Попал тут мне в руки убитый ретракт для диагностики…
В общем, у коллеги-моделиста вышел из строя ретракт.

Avios Yakovlev Yak-52 Electric Metal Retract Set
Товар http://www.parkflyer.ru/ru/product/1920648/


Собственно, эта система выпуска шасси состоит из двигателя с редуктором, передающим вращение на ходовой винт привода шасси, и печатной платы, на одной стороне которой установлены электронные компоненты схемы управления, на другой ее стороне установлены две кнопки-концевика.
Останов двигателя по конечным точкам перемещения шасси осуществляется нажатием кнопки-концевика ходовой гайкой механизма в крайнем положении привода шасси.

Схема управления (у меня отсутствует и здесь не приводится) включает в себя одну неопознанную микросхему (традиционно на корпусе нет обозначения ни с одной стороны), несколько резисторов-конденсаторов и моста на биполярных транзисторах, в диагональ которого включен двигатель привода шасси.
Примерная структурная схема такова (рис.1):

В ходе диагностики установлено, что вышли из строя два транзистора из четырех. Замена их на исправные ни к чему не привела. Пассивные элементы исправны, а микросхему, увы, заменить нечем.

Было принято решение изготовить внешнюю плату управления. Выбран релейный вариант управления, который соизмерим по стоимости с мостовой схемой на транзисторах, но гораздо проще в части монтажа, степени сложности.
В качестве дешифратора PWM была использована плата управления из сервопривода SG90, как самого дешевого донора ))), стоимостью около 70руб на Алиэкспрессе.
Как извлечь плату из корпуса сервопривода и подготовить ее к использованию, написано в статье

Сервопривод. Жизнь после смерти.+258
23 мая 2015 г., 2:38:03 | Андрей Горбачев Иваново
Статья http://www.parkflyer.ru/blogs/view_entry/11631/


Работа схемы.
Схема (рис. 2) рассчитана на управление сигналом, изменяющимся дискретно от "<40%" до ">60%", т.е. величина, отличающаяся на 10% в обе стороны от нейтрали (50%), например, задаваемым с помощью тумблера на пульте. Поэтому в схеме отсутствуют элементы, устраняющие дребезг, который будет наблюдаться вблизи нейтрали (положения "50%" = середина хода стика).


В исходном состоянии механизм привода шасси, а именно – ходовая гайка (а значит и стойка шасси), находится в произвольном положении, орган управления на пульте – в положении "убрать шасси".
При подаче напряжения питания ретракта на одном из выводов платы сервопривода DA1 (скажем, выводе "А") появится положительное напряжение, которое через резистор R2 подается базу транзистора VT1, транзистор открывается и срабатывает реле К1. Реле К1 своими контактами К1.1 подключает левый (по схеме) вывод двигателя М1 к плюсовому проводу питания. Правый вывод двигателя М1 через контакты реле К2 (К2.1) подключен к минусу питания. Двигатель включается, и ходовая гайка начинает движение по винту, убирая шасси. Дойдя до крайнего положения, ходовая гайка нажимает на кнопку-концевик SQ1, его контакт замыкается и напряжение на базе транзистора VT1 становится равным нулю, что приводит к закрытию транзистора VT1, отпусканию реле К1 и отключению двигателя. Контакт реле К1.1 переключает левый (по схеме) вывод двигателя М1 к минусовому проводу питания, обеспечивая короткое замыкание обоих выводов мотора для его торможения.
В положении «выпустить шасси» органа управления на пульте аналогично работают транзистор VT2 и реле K2.
В положении «нейтраль» (50% PWM) органа управления на пульте – не работает ни одно реле, двигатель – в режиме тормоза.

Настройка.
Настройка сводится к установке подстроечным резистором (или подбором плеч делителя на постоянных резисторах – см. статью по ссылке) нейтрали.
При выполнении настройки вместо двигателя для визуализации можно включить маломощную лампочку.
Подключаем устройство к приемнику в любой канал, на котором есть возможность выставить произвольное значение задания, например – канал газа, установив стик на пульте в среднее положение.
Медленно вращая подстроечный резистор R1, добиваемся отключения обоих реле (по погасанию лампочки), дребезг при этом должен отсутствовать. Собственно, здесь не критично: пусть будет "не совсем середина" и "не совсем без дребезга" – я, ведь изначально говорил, что схема будет управляться дискретно, сигналом от минимума до максимума задания, минуя точку нейтрали (напомню, у меня она составляет 50%).

Конструкция и детали.
Со штатной платы следует удалить все элементы, за исключением кнопок-концевиков.
Конструктивно устройство выполнено в виде отдельной платы (рис.3, рис. 4), которая с помощью кабелей подключается к приемнику с одной стороны (вход PWM на плате сервопривода обозначен буквой "S") и кнопкам-концевикам и двигателю – с другой.



Подстроечный резистор R1 размещен на плате сервопривода поверх микросхемы и впаян в штатные отверстия для датчика положения в плате сервопривода (это видно на рис. 3).
Размер собранной платы - (ДхШхВ) 40х18х13мм, вес (без проводов и разъемов) составляет около девяти грамм.
Чертеж платы: (plata015.lay6)

Пайка кабелей производится непосредственно к печатным проводникам платы, а к кнопкам-концевикам на штатной плате ретракта - к контактным площадкам, с которыми эти кнопки соединяются. Для этого следует предварительно выполнить поиск таких площадок методом «прозвонки». В моем случае, один из выводов каждой кнопки-концевика был соединен с общим проводом (минус питания), второй вывод – к контактным площадкам, предназначенным для пайки выводов микросхемы.
При установке штатной платы в корпус ретракта необходимо следить за соответствием направления движения механизма и местоположения соответствующей отключающей кнопки-концевика.

После наладки собранная плата обтянута термоусадкой.
DA1 - плата управления – от сервопривода SG90.
VT1, VT2 – КТ315Б. Подойдут любые маломощные транзисторы n-p-n с током коллектора от 50мА.
R1 – 4.7кОм. Может быть применен любой подстроечный резистор с номиналом в диапазоне от 3.3кОм до 5.6кОм.
R2, R3 – 3,3кОм. Могут быть применены резисторы с сопротивлением 2.2кОм …5.1кОм.
VD1, VD2 – КД522Б. Могут быть применены любые диоды с прямым током от 100мА.
SQ1, SQ2 – штатные кнопки-концевики на плате ретракта.
К1, К2 – TR5V l-s-z с обмоткой, расчитанной на напряжение 5В. Подойдет любое реле с напряжением срабатывания 3.5...4В, током обмотки 30-70мА, переключающей группой контактов и допустимым током через контакты от 1А. Также подойдет реле с обмоткой, рассчитанной на напряжение более пяти вольт с изменением схемы питания в части транзисторов VT1, VT2 (рис. 5).
М1 – штатный двигатель ретракта
Сх – штатный конденсатор ретракта, припаянный заводом-изготовителем ретракта непосредственно к выводам двигателя.

При замене компонентов следует иметь ввиду, что придется менять топологию печатной платы, ее размеры, а замена реле на более мощные потребует соответствующей замены транзисторов и диодов.


Заметки на полях.
К сожалению, данная схема не полностью замещает функционал штатного устройства, а именно - не обеспечивает функцию ограничения времени работы двигателя. Но, как показала практика, время полного хода механизма составляет несколько секунд, а штатное ограничение времени работы (например, несрабатывание кнопки-концевика при его поломке) – около 30 сек.
Кстати, заклиненный двигатель этого ретракта потребляет ток более 1А при 5В.

Данную схему можно применить и для управления приводами другими механизмами, например, для открытия/возврата сбрасывающего кузова прикормочного катера или модели самосвала.
Хех..., а если "умощнить" реле, то и ворота в гараже открывать можно ахахахах...

Ну, вот пожалуй, и все.
Всем удачи! Меньше поломок и больше качественной комплектухи!