Всем привет.
Не так давно появился в хозяйстве новый самолет. Делался с умыслом влезть в весовые ворота 100 грамм.

Именно при таком весе, аналог данной модели еще как-то планировал. Модель задумывалась, как управляемый паритель (ну или не совсем паритель) для полетов в безветренную погоду, чтобы можно было полюбоваться Южным небом, облаками и водить легкий самолет, управление которым ни к чему не обязывает и не требует напряжения. Но, все пошло не по плану. В процессе изготовления, вес стремительно нарастал, был даже момент, когда мне показалось, что самолет хотя бы войдет в те самые 250 грамм.. Но и этого чуда не произошло.

За прототип был выбран Ту-334, как полюбившийся мне за удобное управление и компоновку с моторами на хвосте, которые нельзя случайно повредить или снести об небольшой камешек. Кроме того, ВПП для модельных нужд у нас нету, поэтому вопрос базирования маленькой модели стоит особенно остро.

Самолет был запланирован небольшой, в масштабе 1/35. Это практически стендовый масштаб. Есть самолеты в М1/38, М 1/43. В данном случае, мы от них не далеко уплыли.

В этом масштабе длина самолета составляет 898мм, размах крыла 847мм, стояночная высота 278мм.

Как делать такую маленькую модель, на момент начала строительства я не знал и начал делать ее так же, как большую, о чем не 1 раз пожалел. Хоть и отбирал самую легкую бальзу, весовые данные определенно не радовали. Из-за стремительно растущего веса приходилось по многу раз все переделывать. Вот, остановимся на крыле. Его конструкции делались из бальзы толщиной 1мм.

Изначально, оно было сделано полностью рабочим. Были работающие щелевые закрылки на обоих секциях крыла, рабочие интерцепторы. На каждую группу отклоняемых поверхностей был свой торсионный привод из 2мм карбонового стержня. И только лиш элероны не делал. Я не могу с полной уверенностью сказать, что они не нужны, но и не могу сказать, что их делать надо. На большинстве лайнеров для управления по крену работают интерцепторы в элеронном режиме. Это же я хотел повторить на модели.

Вот такое изначально было крыло


Снизу это выглядело вот так:

Для уменьшения веса, было решено не обтягивать крыло пленкой снизу, а лиш покрасить.


Весило крыло в сборе, но без серв 82 грамма.

Да, это серьезный вес для такого размера... Было очень жалко переделывать, ибо вся красота от рабочей механизации заменялась на обычные модельные элероны, которыми никого не удивиш и на которые особо не полюбуешся.

Крыло было изготовлено в 2 вариантах: из пены, которое потом при обтяжке скотчем покорежило и 2-й вариант из бальзы, сточенной до 0,5мм. Этот вариант показал куда лучшие весовые данные, изначальный вариант, но все же частично успех лежит на отказе от механизации, которая вместе с кромками и дополнительными поверхностями весит прилично.

Здесь свалено в кучу все, что было на первоначальной версии крыла.

Но, потом я решил отказаться от крепления шасси на крыле. Колея узкая, стойки не складываются.. Зачем в крыло внедрять какие-то дополнительные элементы?

так, основное шасси поселилось на зализе крыла


Больше по крылу ничего особенного, его мы увидим позже на дальнейших фотках.

На самолете установлены самодельные импеллеры, показавшие просто фантастические результаты на стенде.

Для изготовления импеллеров мне понадобились вот такие моторчики Turnigy 1811 Brushless Indoor Motor 1800kv
Товар http://www.parkflyer.ru/ru/product/8476/

и вот такие крыльчатки

Rotor for Hobbyking Alloy 50mm EDF Unit
Товар http://www.parkflyer.ru/ru/product/402561/

Крыльчатки уменьшены в диаметре до 39мм и плотно посажены на ротор двигателя. Мотор перемотан проводом 0,14 в 4 нитки по 22 витка на зуб и уменьшено число магнитов с 12 до 6.

Чтобы не ломать тонкие и очень ломучие выводы обмоток, я сделал вот так


Статор из бальзы, дополнительно окрашен для защиты от воды



На самом же деле получились самые обычные параметры, но если бы я знал об этом заранее...

Мотогондолы сделаны из 2 слоев потолочки и добавили очень много веса. Поэтому они просто оклеены скотчем и окрашены серебристой краской. Такая отделка не очень тяжелая. Прирост веса 2 грамма на каждую мотогондолу.


Электрические параметры импеллера



Регуляторы вот такие

Регулятор скорости TURNIGY Plush 6A /.8bec/6г
Товар http://www.parkflyer.ru/ru/product/4318/


Вот на этом фото заострите особое внимание. Видимо, китайцы меряют тягу точно таким же способом, ибо значение тяги получается в 1,5 раза больше истинного.


Реальная же тяга составила 60 грамм при свежезаряженной батарее.

Больше в самолете ничего необычного нет. Фюзеляж сделан так же, как делают большие модели - шпангоуты + жесткая обшивка. Все из бальзы.

Желание его переделать было перебито простейшим рассчетом, который показал, что в плане веса ничего нового не будет, если делать фюзеляж из пенопласта-25 с толщиной стенки не более 10мм. Поэтому фюз был оставлен как есть. Была предпринята переделать хвостовое оперение, не принесшая облегчения веса конструкций даже на 1 грамм.

Система управления сделана по старым шаблонам, неоднократно применявшимся в моих более ранних моделях (наверное и во многих промышленных), поэтому останавливаться на ней не вижу никакого смысла.

В общем итоге, самолет частично обшит пленкой 90 гр/кв.м. (такая была) которая накинула в общей сложности 30 грамм веса.

При подготовке к пробному взлету самолет был приведен вот в такой вид


Вес в таком виде с батареей получился 307 грамм


Пробный запуск показал, что располагаемой тяги в 120 грамм с трудом хватает, чтобы оторваться от земли, но не хватает для уверенного взлета модели. Ко всему, на этом участке дороги, где производился взлет, всегда дует только боковой ветер. Если смотреть в сторону взлета, то справа на лево.

Собственно, при повороте от ветра, чуда не произошло и самолет упал. Благо, он весит немного и трава спасла его. Отделался 2 незначительными царапинами.


УХХ !!! Самолет цел!


И все довольны



Были предприняты дальнейшие попытки увеличить тягу, чтобы можно было полноценно взлететь.

Для начала были установлены коки вентиляторов. Крепятся они методом приклеивания. Сразу же после застывания клея была произведена балансировка в пределах возможного.



Смонтированы длинные вставки в выходной канал, заканчивающиеся конусами, типа выступающий корпус турбины


Как бы там ни было, обороты двигателя на слух уменьшаются, когда эти хреновины в канал помещаеш.

Да и вид с ними поинтереснее


Данное мероприятие увеличило суммарную тягу на 5 грамм.

Тогда я решил пойти более радикальным путем и перевести силовую установку на 3S.

Заменены регуляторы на более мощные. Старые от 3S работать наотрез отказывались.


Так же была сделана 3S батарейка из 2х 2S.



После установки новых компонентов, вновь была измерена тяга. Ее зачение теперь ровно 200 грамм. Ток увеличился до 6А на движок. Вес самолета так же "немного" увеличился и теперь он составляет 351 грамм.

Правда с моторами возникло еще 1 ограничение: при работе на полном газу в течение более 20сек, появляется запах подгорающей изоляции.

В итоге, пробный вылет все же состоялся, самолет вполне успешно поднялся в воздух. Летит так же, как любой другой 334, построенный мною ранее, с теми же особенностями поведения в воздухе. Рулей слушается, реакции достаточно. Время в воздухе 2:40. После посадки напряжение на батарее 3,85В на банку. То есть, можно летать около 4-5 мин свободно. После полета запаха горелых моторов не было.