Никто особенно не приставал ко мне с просьбами выложить чертежи самолета IAK-12 или Звезда 3D но моделистов, которые отложили мою конструкцию в избранное, было не мало. Понятно, что чертежи представляют для них некоторый интерес. Я вынужден извиниться за задержку, но дело не в сложности подготовки чертежей. Мне хотелось пощупать машину в деле, посмотреть, что надо доделать или изменить, определиться с силовой установкой. Это заняло прилично времени. Зато теперь я уже буду говорить об окончательном варианте самолета.
Начну по порядку, сначала первые впечатления. Полетал на модели я уже немало и убедился, что машина конкретно заточена на 3D. Конструкция очень жесткая. Эффективность всех рулей, в том числе и РН, на высоте. Скорость вращений во всех плоскостях просто невероятная. Должен признаться, что случился даже некоторый казус. За что боролся, на то и … ну, вы в курсе. Машина показала, на каком, увы, не высоком уровне находится мое умение пилотировать. Я за ней местами просто не успеваю. Приходится осторожничать, снижать расходы, не крутиться слишком низко.
Теперь о доработках. Ничего, собственно, не потребовалось. Все продумано. Единственное, что сделал – поставил винглеты. Не очень большие, но, все же, фигуры на ноже получаются заметно четче.
По поводу силовой установки. Борьба за жесткость привела к некоторому утяжелению планера, по сравнению с предыдущим самолетом IAK-11. Поэтому изначально я поставил более мощный мотор Turnigy 2217 с паспортной тягой в районе 1 кг.
Turnigy 2217 16turn 1050kv 23A O...
Товар http://www.parkflyer.ru/ru/product/1083625/
То ли акки у меня были старые, то ли сам мотор поизносился, но мне не понравилось. Не тянул.
Приобрел еще мощнее - Turnigy Sk-3 1340kV.
Turnigy Aerodrive SK3 3530-1340kv Brushless Outrunner Motor
Товар http://www.parkflyer.ru/ru/product/1931551/
Ну, и свежих акков до кучи. Получил «ракету». Но вес мотора и регуля к нему на 40А, сделал нагрузку на крыло очень не комфортную для пилотажа.
Тогда решил попробовать поставить легкий мотор L2210A от IAK-11 (регуль 30А) .
Turnigy L2210A-1650 Brushless Mo...
Товар http://www.parkflyer.ru/ru/product/1083173/
Статический тест тяги меня поверг в некоторый ступор. Этот легковес со свежей батареей и винтом 8045 выдал тягу в районе 1100г. При этом позволил сэкономить 50 г веса! Взлетный вес в результате получился 550г. Нагрузка на крыло в районе 25 г/дм2 , что вполне приемлемо. Проверка этого варианта силовой установки в полете подтвердила, что это лучший выбор для данного самолета из того, что у меня есть.
Кстати, хочу ненароком заметить, что размер носового приборного отсека вполне позволяет нормально отцентроваться со всеми вышеперечисленными движками, весьма отличающимися друг от друга по весу. В основном за счет перемещения аккумулятора.
Наконец, чертежи. Опять-таки, прошу прощения за формат – это картинки и Эксель. Пока с другими форматами у меня не ладится.
В Экселе: (чертеж3D-Star.xls)
В картинках:
Чтобы получить трафареты нервюр, совсем не обязательно пересчитывать координаты, хотя я предусмотрел такую возможность в файле Эксель. Я делал просто. Картинка профиля в Экселе может растягиваться и сжиматься по горизонтали и вертикали, т.е. мы можем на экране изобразить профиль с любыми пропорциями просто деформируя диаграмму профиля. Необходимые пропорции каждой нервюры указаны на чертеже разметки крыла. Указаны длина и максимальная толщина профиля нервюр. Надо только подогнать картинку под нужные размеры, перевести её с экрана компа на бумагу и вырезать.
На закуску, как обычно, ролик одного из последних полетов. Не то, чтобы похвастаться (особо не чем), а в подтверждении, что все рекомендации работают.
Новых моделей и красивых полетов!
Красивых моделей и новых полетов!
PS
Полетав пару месяцев, решил увеличить размер и изменить форму винглетов, чтобы повысить их эффективность. Хотелось уменьшить скорость выполнения ножевых фигур. Понятно, скорость вращений при этом падает, но в данном случае это не принципиально, поскольку её хватает с избытком. Вроде не плохо получилось, можно летать спокойнее. Размеры на фотке.
Надо только учесть, что винглет должен быть достаточно жестким, поскольку он нависает над элероном и при прогибе может мешать его работе. Поэтому, если винглет делать из одного слоя потолочки, как это сделано у меня, его надо усилить по оси симметрии карбоновым прутком диаметром 1,5 мм.
Внешний вид стал даже интереснее.
Теперь о доработках. Ничего, собственно, не потребовалось. Все продумано. Единственное, что сделал – поставил винглеты. Не очень большие, но, все же, фигуры на ноже получаются заметно четче.
По поводу силовой установки. Борьба за жесткость привела к некоторому утяжелению планера, по сравнению с предыдущим самолетом IAK-11. Поэтому изначально я поставил более мощный мотор Turnigy 2217 с паспортной тягой в районе 1 кг.
Turnigy 2217 16turn 1050kv 23A O...
Товар http://www.parkflyer.ru/ru/product/1083625/
То ли акки у меня были старые, то ли сам мотор поизносился, но мне не понравилось. Не тянул.
Приобрел еще мощнее - Turnigy Sk-3 1340kV.
Turnigy Aerodrive SK3 3530-1340kv Brushless Outrunner Motor
Товар http://www.parkflyer.ru/ru/product/1931551/
Ну, и свежих акков до кучи. Получил «ракету». Но вес мотора и регуля к нему на 40А, сделал нагрузку на крыло очень не комфортную для пилотажа.
Тогда решил попробовать поставить легкий мотор L2210A от IAK-11 (регуль 30А) .
Turnigy L2210A-1650 Brushless Mo...
Товар http://www.parkflyer.ru/ru/product/1083173/
Статический тест тяги меня поверг в некоторый ступор. Этот легковес со свежей батареей и винтом 8045 выдал тягу в районе 1100г. При этом позволил сэкономить 50 г веса! Взлетный вес в результате получился 550г. Нагрузка на крыло в районе 25 г/дм2 , что вполне приемлемо. Проверка этого варианта силовой установки в полете подтвердила, что это лучший выбор для данного самолета из того, что у меня есть.
Кстати, хочу ненароком заметить, что размер носового приборного отсека вполне позволяет нормально отцентроваться со всеми вышеперечисленными движками, весьма отличающимися друг от друга по весу. В основном за счет перемещения аккумулятора.
Наконец, чертежи. Опять-таки, прошу прощения за формат – это картинки и Эксель. Пока с другими форматами у меня не ладится.
В Экселе: (чертеж3D-Star.xls)
В картинках:
Чтобы получить трафареты нервюр, совсем не обязательно пересчитывать координаты, хотя я предусмотрел такую возможность в файле Эксель. Я делал просто. Картинка профиля в Экселе может растягиваться и сжиматься по горизонтали и вертикали, т.е. мы можем на экране изобразить профиль с любыми пропорциями просто деформируя диаграмму профиля. Необходимые пропорции каждой нервюры указаны на чертеже разметки крыла. Указаны длина и максимальная толщина профиля нервюр. Надо только подогнать картинку под нужные размеры, перевести её с экрана компа на бумагу и вырезать.
На закуску, как обычно, ролик одного из последних полетов. Не то, чтобы похвастаться (особо не чем), а в подтверждении, что все рекомендации работают.
Новых моделей и красивых полетов!
Красивых моделей и новых полетов!
PS
Полетав пару месяцев, решил увеличить размер и изменить форму винглетов, чтобы повысить их эффективность. Хотелось уменьшить скорость выполнения ножевых фигур. Понятно, скорость вращений при этом падает, но в данном случае это не принципиально, поскольку её хватает с избытком. Вроде не плохо получилось, можно летать спокойнее. Размеры на фотке.
Надо только учесть, что винглет должен быть достаточно жестким, поскольку он нависает над элероном и при прогибе может мешать его работе. Поэтому, если винглет делать из одного слоя потолочки, как это сделано у меня, его надо усилить по оси симметрии карбоновым прутком диаметром 1,5 мм.
Внешний вид стал даже интереснее.
На "разметке" черным указаны не нервюры, а место их контакта с панелью. Это нужно для точной промазки клеем.
256-72=184 это как раз длина корневой нервюры, она указана на "разметке панели крыла" красным (184х40). Там же красным пунктиром показано, где полжение носика этой нервюры в проекции на панель. А размер 200 это необходимая ширина потолочки, чтобы нормально легла на нервюру с учетом кривизны.
PS если бы я стал повторять эту модель,то выкинул бы пару шпангоутов за крылом и по паре нервюр с каждой консоли. Имхо прочность бы не пострадала, а похудеть грамм на 100-15 модели притендующей на 3D не мешало бы.
2217 явно лишний для данной модели,опять же имхо для нее явно бы хватило 2214 и батарею поменьше емкостью. Кстати свой 2217 убил первой же морковкой,такое ощущение что шары в подшипниках ни разу не каленые,а выполнены из мягкой инструментальной стали. После овоща мотор стал неприятно на слух работать. Открыл подшипники,а там вмятины на шарах.
Согласен, с весом я слегка перебрал, но это в угоду жесткости. Никому не запрещается вносить изменения в конструкцию согласно своего мировоззрения, но тут я за результат уже не гарантирую.
Если внимательно прочитать данную статью (согласен, напрягает), то можно догадаться, что оптимальным для самолета я считаю мотор L2210A. Он заметно легче 2217-го.
PS
Нарисовал стрелочки, может понятнее будет.
X-Dream хороший самолет. Без малого три года летал на нем чуть ли не каждый день. Жив, курилка, до сих пор.
+