Большинство моделистов строящих трикоптеры ,сталкиваются с проблемой как сделать повортный механизм -наиболее сложный узел из всей конструкции. Из промышленных готовых вариантов бывает вариант с приводом на шестернях,остальные варианты используют либо шарнирно-сферические узлы , либо изготавливаются из комбинации покупных кронштнйнов для поворотных стоек для шасси ,некоторые обладатели 3D принтеров печатают сами.
Приобретя контроллер для коптера, я то же столкнулся с такой проблемой и нашел пару доступных решений не требующих капиталовложений ,специального оборудования и много вемени для их изготовления.



На одном из форумов нашел вот такие диалоги о преимуществах и недостатках трикоптеров :
На просторах сети Вы можете найти вот такие варианты кронштейнов:



Учитывая отсутствие покупных шарниров и пластиковых кронштейнов у меня в наличии , что-то сложное выпиливать и клеить в виде проушин не хотелось.Посмотрев что я имею в своем арсенале , сделал то что и предлагаю ниже.
Надеюсь что миф о сложности поворотного узла будет развеян и трикоптеры не будут более вымирающим видом .

Фактически все поворотные кронштейны можно разделить на две категории :поворотно-консольные которые соосны с лучом коптера и навесные -поверх балки и соосные с сервоприводом.

Итак для постройки первого варианта кронштейна- навесного соосного с севоприводом и монтируемого поверх балки (луча) любого профиля потребуется следующие детали , которые найдутся в арсенале почти у каждого моделиста : винтовые клемные зажимы для проводов ф 3мм, направляющий стержень ф 3мм( от старого CD-DVD рома или стержень от отвертки подходящего диаметра) , фольгированный стеклотекстолит толщиной 1,5-2мм .

Согласно типоразмера применяемого мотора изготавливаем любым доступным способом (выпиливание или на ЧПУ )из стеклотекстолита опорную поворотную площадку и фундаментную пямоугольную пластину под неё.
Привожу чертежи деталей под размеры БК А2212 так как я использовал эти двигатели , если у Вас другой размер то примените свои размеры и форму поворотной части на свое усмотрение.

Для резки на ЧПУ: (РАМАКОПТЕРА.frw) ,(РАМАКОПТЕРА.dxf)



Далее размечаем места на поворотной площадке и опорной пластине под винтовое крепление зажимов-кронштейнов и под крепления двигателя .

Сверлим отверстия ф2,5мм и вставив ось в кронштейны крепим винтами зажимы с фольгированной стороны , при необходимости подкладываем шайбы или укорачиваем винты ,что бы не зажаимало ось. По краям опорной пластины сверлим крепежные отверстия под винты М3 .Под опорную пластину проложиил с клеем 4мм стеклотекстолит(можно набор из пластин того же фольгированного стклотекстолита) для придания прочности и поднятия оси на уровень сервомашинки.


В одном из зажимов - кронштейнов сверлим сбоку отступя от края 4мм отверстие ф1мм под П-образную проволочную скобу для соосного сочленения с качалкой сервомашинки. Вставляем сталистую проволоку ф1мм и изгибаем как на фотографии ,выдерживая межцентровое расстояние равное отверстиям в качалке.
Примерно до половины в одной плоскости запиливаем уступы на валу равные длине бронзовых кронштейнов для фиксации винтами.



Устанавливаем узлы на поворотной площадке.


Убедившиь в плотном прижиме кронштейнов к фольге на поворотной площадке и легком вращении оси на опорной площадке , дополнительно для придания прочности по бокам припаиваем оловом кронштейны к фольге , так как тело кронштейнов в резьбовой части тонкое и имеет 3-4 нитки резьбы (для усиления конструкции на случай ударов при неудачном пилотировании). Сочленяем обе части осью , убеждаемся в полной соосности конструкции и отсутствия осевого люфта (радиальных люфтов быть не должно ,так как оси с сидирома плотно сопрягаются с зажимами).

Для фиксации винты заливаем цапон лаком или клеем.
Собираем поворотную и опорную часть.
Из алюминевого уголка делаем кронштейн для сервомашинки с двумя винтами М3 для крепления к балке.
Совмещаем поворотный кронштейн через тягу с качалкой рулевой сервы и все совместно вставляем в предварительно сверленные отверстия на балке коптера , при необходимости изменения центровки по высоте прокладываем регулировочные шайбы. Подключаем серву и пробуем в работе.



Второй вариант изготовления поворотного кронштейна ( торцово -консольный) можно сделать из тех же деталей.
В торцовой части балки (круглой ,квадратной , швелерной ) необходимо закрепить кронштейн - фиксатор с отверстиями для фиксации неподвижной оси . На поворотном кронштейне применить те же электро зажимы 2 или более штук и на свободном торце оси сделать лыски или кольцевую канавку для фиксации кронштейна стопорным кольцом или стопором из того же электрозажима с винтами и установить кабанчик для сочленения с сервомашинкой .
Те кто имеют детали с СД рома , в частности пластмассовую каретку от лазерной оптики могут попробовать использовать её отпилив лишнее и закрепив под поворотной площадкой . Пластмасса кареток довольно прочная , но думаю в случае удара может не выдержать.
Для примера фото набросок такой конструкции . Делать эту конструкцию не стал , та как соосная конструкция с сервой более простая и как мне кажется надежнее.


Описывать постройку коптера не буду, в сети много статей .За основу взял статью о постройке Петра Рыбнина , спасибо ему большое: Трикоптер своими руками. +144
3 янв. 2016 г., 22:23:13 | Пётр Рыбин Нижний Новгород
Статья http://www.parkflyer.ru/blogs/view_entry/13097/

Надеюсь мои советы облегчат постройку трикоптеров всем желающим и пополнят их ряды .
Всем удачных полетов!