Уже больше года прошло, как я, можно сказать, заново стал авиамоделистом после пятнадцатилетнего перерыва. Уже давно разбита первая Цессна, еще одна подарена начинающему, уже перешел на более крупные модели, но до сих пор периодически возникает весьма популярный вопрос: «А из чего сделать вот это вот?»

И вот захотелось собрать в кучку свои знания по данному вопросу, а заодно других почитать в комментариях, ибо у каждого в запасе не один десяток таких «лайфхаков»…
Из покупного материала на первом месте конечно будет:

Потолочная плитка и Подложка под ламинат - это основной строительный материал большей части авиамоделей. Потолочка обычно толще и жестче, каркасы и силовые элементы лучше делать из нее. Подложка тоньше и более гибкая, что удобно на полукопийных моделях при изготовлении фюзеляжа и крыльев, в которых используются шпангоуты и нервюры.
Пеноплекс – хороший и легко обрабатываемый материал, одной только наждачкой можно с куска пеноплекса «выстругать» деталь практически любой формы. Но очень легко мнется, даже пальцами.


В канцелярских магазинах найдутся деревянные линейки и скотч. Линейки – это лонжероны, моторамы, усиления для сервомашинок, лыжи и прочее. Скотч – основа красоты и прочности модели. Без него модель выглядит скучной, и оказывается непредсказуемо ломкой при авариях.


Ну, и конечно клеи: для потолочки, ПВА и эпоксидка, в том числе и «пятиминутка». Первый и второй есть в большинстве магазинов, третий – чуть более специфичен, хотя пятиминутку я находил и в гипермаркетах. Кроме того, могут пригодиться и супер-клеи, но пенопласт они разъедают.

А дальше речь пойдет о том, что не стоит выбрасывать (или, уж извините, придется прихватить с помойки), если вы занимаетесь авиамоделизмом:


Фанерные ящики для фруктов – первоклассный источник легкой фанеры, ее еще называют «апельсиновой», хотя мне попалась с ароматом груши и персика. ;-)


Пластиковые
(питьевые) и полиэтиленовые (от бытовой химии) бутылки. Первые применяют в первую очередь для изготовления фонарей кабин («бутылочная технология»), вторые – при изготовлении петель и не только.



К слову, для «бутылочной технологии» вместо дерева можно использовать строительные пеноблоки – они очень легко обрабатываются обычным инструментом (я пилил простой ножовкой по дереву и доводил наждачкой, гораздо проще и быстрее, чем дерево).


Кроме линеек в качестве усиления повсеместно используются бамбуковые палочки.
Можно (или нужно?) купить пакет бамбуковых шпажек, - я их часто использую для изготовления тяг, или найти в хозмагазинах целый бамбуковый коврик, в нем бамбучины длиной до 1 метра, что позволяет использовать их при изготовлении фюзеляжей.
Кроме того, в ход хорошо идут и китайские палочки для суши, они толще, один конец обычно квадратного сечения, хорошо подходят для моторам.

А еще супруга недавно купила орхидею в гипермаркете, и с цветком шла вот такая бамбуковая палка – длинная, ровная и покрашенная.

При изготовлении шасси может пригодиться еще больше различных материалов.


Например, жестяные банки и велосипедные спицы. Жесть пригодится для основы шасси, спицы – для всей конструкции. Главное заранее приобрести припой и паяльную кислоту (впрочем, об этом весьма популярно рассказал и показал Сергей Шевырин).
Можно использовать и металлические пруты, например от садовых пластиковых цветов-светлячков, я их видел в гипермаркетах.

Кроме того, на небольших моделях, можно сделать стойку шасси из дюралевой стыковочной ленты для линолеума.
Где-то читал, что для пилотажек использовали даже ручку от пластикового ведра. Думаю, что не лишено смысла.


Стержни от шариковых ручек, соломинки от коктейля и трубочки от воздушных шариков и флажков – идеальные боудены, но можно использовать и для колес.
Недавно я наловчился делать самодельные колеса из пенорезины. Источником материала оказались коробки от планшетов и телефонных чехлов (на работе наковырял), а также основы от симкарт (или пластиковые карточки) и стержни от ручек.

Технология простая до безобразия. Вырезаем и обрабатываем с помощью дрели и наждачки два кружочка из пластика, зажимаем между ними кружок пенорезинки большего диаметра, обрабатываем той же наждачкой, склеиваем эпоксидкой, вклеиваем вместо стягивающего болта стержень от ручки и все!


Из пластиковых карт можно вырезать кабанчики для небольших моделей, хотя они иногда выдергиваются при авариях. Надежней будет самодельный кабанчик из пластикового строительного уголка.


Если в коробке под кроватью завалялся старый CD-DVD привод, то его тоже не стоит выбрасывать. В первую очередь из него пригодятся направляющие, это такие стальные штыри диаметром 3 мм. Они идеально подходят для замены погнутого вала двигателя, например вот такого.
Есть умельцы, которые и сам двигатель CD-привода переделывают на авиамодель (была статья на Паркфлаере). Ну, а кроме всего этого, с привода пригодятся и болтики, для крепления того же двигателя или тяг.


Старые (ну, или новые для убежденных холостяков) капроновые колготки + эпоксидка – неплохая замена «бутылочной технологии». Особенно если нет возможности обработать деревянный брусок или пеноблок для болвана. При использовании колготок болван можно сделать из пеноплекса или потолочки, затем обернуть полиэтиленовым пакетом (к нему не липнет эпоксидка), а дальше дело техники. Впрочем, об этом есть отдельные статьи.


Уже полгода с работы таскаю «липучки» от модемов. В коробке с модемом лежит вот такая самоклеющаяся липучка, причем она великолепно приклеивается к потолочке. Удобно внутри модели на таких липучках размещать регулятор, приемник, пищалку о низком заряде и прочее.


От различных упаковок можно использовать пластик для изготовления петель, например те же коробочки от телефонных чехлов или от зарядок.


Для фиксации колес и для крепления тяг часто использую клеммники, которые обычно всегда валяются в чемоданчике с инструментами. Хотя в продаже их тоже в избытке.


Крышки от стеклянных банок с недавнего времени тоже не выбрасываю. В них удобно разводить эпоксидку в небольших количествах. В больших же количествах эпоксидку проще разводить в пластиковых стаканчиках.


При изготовлении самодельных Y-кабелей, обычно остаются лишние разъемы на обрезках. Если взять провод из сетевого кабеля (он же витая пара), то с помощью паяльника и термоусадки можно сделать удлинитель любой длины.


С прошлой работы супруги осталось несколько бейджиков на магнитах. Магниты весьма суровые, сразу же пошли в дело – фонарь на ЯКе держится на одном таком магните. Насколько я знаю, в типографских и канцелярских магазинах эти бейджики продаются.

Вот и все мои "лайфхаки" авиамодельные. Очень хочу услышать Ваши советы по использованию подручных материалов. Например, я так и не нашел нигде замену вала двигателя диаметром 5 мм, вдруг в какой-то компьютерной железке он есть?!

P.S. Если где-то на фотографиях проскакивает торговая марка - это ни коим образом не реклама, просто так получилось!

Спасибо за внимание!