуплена партия на Али)
Сначала отпаиваем родной балансировочный разъем, потом силовые провода.
Некоторые банки спаяны между собой, некоторые сварены.
Как видим, сварка не ахти. Спаянные отделяем паяльником, сваренные аккуратно (очень аккуратно!) разрываем. Вот они, 6 банок:
А вот и сама банка:
Как видно, банки не первой свежести, но да ладно, цена батареи это предполагала.
Теперь предстоит неприятная операция по нанесению припоя на те терминалы (контакты), которые были без припоя. Алюминий паяется очень плохо, но паяется, нужно приноровиться. Я делаю так: беру перегретый паяльник с большим жалом, размазываю по терминалу толстый слой флюса, даю остыть. Потом, беру нить припоя и начинаю паяльником возюкать по терминалу, подсовывая припой между жалом и металлом. Жало активно сдирает оксидную пленку, флюс не дает контачить с кислородом, припой соединяется с алюминием. На один заход не больше 8-10 секунд! Потом полное остывание! При некоторой сноровке можно все сделать за один заход, обеспечив пятно контакта не менее 20мм2. Этого хватит на 100А.
Потом соединяем банки попарно, и скрепляем пары скотчем. Для обеспечения надежного контакта я сделал несколько "подков" из 2,5мм2 медного прутка и напаял серху, предварительно залудив.
Полученные пары сорбираем в один блок и обматываем скотчем.
Центральная банка "смотрит" в другую сторону! Получилось грязновато, но это не страшно - флюс не кислотный. Для формирования соединения между ними я использовал тот же пруток, только сдвоенный:
Остается припаять силовые провода и новый балансировочный разъем. После этого торец с проводами я упаковал в пенополиэтилен (или как его там) и закмотал скотчем. С другой стороны одел родную обертку. Далее, батарея проходит цикл заряда-разряда для определения непропая, после этого можно летать.
UPD. Все замечания учел, заметку поправил.
Согласен, пайка неэстетичная, но она крепкая и надежная. И все равно, все убрано под слой кожуха.
короче если делать вот так " ГГ", а не "П" (надеюсь понятно)))) - тогда все получится более эстетично.
На самой первой батарее я как раз так пытался, так при тестовой эксплуатации один ус таки отошел. Хорошо, что зарядка зфиксировала превышение напряжения на банке и тормознула заряд.
если батарейка была на 5000 мАч (т.е. способна выдать 1 ампер в течении 5 часов), то как бы мы банки не перепаивали, тот же 1 ампер в течение 10-ти часов он никак выдать никак не сможет.
Судя по Вашей логике, если перепаять ещё раз (в схему 2S3P) можно добиться и 20.000 мАч?
При любой перпайке ёмкость аккумулятора ну никак измениться не сможет. Вольты (напряжение), амперы (допустимый ток) -- это да. Больше последовательных соединений -- больше напряжение. Больше параллельных -- больше ток. При _постоянной_ ёмкости.
E = U*I*t. I*t - это и есть емкость в ампер-часах. U уменьшается в 2 раза, значит....
Точно. Это же не мАч/В, а просто мАч. Тогда да, уменьшили напряжение в 2 раза -- увеличилось значение мАч. А запасаемая энергия не изменилась.
Совсем не принял во внимание что ёмкость на упаковке указывают именно для конкретного значения U, которое мы собственно меняем перепайкой банок.
Простите, пожалуйтса, был неправ.
Было 6S 5A, стало 3S 10A, можно сделать 2S 15A, 1S 30A. В чём затруднение?
Однако, см.выше, я уже понял свою ошибку.
Почему нет? Как раз параллельное соединение увеличивает суммарную емкость "итоговой" батареи.
Вот Вы сами себе противоречите ))) -
>> если батарейка была на 5000 мАч (т.е. способна выдать 1 ампер в течении 5 часов
т.е., 1А х 5ч = 5ач
>> параллельных -- больше ток.
тогда 2А х 5ч = 10Ач
Итог, в двух тазиках воды в два раза больше, чем в одном. И если из обоих лить воду в одну толстую трубу, то можно горы свернуть ))))).
ЗЫ: скорее всего Вы могли спутать с токоотдачей....
Матчасть нужно предварительно подучить, а потом статьи писать.
При пайке алюминия хорошо помогает таблетка обычного аспирина в качестве флюса. Запах, правда, резкий, но залуживается хорошо. Кстати, ПЕРЕГРЕТЫМ паяльником работать крайне нежелательно - сразу окисляется облуженая рабочая поверхность жала, вследствии чего резко снижается адгезия.
С уважением.
Ну, Вам виднее. Удачи!
Далее, параллельное соединение банок никакого влияния на балансировку не оказывает. Заряд распределяется строго обратно пропорционально емкости банок. Вся тудность только в пайке.