Что бы ни говорилось и писалось на авиафорумах про мелкие бензодвигатели (10-20 куб), а тридцатка реально лучше, без обид!
И вот так получилось, что в результате аварии моего самолета я стал обладателем полного комплекта комплектующих для 30 куб модели.
Что из этого получилось - вы можете узнать, прочитав статью.




Приветствую всех!
На зимний период решил озадачится самолетиком для 32 куб бензина. Комплектующие имеются практически все. Нет только самолета! Первой мыслью был биплан в размахе 1500. Даже пару вариантов было разработано в Солиде.





Позже, взвесив все «За» и «Против», решил биплан оставить на потом. Классический моноплан все же попроще.Опять сел за Солид. Порисовал. Вдохновился сильно самолетиком R3 GEE BEE, но в нем огромное количество констукторских решений, которые мне не нравятся. В общем, нарисовал самолетик с легким привкусом GEE BEE, но по своему вкусу!










Нарезан комплект фанерных деталей. Огромное спасибо парням из Челябинска за помощь в нарезке.


Проект начинался под рабочим названием "Пчел". В дальнейшем он был переименован в Aquilon. По древнеримской мифологии Aquilon- бог северного ветра. Что в наших степях весьма актуально.
Пока нарезка едет медленной почтой — начал делать самолет с… хвостового колеса. Выпилил кронштейн из куска дюраля.

Ось колеса — болтик м2,5

Ось кронштейна — болт м3

В сборе:

Приехала нарезка, пробую собрать «на сухую» — всё отлично стыкуется.

Быстренько машину в гараж — и домой, собирать. Заклеил первый шпангоут бальзой, потом все это дело покроется разбавленной эпоксидкой.

Ну и далее присобрал переднюю часть:

Все склеилось без проблем, зазоров и нестыковок.

Все таки — лазер, это тебе не хухры мухры. Даже надфили не доставал — только наждачкой резы точнул, и все!

Продолжаю сборку фюзеляжа:



Вклеены сосновые стрингеры по низу фюзеляжа в количестве 8 шт. Сечение 4*4 мм. Зашита крышка, гаргрот, усилены киль и руль направления. Все обшивал 1 мм бальзой. Бальза очень понравилась — легкая и не ломкая. Заказывал на Спортхобби через ПФ. Не рекламирую- сравниваю с РС74, челябинская вся была как фанера.


Установил тросовый привод РН, машинка на 20 кг. Провел управление на хвостовое колесо от РН пружинами — не нравится, буду все таки кидать еще один трос от машинки на колесо через боудены.

В планах на ближайшее будущее- заняться фонарем. Как всегда -болван+бутыль+фен.
А там глядишь- станочек заработает, буду стаб пилить.
Пробуем на новом станочке пилить кабанчики:

Переделал привод управления хвостовым колесом. От машинки прокинул еще два троса. В местах касания тросами деталей фюза вклеил капроновые трубочки. Получилось лучше.

Сегодня приехали кое какие ништяки- карбониевые кок и стойка шаськи. Стойку специально выбрал по больше, от полтинника, что бы можно было спокойно юзать 20 дюймовые винтики. На мелкой стойке 19- ые часто об асфальт подрезал, винтов не напасешься.

Также прибыли колеса на 100 мм, иридиевая свеча на движку, топливные трубки и комплект фрез-кукурузок. Так что инструмент пока есть...

На выходных изготовил место хранения самолетины- такого большого еще не приходилось собирать, пришлось делать спецполку.


Самолет стремительно набирает вес — установил двигатель, шасси, сервы РВ


Наконец то собрал каркас стаба. По три петли на сторону. Завтра планирую начать зашивку.

Нормальный такой стаб получается — 800 мм в размахе.

Зашиваю первый:

Весовая сводка: каркас — 51 грамм, обшитый — 75 грамм.

Доделал стаб. Обшивку клеил на два клея — прямые участки на ПВА, участки с большой кривизной — на ЦА. Установил для примерки на самолет.

Размерчик впечатляет!


Немного сомневался в жесткости фюза, даже думал сначала боковины зашивать целиком. Но на данном этапе, даже без зашивки и обтяжки, жесткость очень хорошая. Так что боковины зашивать не буду.

На выходных прорисовал каркас подфонарной части фюза. Вырезал все из 3 мм бальзы повышенной плотности.



Обшил миллиметровкой.

Фонарь из бутылки, обезжирен хорошо спиртом. Затем окрашен изнутри черной нитрой из баллона. Ну и вклеен на место.

В свете неожиданно сложившихся обстоятельств, болван капота придется пилить ручками. Это не тяжело, просто занимает некоторое количество драгоценного времени. Но никуда не денешься — пилить надо.

Для болвана закуплен 20 мм пеноплекс. В солиде болванка нарезана на 15 сечений- получены чертежи.

Распечатываем, клеим на карандаш ( у сына из портфеля свистнул). Далее работа скальпелем. На сегодня вот такая черновая пирамидка:


Сечения обточены четко по шаблонам. Трубкой просверлены по два отверстия в каждой заготовке. По торцам заготовок нанесены маркерные линии, которые ограничивают глубину обработки. Бумажные шаблоны сняты — болван склеен.


При помощи 3д ножа и 3д бруска с наждачкой производим обработку поверхности до маркерных линий. Получаем болван в первом приближении:




Поверхность надо загнать в хороший минус под оклейку стеклом, шпаклевку, грунтовку и т.д.
Сегодня привезли из Че клеевые материалы для формовки- смола, гелькоут, спирт, аэросил, стекло.


Поточил мастермодель ( о какие слова знаю). Второе приближение:


Готовлю болван род шпаклевку. Смолу замешал с аэросилом, покрыл первым слоем. Завтра обработка- и второй слой.
После того, как заготовка капота была покрыта двумя слоями эпоксидки с аэросилом, производим ее обработку при помощи бруска с наждачкой. Слой получился очень жесткий. Поэтому по началу применялась наждачка с максимальной зернистостью, в последствии на уменьшение. В чем засада- покрытие требуется обточить очень ровно, при этом не проточить до дыр, т.е. пеноплекс должен остаться под слоем эпоксидки. Этот слой выполняет две функции- придает жесткость поверхности+ защищает пенопласт от воздействия двухкомпонентной автошпаклевки.

По завершению обработки болван покрывается мягкой автошпаклей. Можно и рекомендуется использовать на подслой волокнистую, она гораздо жестче, но и точится много хуже. Я ее использовать не стал. Но с заготовкой надо обращаться как с хрустальной вазой, ибо любая тычка или падение сразу повреждает поверхность, что влечет за собой повторное нанесение материала + обработка.


В общем — суть трех дней работы: наносим шпаклю, обтачиваем, грунтуем, обтачиваем, опять шпаклюем, опять обтачиваем, снова грунтуем… В общем так до бесконечности, пока не получим приемлемый результат. Надо помнить, что качество требуемого изделия напрямую зависит от качества поверхности мастермодели. Поэтому — ТАРАПИЦЦА НИ НАДА.


Если честно- уже устал точить, мазать, грунтовать. Но от этого ни куда не денешься. Верхняя половина болвана уже почти готова. Завтра буду заниматься нижней частью. «Чистое творчество» во всей его красе. А запах- обалдеть. Балкон не закрываю, но все равно чуток «прет»...

Болванка загрунтована в очередной раз и замыта 600ой наждачкой.



Затем все это дело протирается салфетками со спиртом и окрашивается из баллона.


Цвет краски может быть любой, я красил двумя, чтобы определиться с выбором.
Ну вот теперь это изделие уже можно называть мастермоделью, правда еще надо покрыть двухкомпонентным лаком и отполировать.
На очереди — разделительные доски. Наверно буду делать на выходных в гараже.

Вот еще вариантик — готов под лак. Завтра договорился с товарищем задуть:

В процессе работы приобрел много новых знаний по работе с композитами, сделал выводы.
Озвучиваю: если делать качественную матрицу, то нужны качественные, желательно немецкие, материалы. В частности- смола.

Смола нужна жидкая. Также нужен эпоксидный, а не полиэфирный гелькоут. Из за отсутствия данных материалов матрица у меня вышла не качественная. И при снятии сломалась (треснула).

Уже хотел забить на все это дело, даже нарисовал наборный капот. Но потом решил попробовать выклейку по поверхности болвана.

Что бы не заморачиваться с разделительным слоем, использовал пищевую пленку, приклееную к болванке на сахарный сироп.

Изучая форумы, понял — что бы получилась хорошая и легкая корка, нужно укладывать ткань одним куском. Одним куском уложить ткань на весь болван не получится, поэтому процесс был разделен на три этапа. Первый- верхняя часть до горизонтальной плоскости, второй- две нижних части, разделенные по вертикали.

Корочки клеил из двух слоев, выгоняя по возможности всю смолу шпателем. Готовые заготовки подгоняются друг к другу и склеиваются на ЦА.


Внутри по шву проклеивается полоска стекла, шириной 1 см.

Примерил на самолет — дракон, блин!
Затем заготовка шлифуется максимально без шпаклевки. Когда точить уже некуда- шпаклюем швы и прочие косяки.

Далее опять точим, грунтуем, замываем, красим.


На верхних окнах будут ребра:

Очень боялся, что наберется сумасшедший вес. Но капот получился сравнительно легким. Размером как 7ми литровое ведро, вес без покраски был 195 грамм. После покраски уже 220. Для сравнения — на моем предыдущем Edge капот весит 230 грамм, хотя размером в два раза меньше! Так что прогресс налицо!
Прикинул глушак — ну не нравится.

Придется заказывать мягкий металлический патрубок что бы вывести без лишних вырезов.

Вклеил бобышки крепления капота и дефлектор в воздухозаборник. Работа не видимая, но занимающая время.

Вырезал из бальзы четверки ребра на окна, грунтанул, покрасил. Завтра установлю. Между капотом и крышкой получилась небольшая ступенька. Вклеил в крышку полосы бальзы и сточил ступеньку. Теперь все ровно!

Потихоньку становится похож на проект:

Комплектую фюзеляж. Установил зажигалку, бак на 300 мл, подраскинул провода.

Нарисовал в солиде подиум для сервы газа.Серва устанавливается под 60 градусов к горизонту. В таком случае качалки двигателя и сервы параллельны. Завтра наконец то забираю с почты приемник и пропеллеры. Можно будет производить предварительную настройку.

Ну и доделал капот- установил жабры. Их функционал — создание крутого имиджа!


Винты будут 20*7 и 19*8. Второй вариант уже опробован- вполне нормальная тяга и скорость. На двадцатых хочу попробовать 3д.

Вся начинка фюзеляжа установлена и закреплена, за исключением приемника и батареи. Место их установки будет определено после окончательной сборки и проверки центровки.
Моторный отсек полностью изолирован от фюзеляжа во избежание колебаний проводки проходящим воздухом. Проанализировав причину падения Сбача, пришел к выводу, что провода питания оторвались именно из-за колебаний потоком воздуха. Такой своего рода флаттер проводов.

Занялся стайлингом. Фотки получаются искаженные, но такой уж у меня супер-пупер телефон.


Закончил работы по фюзеляжу и стабилизатору. Установлена вся начинка. Вес без аккума, пенала, глушителя вышел 3450 грамм. Я вполне пока доволен. Надеюсь в пятерочку влезу..

Идет работа над крыльями. Технология классическая — нож, линейка, глаз-алмаз. Стапель мне пока не доступен, поэтому сборка на коленке.

Корневые нервюры вырезаны фрезой из 3мм фанеры. Остальные ножом из 2,5 бальзы.
Лонжерон: полка 9*5 сосна, стенка 3 мм- дубовая бальза. Пеналы из 50 гр стекла на эпоксидке.

Задняя кромка собрана из березовых реек сечением 5*3 мм. Между ними вклеены площадки для установки петель.

Петли штыревые диаметром 5 мм в количестве 5 шт. Лоб зашит 1,5 мм легкой бальзой до лонжерона.

По креплению крышки: Две защелки, перед, зад. В качестве самой защелки использовал найденный на улице кусок оптоволоконного кабеля. Очень упругий и легкий

Собрал элероны. МНС ассистирует

На данном этапе вес крыльев 560 грамм с трубой. Думаю в кило помещусь...
Под канистру место не проектировал, поэтому сделал так:

Все таки пришлось немного прорезать капот:

В принципе, почти влез.
Собрал. Жду погоду.


Ну что же-спешу сообщить- самолет летает! И летает просто отлично!

Благодаря длинной хвостовой балке устойчивость отличная и в ветер, и в штиль.
Облет производил недели две назад в штормовой ветер. На пропеллере 20*7. Сражу скажу, что такого винта мало для скорости, приходится постоянно давить газ в пол.

На третьем полете открутились болты крепления движка (вроде затягивал норм) и оторвался датчик Холла. Мотор заглох. Сел без приключений.

Сегодня погодка выдалась сказочная. Пропеллер 19*8. Тяги-скорости вполне хватает. Самолет оттриммирован. Расходы-экспоненты выставлены. Летит устойчиво. Не плавает по высоте. На полном газе можно без напряга(ну почти) лететь на метровой высоте.
Посадочная скорость очень низкая и комфортная. Взлетный вес чуть меньше 5 кг.(около 4900)
В общем- все очень нравится. Теперь главное чтобы погода не подводила.

ТТХ модельки:
Длина с коком - 2100 мм.
Размах без законцовок - 1900мм.
Вес взлетный - 4900гр.
Двигатель - TR 32.
Машинки высота-элероны - 10 кг.
РН - 20 кг. Газ - 5 кг.
Бортовое питание общее, Li-Fe на 2100мач. Килл-свич на зажигании, общего выключателя нет для повышения надежности питания.
Вот так, быстро в статье, но на деле - около 5 месяцев был завершен этот проект.
Всем осилившим - надеюсь было не сильно скучно и хоть не много полезно.
Алексей.
Костанай.
Казахстан.
Спасибо.