На этом ресурсе много прекрасных материалов о том, как и что соединять, причём в нескольких вариантах от нескольких авторов. Посему, чему-то научить нет задачи, решено просто поделиться ещё одним трёхметровым проектом нашего авиамодельного кружка. Кстати, вот он:

Кстати, и чертежи совершенно бесплатно... (но об этом далее)
Всё началось с отпуска. Думаю, что ничего нового не скажу. Вероятно, всё, как у всех: "как-то раз, совпали у нас с женой отпуска..."
Когда собирали чемоданы для поездки на море, стало сразу понятно, что количество её вечерних платьев превышает в разы количество моих двух шорт. Хотя, есть ещё и джинсы, но это "в дорогу", они выглядят прилично, я бы даже сказал, красиво. Пришлось взять с собой ноут, чтобы хоть как-то сравнять наши шансы на интересный вечер.
Бесполезное изображение из себя полуфабриката не приносило огромного удовольствия, так как находиться под солнцем мне не очень нравится, а цели стать котлетой не было, я практически созерцал окружающий мир из тени и не только событий.
Море, чайки и всё включено, очень быстро меня убедили, что следующим проектом должен стать радиоуправляемый гидросамолёт. Делать всякую американщину - отстойно: как не посмотришь на всякие буржуинские и наши чемпионаты, так там или они, или фрицы. Нужен был наш самолёт. И вообще, наша русская авиация неправильно забыта в отечественном моделизме, ну очень мало, практически единичные экземпляры, имхо, даже у пилотажников одни катаны и эйджики, как-то это не "по-бразильски". В сетке ничего приличного из чертежей не нашёл, поэтому решено было рисовать. Понравился наш гидросамолёт, летающая лодка Бе-8, конструктор Бериев. Рассматривал ещё, как варианты Кор-2 и Ш-2, но...
Сначало хотел отпенолётиться, чтобы особо не заморачиваться, но вспомнил, что у меня без дела лежит бензиныч дома, скучает по небу. Мотор остался от радиоуправляемого двухметрового гидросамолёта бивер. Чтожжж, гидросамолёт - так гидросамолёт. Надо делать с размахом крыла... метра два, да.
Нашёл в сетке какие-то картинки и начал рисовать, точнее - обрисовывать. Так как всякие мощные графические пакеты на походную печатную машинку не установить, начал отрисовку старинным, дореволюционным способом. Выбираешь, более-менее ровную картинку из интернета понравившегося самолёта. Копируешь-вставляешь в любой графический редактор, где можно пользоваться слоями. Например, на основном слое у тебя вставлена картинка самолёта, очень важно, чтобы на этой картинке гидросамолёт был изображён в трёх проекциях (виды спереди, сверху-снизу, сбоку), как минимум. Важно! Все три проекции гидросамолёта должны быть на одном листочке-картинке. И то не факт, что они будут ровными. Поэтому, просто рекомендую пользоваться средней линией. Чертите среднюю линию фюзеляжа гидросамолёта, обводите правую (или левую, какую вам удобнее) половину и просто отражаете её зеркально. Тогда у вас обе половины будут точно математически симмертичными, одинаковыми. Да, чуть не забыл, на чертеже-картинки должны быть ещё поперечные сечения фюзеляжа, это будут потом ваши шпангоуты. Их тоже чертить половину и зеркально отражать (переворачивать) относительно уже их средней линии. Типа такого:

На следующем слое обрисовываешь контуры гидросамолёта и все другие линии, которые есть на картинке. Только после окончательной обрисовки выделяешь всё и масштабируешь до нужных тебе размеров - просто растягиваешь мышкой с сохранением пропорций удерживая какую-то клавишу внизу-слева. Когда размеры гидросамолёта утверждены женой: на все твои восторженные восхищения обводами, плавностью линий, изяществом очертаний и размером она говорит: "ничё так, а что это такое?", можно приступать к следующему этапу - купание в бассейне.
В общем, за время короткого отпуска отрисовки шпангоутов и нервюр удалось победить. Многослойный чертёж элементов выглядел так :

Конечно же гораздо лучше иметь программу для черчения в 3D, чем чертёж 3D держать в голове, постоянно представляя, как эти детали на плоскости должны соединяться в модели... Но, на походном старинном компе, такие мощные приложения не установить, а таскать в отпуске ещё один "чемодан" нет желания. Это же всё таки отпуск, надо отдыхать. Теперь, надо было посмотреть результат картинок в жизни. Распечатал самые маленькие детальки от подкрыльевых поплавков на обычном принтере. И чтобы не портить дорогостоящий материал, вырезал эти детальки из обычной потолочки. Надо было всётаки убедиться, что всё стыкуется нормально. Из потолочки и "не дорого", и собирать легче, и если что, то можно вносить сразу изменения в конструктив. Получились вот такие поплавки:


Надо бы проверить теперь элементы и покрупнее... Естественно, выбор пал на фюзеляж. Принцип тот же, что и с поплавками. Единственное - пришлось повозиться с настройками принтера, чтобы можно было распечатать большие детали на листках обычного домашнего формата А4. Или можно воспользоваться специальными программами для распечатки больших изображений на маленьких листах( прога типа про постер). Печатаешь, вырезаешь, склеиваешь обычным малярным (бумажным) скотчем, потом шпангоуты из бумаги обводишь на потолочной плитке или тонком пенопласте и собираешь, как конструктор, весь фюзеляж радиоуправляемого гидросамолёта. Получилось так.


Это только основные конструктивные элементы... Всё, вроде нормально стыковалось, не смотря на то, что в отпуске было всё включено и не всегда стыковалось.
И вот, когда уже всё было готово для изготовления первых настоящих деталей... Как-то подозрительно коротким выглядел фюзеляж... Проверил мотораму... И, о, ужос! А мотор то не подходит. "Маловата кольчужка" оказалась. А отпуск уже закончился. Копий не сохранял, думал, проскочу по-быстрому. Обязательно делайте копии и сохраняйте все этапы процесса. В общем, чертить свё заново времени уже нет, да и желание пропало.
Далее идёт обзац, который хочется пропустить и не вспоминать, как и печаль по утрате собственных отрисовок. В качестве рекомендации скажу только то, что если вы кому-нибудь, за что-нибудь платите деньги, то не договаривайтесь по телефону, а постарайтесь предельно чётко сформулировать и зафиксировать ваши договорённости на "бумаге" - в электронном письме. Особенно сроки(!) И не платите всей суммы сразу(!) Иначе, вы неизбежно столкнётесь с быдлячеством. В общем, заплатил за чертёж в августе 2016, и до сих пор... Ну, да ладно - сам виноват, что уши развесил.
Если у вас есть двигатель, то лучше всего (хотя это и не единственный вариант) начинать чертить модель "от моторамы" и от неё уже вытягивать остальные размеры.
Для сборки такой большой конструкции нужен стапель. Стапель замутили из обычных пресовок, из которых делают обычную мебель, столы всякие, тумбочки...

Потом ножки переделали, из двух частей, чтобы можно было регулировать высоту столешницы от пола. Это очень удобно при работе, удобнее, чем залазить на табуретку.
Пока запиливали стапель, начал делать подкрыльевой поплавок гидросамолёта Бе-8. Вырезал шпангоуты и лонжероны, собрал всё на двух алюминиевых трубках.

Для того, чтобы было удобно обрабатывать, чтобы не держать в руках всю конструкцию, в обычной доске просверлил два отверстия под трубки и вуаля - получается памятник. Теперь можно спокойно обтянуть бальзой низ поплавка.

Естественно, бальзу распариваешь, а оставшийся кипяток в стаканчик для чаепития. Лишнее срезаешь и "сухариком", оставшимся после чаепития. Сверху так же одеваешь на трубки лист бальзы, приклеиваешь по центру.

После приклейки распариваешь бальзу и она сама выгибается, как ей лучше. По этим "волнам" разрезаешь и внахлёст всё стягиваешь резинкой или тонким скотчем.



В итоге, таким образом всё приклеиваешь на свои места, отрезая лишнее. Иногда получается, что-то такое:

Хотя, гораздо правильнее зашивать внутренние пустоты так как делают на F4D моделях - "толстые" листы бальзы вклеивают между шпангоутами и сошкуривают лишнее, предавая нужную, гладкую форму любому изгибу. Потом, если всё срастётся, то переделаю. И обводы таким образом ровнее и шпаклевать меньше... Пока развлекались с поплавками для гидросамолёта... начали собирать хвостовое оперение. Здесь ничего необычного. Вырезаешь, склеиваешь, зажимаешь на стапеле (если есть).


Задние кромки, для облегчения, хотел сначало сделать бальзовыми. Потом решил, что, как у настоящего гидросамолёта Бе-8 рули будут обтянуты тканью, а она - тянет будь здоров. Если вы собираетесь зашивать рули полностью бальзой, тогда можно и задние кромки тоже делать бальзовыми. Задние кромки на рулях высоты, киле и элеронах сделали из 3 мм фанеры, как и большинство других деталей. Тут и стапель собрался :-) И давай на него нанизывать, подпирая разными обрезками...
О! А вот и мой помошник нарисовался, главный по замесам ))) Ему респект и уважуха, не иначе )))) Это папа одного из кружковцев, он любезно согласился помогать в этом проекте.

В результате плучился вот такой дирижабль, ой, гидросамолёт. В общем, за январь-февраль у нас получился основной конструктив.

Пришло время вынимать трубу. А куда, на что, поставить фюзеляж? Сейчас-то он держится на трубе-стапеле... Надо придумать подставку. Решили одной гранатой поймать всех зайцев сразу: совместить эту подставку с коробкой для перевозки и чтоб на берегу было куда самолёт поставить, и т.д., и т.п.
За основание взяли 6 мм фанеру в неё надо вклеить внешние обводы шпангоутов, штуки четыре, на днище, сбоков приделать крепёж для бортов коробки, и заодно какие-нибудь держатели для крыльев и стабилозатора сделать, чтобы всё было в одной коробке. И для перевозки удобно и на месте заплыва-залёта есть куда самолёт поставить, и защитить можно от чаек ))) Фанерное днище оказалось тяжёлым. Стали думать, как сделать подставку-ящик, чтобы было лёгким, прочным и ещё само передвигалось. Решили делать из алюминиевых профилей.
Пока возимся с коробкой, собираем крылья. Так же как и стабилизатор. Стапель (очень удобно использовать обычную столешницу), отметки, термоклеем фиксируем какие-то треугольнички, зажимаем-выравниваем нервюрки...


Всё собирается "на сухую" вначале, после окончательной подгонки и касяцких исправлений - склеивается. Дальше, совсем ничего нового: надо установить оборудование, обшить бальзой и покрасить. С увеличением светового дня сокращается время на сидение в "подвале"...
Главное, что хотелось сказать - это то, что нет ничего невозможного, было бы желание.
Кстати, если кто хочет сделать такой же самолёт самостоятельно, то вам совершенно бесплатно тот самый архив с чережами. Архив можно скачать бесплатно по ссылке.
Всем удачных полётов и строек. Всё будет хорошо. Спасибо за просмотр.