Здравствуйте, дорогие авиамоделисты!
Представляю Вашему вниманию новое своё творение - модель нашего легендарного воздушного "грузовика" ИЛ-76.
Кому интересно - заходим и читаем)))).
Воодушевлённый неплохо себя показавшим импеллерным Як-40
Як-40 мой первый лайнер на импеллерах+324
4 сент. 2016 г., 16:29:28 | Дмитрий Киселёв Ярославль
Статья http://www.parkflyer.ru/blogs/view_entry/13861/

решил я замахнуться на что-то большее. С двумя импеллерами получилось, может попробовать четыре? Четырёхмоторных моделей у меня ещё не было. Почему бы и нет?
Просматривая разные варианты, приглянулся мне Ил-76. Тем более, что таких моделей практически никто не строил. А ведь это один из самых массовых самолётов, до сих пор находящихся в строю.
Ну, в общем, как всегда, потянуло меня на экзотику. Проект обещал быть долгим, пришлось запастись терпением. Обычно на проектирование и постройку модели, у меня уходило около 3-х месяцев. Но, как оказалось, не в этом случае. Забегая вперёд, скажу, что потратил на эту модель почти полгода. Да и вообще, для меня в этой модели много новых моментов. Это и четыре мотора, и стреловидное крыло, и размер, и вес... Всё это впервые. Ну, тем этот проект и интереснее.
Ну ладно, хватит лирики, теперь по делу.
Масштаб, исходя из имевшихся у меня в наличии комплектующих, а именно импеллеров, получался примерно 1:18. Это размах 2,8 м. Наивно предположив, что смогу уложиться в 7-8 кг полётного веса, решил применить импеллеры, как на Як-40, т. е. 70 мм. Позже понял, что в планируемый вес не попадаю. Но отступать некуда, чертежи готовы и другой силовой установки у меня нет.
Технологии и материалы всё те же, что и на предыдущих моделях - фанера, бальза, плёнка, и т. д.
Конструкция фюзеляжа обычная - набор фанерных шпангоутов и стрингеры из сосны и бальзы. Правда пришлось его сделать разборным, из двух частей. Иначе в моей тесной комнатке такая "торпеда" просто не поместится. Да и в машину тоже. Стыковочные шпангоуты сделаны сразу за крылом и делят фюзеляж на две части. Так выглядит передняя часть:





Основных стоек шасси у прототипа четыре, и на каждой по четыре колеса.
Кинематика уборки у меня упрощённая, без поворота стоек, как на настоящем Ил-76. Просто будут убираться "под брюхо". Ну и створки, конечно же))))). Стойки сделал из алюминиевых трубок и стальных направляющих от старого принтера. Внутри пружины.



Механизм уборки всех четырёх стоек сделал общим. Один вертикальный винт М6 вращается через пару шестерёнок, небольшим моторчиком. Ползунок тянет через мощные тяги две траверсы, к которым и присоединяютса сами стойки. Верхнее и нижнее положение ограничивается с помощью концевых выключателей. Схема управления мотором тоже самодельная.





Створки шасси навешены на пластиковые петли и приводятся в действие 9-граммовыми сервами, посредством тяг из алюминиевой проволоки.



А вот так стал выглядеть обшитый 1,5 мм бальзой фюзеляж, точнее передняя его часть. Такая вот "сигара" получилась:




Для уборки носовой стойки шасси я применил обычный электрический ретракт и покупную стойку. Доработал только нижний рычаг. Теперь он из толстого стеклотекстолита, надеюсь, выдержит нагрузки.


Обшита хвостовая часть фюзеляжа.
Между собой обе части соединяются с помощью алюминиевых трубок Ф15мм и стягивются пятью винтами с барашками. Винты вклеены в шпангоут хвостовой части. Доступ к ним при сборке, осуществляется через большой люк вверху центроплана. Там же будет размещаться вся электроника. Электропроводка обеих частей фюзеляжа соединяется с помощью разъёма DB-9, на фото это видно.





Ноздри воздухозаборников получились довольно коряво(((((. Как мог, пытался поправить это дело шпаклёвкой, но получилось так себе.... Ну не моё это... Ладно, как говорится - и так сойдёт.



Соединил обе части и ужаснулся размером. Более 2,5 метров в длину! Хотя на фото не выглядит таким длинным...


Да, кстати! В хвостовой части фюзеляжа сделаны открывающиеся створки грузового отсека. Может быть захочется потом грузы сбрасывать на головы зрителям или десант какой))))).


Привод каждой створки от отдельной микросервы. Управление через секвенсер, подобный тому, что установлен для управления шасси и их створками. Во нагородил!!!))))).



Так же предусмотрен механизм перестановки стабилизатора, в + и в - на несколько градусов. Всё по-взрослому))))).



Он управляется мощной сервой, установленной под килем, доступ к которой, как и к серве руля направления осуществляется через открытые створки грузового отсека.



Стабилизатор съёмный, крепится на двух винтах М4. Для усиления, внутри карбоновые трубки. Обшит бальзой.
Конус обтекателя из фанеры, бальзы, пенопласта и всего, что под руку попало)))). Половинки руля высоты приводятся в действие каждая своей сервой. Правда качалки спрятать внутрь не удалось, толщина стабилизатора не позволяет. Но, надеюсь, это не сильно испортило внешний вид модели.





Ну, половина работы сделана, пора и к крыльям приступать. А там сложностей не меньше, пожалуй и поболее будет. Механизация у Илюши довольно развитая. Попробую, может и не в полном объёме, но воплотить. Закрылки и предкрылки точно сделаю.

Для сборки крыльев пришлось собрать импровизированный стапель из мебельных досок. Вот так это всё выглядит в процессе сборки консоли:



Внутри установлена целая система качалок и тяг для управления двумя секциями закрылков и одним длинным, во всю длину консоли, предкрылком. Выпуск закрылков и выдвижение предкрылка происходит одновременно от одной мощной сервы. Повозиться пришлось изрядно, чтобы заставить работать всю эту конструкцию. Но в итоге всё получилось. Жаль, забыл заснять это хозяйство((((.




Снизу крыла, возле законцовок, расположены выдвигающиеся вместе с предкрылком рулёжные фары. Они выдвигаются вместе с выпуском предкрылков. В них стоят яркие СМД светодиоды тёплого цвета. Свет таких диодов выглядит более реалистичным, чем ксеноновый свет обычных белых светодиодов. Так же сделаны АНО в законцовках, тут применил обычные светодиоды красного и зелёного цветов.




Элероны управляются такими же низкопрофильными сервами, как и рули высоты.



Предкрылок состоит из фанерных и бальзовых нервюрок и обшит бальзой только с передней стороны. Он крепится в трёх местах к текстолитовым рычагам, которые выдвигаются по траектории дуги из передней кромки крыла. Угол отклонения предкрылка при этом такой же, как и на прототипе - 15 градусов. Закрылки при этом отклоняются на угол 45 градусов.

Проложив проводку к двигателям и сервам внутри крыльев, обшил их почти полностью 1,5 мм бальзой. Закрылки и элероны полностью не обшивал, только лобики.


Крылья насаживаются на две алюминиевые трубы 25 мм и стыкуются с центропланом с помощью шпилек М5 с барашками. Доступ к ним так же, через большой люк центроплана. Электропроводка, как и на стыке фюзеляжа, соединяется через разъёмы DB-9 , прикрученные к стыковочным нервюрам. А вот провода, идущие к моторам приходится соединять с регуляторами вручную.

Мотогондолы сделаны по той же технологии, что и фюзеляж, обшиты бальзой. Они могут отсоединяться от пилонов, кроме того, мотогондолы сделаны разъёмными вдоль на две половинки, для доступа к импеллерам. Входной и выходной каналы из плотного ватмана, покрашены изнутри акриловыми красками.


Попытался собрать воедино все части самолёта. Ширины комнаты в обычной хрущёвке явно недостаточно, пришлось одно крыло выставить в проход)))))). Ничего себе размерчик!





Вот добрались и до обтяжки. Плёнку я применил обычную, с ХК, я привык с ней работать, мне нравится.
Цветовая схема стандартная для данного типа самолёта. Белый верх фюзеляжа, серый низ и крылья. По бортам синие полосы. Только надписи "АЭРОФЛОТ" не хватает))))).







Немного мелкой отделки: покрашены колёсные диски, сделаны мигающие маяки наверху центроплана и под брюхом, возле грузовых створок, сзади, на копчике белый светодиод. Так же нанесены надписи и бортовые номера.







Спереди сделал тоже выдвижные рулёжные фары. Они выдвигаются и включаются в посадочном режиме, вместе с фарами на крыльях.



Аккумуляторы изначально планировал разместить в передней части фюзеляжа перед центропланом, для чего сверху была сделана съёмная крышка. Но, как оказалось, центровка получилась слишком передней. Догружать хвост и увеличивать и без того немалый вес самолёта совсем не хотелось. Тогда было решено разместить их в центроплане, рядом с остальным оборудованием. Там они довольно компактно и расположились. ЦТ получился при этом около 23%, что вполне меня устроило. Регуляторы находятся там же, в фюзеляже, длинными оказались только провода, идущие к моторам, но без этого никак, самолёт-то не маленький и короткими проводами не обойтись.
Бортовое питание разделено на несколько групп. Так, как в регуляторах имеется четыре источника питания по 5 В 3 А, не было смысла городить отдельный аккумулятор для питания борта. Основные органы управления питаются от ВЕСов двух регуляторов, с диодной развязкой. От третьего ВЕСа питаются вспомогательные системы - шасси, створки и закрылки. Четвёртый ВЕС питает БАНО, фары и другие светодиодные излишества)))))))). Честно говоря, уже и сам плохо помню всю электросхему. Надо было сразу рисовать.

Ну, вроде бы всё готово, осталось упаковать модель и испытать Илюшу в полёте.
На одни только чехлы для перевозки частей самолёта, ушёл почти рулон 8 мм теплоизоляции. Но иначе нельзя, пока погрузишь в машину (весьма небольшую), пока везёшь.... Так спокойнее.

Честно говоря уже при мыслях о первом взлёте этого монстра, не побоюсь этого слова, у меня начинали трястись колени и дрожать руки)))))). Да и вообще, очень меня напрягала получившаяся в итоге тяговооружённость. Это около 5 кг тяги на 10 кг взлётного веса. Полетит ли?

Но вот наступил тот день и час! Погода прекрасная, первый за всю весну по-настоящему тёплый день. Правда ветер не совсем нужного направления. Дует по диагонали полосы. А я так надеялся на помощь встечного ветерка при первом взлёте.
При помощи друзей принесли мы составные части аэроплана на место сборки и закипела работа)))).





Вот всё и готово!
Я не суеверен и спокойно отношусь к съёмке модели перед первым полётом. Так что снимали все, кто хотел.





Ну, всё, пора в небо!
С прошлого сезона не летал ни разу, но, думаю, руки не забыли, как работать стиками передатчика))))).
Экономя заряд аккумуляторов, не стал кататься по полосе, а сразу порулил к торцу взлётки. Она у нас длиной метров 80, думаю. При такой тяговооружённости, разбег обещал быть длинным.



Закрылки в положении взлёта. Двигаю стик газа и Илюша начинает разбег. Сразу же потянуло вправо - огромный киль играет роль флюгера и стремится поставит самолёт носом к ветру. Стараюсь вернуть его на центр полосы, но всё равно неудержимо тянет к краю, где лежит много вещей и других моделей. Да ещё коллеги с камерами и смартфонами столпились именно в этом месте.... Полный газ... Плавно потянул на себя и.... Илюха оторвал колёса от земли-матушки и красиво пошёл в набор.
Ни фига себе! Это же только середина полосы, метров 35 - 40 всего разбег получился!
Щёлкаю тумблером, убирая шасси. Мало ли что... Вдруг в поле на брюхо сажать придётся, шасси точно этого не переживут.
А ведь летит! И совсем неплохо! Разворачиваю самолёт и пытаюсь лететь прямо. Отпускаю стик руля высоты и Илюша пополз вверх. Ладно, триммер пока трогать не буду, попробую перестановку стабилизатора. Щёлкаю тумблер и стабилизатор уходит в плюс на несколько градусов. Вуаля! Модель пошла прямо в горизонте. И тут я вспоминаю, что закрылки-то до сих пор во взлётном положении! Вот почему он так стремился к кабрированию. Убираю закрылки, стабилизатор в ноль. Всё в порядке, летим довольно ровно.
Честно говоря, с убранными закрылками скорость совсем не маленькая. Особенно по ветру. Хотя газ сброшен почти до половины. И тем не менее вполне устойчиво летит. Вот тебе и тяга 0,5)))). А то привыкли, единицу им подавай)))))).
При разворотах приходится слегка помогать руддером. Это нормально, высокоплан всё-таки.
Разворачиваю против ветра и выпускаю закрылки в посадочное. Естественно предкрылки тоже вышли. И вот летит Илюха, растопырившись закрылками и сверкая фарами.... Красота, одним словом.
Но это всё осознаёшь потом, глядя на фото и видео. А пока не до красоты. Ноги-то ещё дрожат! Но пальцы вроде пока слушаются, и то хорошо.
Запищал, выставленный на 5 минут, таймер передатчика. Всё, пора домой, на землю то есть. Делаю ещё круг и на траверзе выпускаю шасси. С такого расстояния не видно, вышли или нет. Уже приблизившись по глиссаде, вижу - шасси в порядке. Прибираю газ, тяну... Ещё чуть-чуть... В метре над полосой, в самом её начале убираю газ. Перед самым касанием показалось, что сейчас рухнет. Инстинктивно дёргаю руль высоты на себя, резче, чем следовало бы. Самолёт резко встаёт на дыбы и сбросив тем самым скорость, чуть не зацепив хвостом асфальт, мягко плюхается на колёса и катится дальше.
Разворачиваюсь и подруливаю на стоянку.
Ну вот и всё! Свершилось! Первый полёт состоялся!
Мандраж прошёл и облёт, считаю, был успешным.

Всем, дочитавшим сие повествование до конца, огромное спасибо.

Выкладываю видео первого полёта как есть, без купюр:



Вот ещё нарезал из фотографий, под классную песню Николая Анисимова "Илюша-грузовик"



Вот ещё небольшое видео работы механизмов самолёта:



Полёт на празднике в Мигалово (г. Тверь)



Вот ещё киношка с того же мероприятия.



ТТХ
Размах - 2,8 м
Полётный вес- - 10 кг

Силовая установка:
4 х EDF 70
Регуляторы - 4 х 60 А
Аккумуляторы 2 х 5s5200mAh45C
Материалы:
Фанера 3 мм, бальза, плёнка

Ну вот и всё вроде. До новых встреч, друзья!