Всем доброго времени суток!

Статья была написана еще в 2014 году, но по техническим причинам опубликовать я её так и не смог. Она была утеряна. И спустя время, разбирая скопившийся хлам, я наткнулся на черновик этой статьи и решил всё-таки её опубликовать.

Хочу поделиться с Вами приобретением моих первых навыков в построении радиомоделей самолетов и рассказать о первых летных шагах по небу.

До недавнего времени летающие модели были только мечтой. Эта сфера деятельности была для меня недостигаемой. Казалось, что стендовое моделирование – это мой предел. Но мечты сбываются, если к ним стремиться.

Тот день мне запомнился очень хорошо. День был отличным: лето, солнышко, дует слабый теплый ветерок, по голубому небу плывут рваные кучевые облака, вокруг все цветет, а пение птиц просто завораживает. И в этот прекрасный день чисто случайно мне удалось поприсутствовать на облете одной из моделей у знакомого товарища. Модель была сделана собственными руками, которая чем-то была похожа на “EXTRA”. Выполнив предполетную подготовку, около метровый летательный аппарат взмыл в небо. Хотя завидовать плохо, но я с такой завистью наблюдал, не отрывая глаз, за полетом модели, что сам думал взлечу от ощущения восторга. Ох, как ловко он ей управлял: виражи, бочки, горки, мертвые петли и т.д. Просто дух завараживало. После этого дня я долго не мог отойти или просто придти в себя. В голове крутились мысли: он сам спроектировал, построил, облетал модель; он, получается, и конструктор, и инженер, и, вдобавок, летчик. Одна модель – которая объединяет в себя ряд конструкторских соображений и одни из самых лучших и интересных профессий в авиастроении. Вот решил и я попробовать. Он смог осуществить свою мечту, а я чем хуже? Надо же с чего-то начинать. Лишь бы было бы терпение, стремление, желание и, конечно же, любовь к небу, к авиации.

Конструкцию для постройки первой модели выбрал несложную, одну из самых простых. Подыскав себе на выбор несколько вариантов чертежей, среди которых была и знаменитая “Цесна-150”, решил остановиться на модели ЛМ-17. .Сделав заказ с нужной электроникой с запасными комплектующими, чтобы была, так сказать,”Аптечка”, я приобрел необходимый для постройки материал и инструменты и приступил непосредственно к постройке модели. Трудностей в сборке никаких не было. На сайте, где нашел информацию о модели, было все подробно изложено http://luckytech.ru/category/avia/postrojka-samoleta-iz-potolochki. Как только пришел заказ, я полностью укомлектовал модель электроникой и сделал необхадимые настройки.

Практически паралельно ЛМ-17 я начал постройку второй модели “Funtana”. Если ЛМ-17 являлась моделью класса типа “Тренер”, то “Funtana” предназначалась для акробатических и 3D полетов. Конструкция модели также не представляла собой сложности и была достаточно проста в постройке. (FUNTANAMINI.0a6cc607d248c5d4885fc43dd54e1705(1).bmp) Две полностью готовые к полету модели самолетов в боевой готовности. Осталось дождаться летной погоды и вперед.



Зима 2014 была достаточно теплой, с погодой более менее везло. К первым практическим полетам я приступил в середине февраля. Снега практически совсем не было. На симуляторе потренироваться, к сожалению, не удалось, так как не было USB шнура от аппаратуры к ПК. Решением было приступить к приобретению летных навыков сразу на практике полетов без подготовки на авиасимуляторе.

Вот наступил тот день, когда погода нормализовалась, и пришло время испытывать свою первую модель. Первой моделью был ЛМ-17. Несмотря на то, что я живу в селе, поблизости подходящих мест для полетов просто нет. Поэтому приходится выходить на полеты за лес в поле.

Какое же приятное, волнительное ощущение перед первым полетом! Даже испытываешь некий мандраж. Незабываемое ощущение. Мои первые попытки взлета закончились, как я и предпологал, неудачными. Модель запускал с руки. На первых попытках взлета я то газ мало давал, то резко стиком джойстика влево или вправо двигал. В результате – падения, благо без особых повреждений. Модель удалось запустить с третьего раза. На третьей попытке взлета самолет удалось удержать в полете около десяти секунд, и это было достаточно не легко. Ее болтало из стороны в сторону, на малейшие откланения рулей реагировала очень резко, после чего я не смог справиться с управлением, и модель столкнулась с землей. Так я познал, что такое “Морковка”. В результате ЛМ-17 разбит и восстановлению не подлежит.

С облетом модели “Funtana” тоже сложилось все не самым лучшим образом. Самолет потерпел крушение, в результате чего ему оторвало ГО (горизонтальное оперение), сломало мотораму, вырвало сервопривод на ГО. Но, к счастью, восстановлению модель подлежит.

Но все равно, сколько осталось положительных эмоций. Какой-никакой, а первоначальный опыт получен. Желание конструировать, летать стало еще больше.

Вывод от первых полетов был следующим: пока есть время до летнего сезона полетов, необходимо сделать очередной заказ с комплектующими, а самое главное – со шнуром к авиасимулятору и пройти на нем первоначальный курс обучения полетам.

Пока очередной заказ был в пути, почитав, форумы, статьи, поработав над своими ошибками, я приступил к постройке второго опытного образца ЛМ-17 “ОП-2”. В конструкцию модели внес ряд изменений: сделал прямоугольное крыло, добавил V-крыла, применил угол крыла пять градусов относительно набегающего потока воздуха, сделал профиль крыла, раму крепления крыла, - крыло стало съемным, - ГО и ВО сделал из двойного слоя потолочки, увелочил аккумуляторный отсек.

Как только пришел заказ со шнуром и появилась возможность тренироваться на авиасимуляторе, я приступил к тренировкам. Особых трудностей в пилотировании моделей у меня не было. Основной задачей было понять полет модели в пространстве, не перепутать лево и право, когда модель летит от себя и на себя и т.п.

И так, наступил апрель. ЛМ-17”ОП-2” был готов к полетуи ждал своего часа. Полет модели состоялся в конце апреля. Но и эта модель была обречена. Из-за своей невнимательности при настройке модели, неправильно настроил РВ(руль высоты). Дефект я обнаружил поздно, придя в поле готовя самолет в полет. Пройдя неблизкий путь до места полетов, отменять, а тем более возвращаться домой, ой как не хотелось. Поэтому решил всё же поднять модель в небо. Взлет был достаточно уверенным. Продержав самолет в полете ококло пятнадцати секунд, ошибившись в управлении, я пчти вертикально воткнул ЛМ-17”ОП-2” в планету. В результате – “краш”: модель сломало пополам, две сервы вышли из строя,деформировало крыло и фюзеляж. Конечно же, не стоило облетывать модель. Нужно было бы вернуться домой и перенастроить ее снова. Сколько труда и все в один миг разбил. Вот результат моей невнимательности. Как-никак, но урок все же получил, пусть и печальный. Для себя сделал большой вывод, что нужно большое внимание уделять настройке самолета перед полетом, проверять отклонения всех рулевых поверхностей управления.

Уцелевшие элементы модели пошли на постройку третьего опытного образца ЛМ-17”ОП-3”. Внешне модель ничем не отличалась от второго опытного образца. Изменения были только в конструкции фюзеляжа. Фюзеляж и головную часть корпуса, - мотораму и аккумуляторный, - я по бокам усилил деревянными линейками.

Облет третьего образца состоялся в майские праздники. К сожалению, видео первого полета нет, поэтому попробую рассказать на словах. Дело было к вечеру. Находиться на улице было очень приятно: тепло, ни единого ветерка. Погода стояла просто отличная. Запуск модели осуществлялся по-прежнему с руки. Снова волнение, легкий мандраж. Проверив и убедившись в правильности отклонения рулевых поверхностей, я был готов к запуску модели. Я переместил стик газа на джойстике на полную мощность и подбросил модель в воздух, и ЛМ-17 начал уверенный набор высоты. Набрав высоту, я установил газ примерно на 50% и отбалансировал самолет, после чего установился устойчивый горизонтальный полет. Управлять моделью было одно удовольствие. Она была послушна в управлении и поддавалась простейшим фигурам высшего пилотажа, хорошо планировала с отключенным двигателем. Отлетал я в этот день два успешных полета, примерно по 20 минут каждый, пока не сели аккумуляторы. Облетом ЛМ-17”ОП-3” я был очень доволен. Мои первые два успешных полета – моя первая маленькая победа.

Данные модели:

Длина: 733мм

Размах: 838мм

Полетный вес: 540гр

Двигатель: FC 28-22 бесколлекторный Outrunner 1200kv
Товар http://www.parkflyer.ru/ru/product/5354/


Пропеллер: Hobbyking™ Пропеллер 8x4 Черный (CCW) (5 шт. в упаковке)
Товар http://www.parkflyer.ru/ru/product/103128/


Аккумулятор: Аккумулятор литий-полимерный ZIPPY Flightmax 1300мАч 3S1P 20C
Товар http://www.parkflyer.ru/ru/product/6308/


Регулятор: Регулятор Birdie 20A Brushless ESC w/ 2A BEC
Товар http://www.parkflyer.ru/ru/product/115089/




Вот дело дошло и до модели “Funtana”, пролежавшая на полке чуть больше двух месяцев после февральского краша, и я приступил к ее восстановлению.

После восстановления, подготовив модель к полету, пришло время ее облета. Облет прошел также успешно, как и с моделью ЛМ-17 ОП-3. Модель хорошо пилотировалась, легко выполняла фигуры высшего пилотажа.

Данные модели:

Длина: 790мм

Размах: 800мм

Полетный вес: 430гр

Двигатель: FC 28-22 бесколлекторный Outrunner 1200kv
Товар http://www.parkflyer.ru/ru/product/5354/


Пропеллер: Hobbyking™ Пропеллер 8x4 Черный (CCW) (5 шт. в упаковке)
Товар http://www.parkflyer.ru/ru/product/103128/


Регулятор: Регулятор Birdie 20A Brushless ESC w/ 2A BEC
Товар http://www.parkflyer.ru/ru/product/115089/


Аккумулятор: Аккумулятор литий-полимерный ZIPPY Flightmax 1300мАч 3S1P 20C
Товар http://www.parkflyer.ru/ru/product/6308/


В итоге, я имею две летные модели, которые прекрасно подходят для получения первоначальных летных навыков. Над ними я начал активно работать в июне и 2014 и работаю по сей день. Летать стараюсь как можно чаще, ведь летчик обязан, он должен летать, для поддержания и получения летных навыков. Без практики полетов он – никто. Полеты начал фиксировать на камеру с фотоаппарата, который надеваю на лоб при помощи ремешков от старого налобного фонарика. Из архива видеоматериала полетов попробовал смонтировать свой первый небольшой ролик полетов моделей ЛМ-17”ОП-3” и “Funtana” ЛМ-17”ОП-3” и “Funtana”
В периуд с 2014 по 2016г начал осваивать полеты на моделях Як-52

F-18”Hornet” – к сожалению на четвертом полете потерпел крушение

На базе ЛМ-17, взяв самое лучшее от предшественников и внеся ряд доработок, сопроектировал свою модель и назвал ее А-1”Пчёлка”. Основное назначение – получение первоначальных летных навыков. На ней я летаю и по сей день.



В голове крутятся много разных проектов, так что будет над чем работать и поразмышлять. Вам желаю успехов в труде и чистого неба!

Спасибо за внимание.