ТТХ:
Размах: 1400мм.
Вес: 1800гр.
Профиль крыла: Naca 0014
Двигатель: Turnigy Aerodrive SK3 - 3542-1000kv
Регулятор: TURNIGY Plush 60amp Speed Controller w/BEC
Аккумулятор: 3S 5000mah и 4S 5000mah
Сервомашинки: Corona DS238MG
Давно было желание сделать небольшую пилотажную модель. Причем в электро-варианте: чтобы вышел, аккум вставил и в полет. Так сказать для обучения навыкам пилотажа:)
Долго искал, смотрел чертежи на различных сайтах. Но хотелось какого-то особого дизайна, аля 80-е:)
И решил чертить в Solidworkse. Провозился где-то месяц с чертежом и освоением программы. Вот что из этого получилось:
Можно скачать exe-файл в архиве и покрутить модель.
(new_polnij.rar) (Чертеж.rar)
Материалом планировал использовать бальзу, что явилось некоторым затруднением в проектировании - т.к. раньше я ее использовал по минимуму, и идеи приходили на основе обычных материалов.
Начал строить. Фюзеляж - два листа бальзы, 3мм. Стрингера - рейки 5*5, утоншающиеся к хвосту. Шпангоуты и боковины - фанера 3мм. Сразу и лючок сделал.
Здесь при проектировании есть недоработка, а именно - я сделал фюзеляж у носа суживающимся(боковины сходятся). А на деле оказалось не так легко было согнуть рейку+бальза+фанерная боковина. В следующий раз буду делать прямой фюзеляж, от мотошпангоута до задней кромки крыла. На вид практически не влияет, зато делать проще в разы.
Зашиваем все это дело бальзой 2мм. Вроде бы и меньше можно, но тогда руками будет продавливаться. И получаем... гирю. На тот момент эта конструкция показалась излишне прочной и тяжелой. Вес к сожалению не помню.
Изначально сервомашинки планировал внутри фюзеляжа и крыла. Но не найдя подходящих боуденов, поставил снаружи. Крыло - стандартное, наборное из бальзы. Лонжероны - сосна (8*4 вроде, утоншающая к законцовкам), между ними стенка из бальзы, в центре фанерная бобышка - для придания угла V.
Элероны, стабилизатор, киль и рули также наборные - два листа 1мм бальзы, между ними рейки -нервюры, кромки из бальзы. Просто и быстро. Правда в стабилизатор вклеил дополнительный лонжерон из двух полок сосновой рейки 8*2 и бальзы между ними.
Вот что получилось:
Итого: пустая тушка получилась весом 800гр. Много это или мало для 1.4м? Я считаю что многовато. Можно и легче. Да только нужно ли? Это все таки пилотажка, а не планер. Меньше на ветер реагировать будет.
Ну а дальше дело техники: оклейка пленкой, установка электроники, изготовление капота и фонаря.
Вес электроники меня поразил: 900гр!!! Там правда один аккум. на 400гр тянет.
Пленка, которая оказалась в наличии - синяя, очень тяжелая. После оклейки модель прибавила еще 100гр. Да и цвет прямо скажем так себе. Украсил оранжевыми полосками, чтобы верх от низа отличать.
Под завершение проекта то ли от усталости, то ли от того что хочется уже что-нибудь другое сделать, начинаешь упрощать путь и временные затраты.
В итоге серво поставил снаружи. На крыле сверху - т.к. посадка в траву. От шасси отказался, т.к. летаю с поля. Хотя с шасси она смотрелась бы совсем по другому...
Осталось сделать кок и посадить пилота :) Но уже хотелось испытать.
Испытания.
Первый полет производил на аккуме 3S 5000mah. Что могу сказать: на 1/3 газа спокойно летит в горизонте, на 1/2 газа - с разгончику можно крутить пилотаж, на полный - свечой с места идет вверх.
Модель скоростная. Винт пока стоял складной, 13*5. Надо винт с большим шагом, хотя бы 11*6 - вот тогда это была бы точно гонка.
Ведет себя предсказуемо. Пилотаж практически одинаков что в прямом, что в перевернутом положении. Бочки ровные. Что нравится, что за ручкой ходит плавно, как надо - возникает ощущение единства с моделью.
Маленько покрутился перед камерой. Уже 2 года в основном планерами занимался, и пилотажный комплекс забыл, да и рука уже не та. Надо теперь потренироваться в симе, чтобы фигуры выходили как надо, а не как получится :)
Замечу что 4S 5000mah ведет себя в полете еще лучше - весь пилотаж в 1/2 газа, больше 3/4 газа давать страшно, да и ни к чему. При этом аккумулятор чуть теплый.
Вообще в полете создается ощущение, что модель - пушинка, что в ней и нет тех 2кг - так легко она взмывает вверх.
Ну и как водится - видео первого и последующего полетов.
Несколько выводов по технологии изготовления и чертежу. То что будет написано ниже - мнение автора, а не истина во плоти, оно может не совпадать с вашим :)
Потратив 3 недели на чертеж и изучение программы - понял, для себя, что для подобных моделей это вообщем то ни к чему - на коленке быстрее сделаешь, чем будешь прочерчивать всякие там лючки и прочие мелочи. По сути весь чертеж сделан только для того, чтобы посмотреть на дизайн, полюбоваться. А достаточно пару-тройку чертежей на бумаге, в полный размер. Ну или отдельные фрагменты на ПК чертить, но не весь самолет.
К тому же крыло прекрасно чертится в программе Profili.
Кстати, и чертить бы ничего не стал, а взял за образец вот эту модель: http://hobbyport.ru/mk_other/models/8301_uchebnaya_dlya_asov.htm
По материалам: 2500р ушло на бальзу, около 1000р на пленку. В итоге 3500р.
Считаю использование бальзы для подобных моделей излишне дорогим.
В след. раз сделаю что-то похожее, как в предыдущей ДВС пилотажке: Пилотажка из сосны+206
30 янв. 2015 г., 20:49:21 | Сергей Лисов Ярославль
Статья http://www.parkflyer.ru/blogs/view_entry/10578/
А именно: фюзеляж из 4 сосновых реек. Сверху/снизу либо пенопласт, либо шпангоуты и рейки. Просто, прочно и дешево.
Крыло тоже можно упростить. Сделать в два раза меньшее кол-во нервюр. Лобик: или пенопласт, оклееный бумагой, либо полунервюры. Сами нервюры - или из фанеры с облегчениями, или из ели - дощечек толщиной 2мм.
Оклейка обычной цветочной пленкой, окраска из баллончика. (можно окрасить пленку изнутри, предварительно распылив на нее разведенный клей Момент, но в принципе и снаружи краска норм держится. Дольше, чем обычно живут подобные модели). Да и раскрасить можно так, как захочется, а не какая пленка есть у тебя в наличии.
Отношение к этой модели - как к учебной. Соответственно и подход должен быть соответствующий. Нет смысла строить из более дорогих материалов, когда можно сделать проще и дешевле, не потеряв ни в характеристиках ни во внешнем виде. И тогда можно спокойно летать вверх ногами на бреющем :)
Глядя на Солидовские скрины у меня устойчивая ассоциация с Р-51 "Мустангом")))))).
Только потоньше и поспортивнее выглядит. Судя по звуку на видео, приличная вибрация винта у тебя. Хотя, это, возможно из-за того, что он складывающийся. Поставь простой, при аккуратных посадках в траву, ничего с ним не случится.
Да, винт пока поставил как есть :)
Сама модель вообщем то хороша, а вот с расцветкой я не угадал - все равно в небе трудно читается где верх, а где низ.
Сегодня на слете СЛА в Гаврилов-Яме отлетал два раза :)
Какой мотор стоит на самолете, представленном на фотографии, я сказать не могу - не помню, и капот снимать лень, аккумулятор емкостью 2200 mah 3 банки, размах этого самолета 1350мм, полетный вес 950 грамм. Этот самолет сделан из фанеры от фруктовых ящиков, авиамодельной фанеры, толщиной 3мм для ответственных деталей, пеноплекса, обтяжка упаковочной пленкой. Про упаковочную пленку хочу сказать особо. Монокот 1 квадратный дициметр весит порядка 0.62 гр, а 1 кв. дицеметр этой пленки весит 0.12 гр. У упаковочных пленок, на мой взгляд, один недостаток - нет чисто белого цвета. Может и есть где, но я не нашел. А низкий полетный вес нужен прежде всего для хороших взлетно-посадочных характеристик. Пацаны у нас летают на пилотажках размахом от 2х до 3х метром и полетным весом до 14 кг, все красиво кроме посадки - очень высокая посадочная скорость. Мы с сыночком (закончил 2 класс) ходим на полеты - играем в пилота и диспетчеров. Диспетчеров много, как то: диспетчер пункта руления, диспетчер старта и т.д.. Сынок уверенно летает, попадает на проселочную дорогу и садится с фазой выдерживания очень гладко и красиво, и причиной тому не только личное мастерство, а прежде всего низкая нагрузка на крыло. В пректе хотим сделать двухмоторную модель самолета, похожую на новый чешский самолет EV55. А Вам плюс большой конечно.
По поводу веса - крайнее время планерами занялся. Вот там вес точно, основной критерий. Особенно для металок. :)
Да, вес важен. Но я делал модель под конкретный движок, а он тягой 2 кг. Поэтому и хотел выйти изначально на вес около 1400-1600гр. Тут каждый прав по своему - меньше нагрузка, легче летать, посадка проще, и при потере скорости более адекватно себя ведет - все плюсы. Да только в ветер уже не полеты, а борьба с ним. Этому же ветер побоку, летает как истребитель. Все конечно должно быть в своих пределах. Конкретно для этой модели, с этим движком идеальный вес был бы 1400гр.
P.S. Молодцы что вместе летаете с сыном! Скоро сможете и воздушные бои устраивать! ;)
Сделаете следующую модель без бальзы, проиграете в весе или во внешнем виде модели. Это проверено. А на модель большего размера надо еще больше бальзы. Тут дело не в стоимости, а в желаемом результате. Не останавливайтесь на достигнутом.
Складной проп - от Бланика. Удобно - т.к. посадка скоростная, что называется носом в землю - проп всегда целый. Да и в полете - на пикировании газ убрал - сопротивление уменьшилось, экономия батареи. Хотя это наверное только на ощущениях, чем толку батарее от этого. Короче пока поставил что было в наличии, попозже сделаю пару-тройку из березы, с разными параметрами.
Если можно. Какая тяга в статике?
29 апр. 2014 г., 0:08:04 | Сергей Лисов Ярославль
Статья //www.parkflyer.ru/blogs/view_entry/7905/ Приходилось в основном на 3/4 газа тогда летать. И могу сказать что 3S аккум. для него маловато. Лучше 4S. А если 3S, то емкостью побольше.
Хотя и тогда для такой большой модели 3S 5000mah хватало на 30-50мин полета.
Здесь же хватает и того и другого на 10-12 мин, не сажая их до конца.
Выставляйте Ваши полёты - они действительно вызывают приятные ощущения.