Хороший планер - это такая бооольшая металка :))
Конечно название громкое, это всего лишь самодельный планер. Но в целом, я постарался повторить аэродинамику знаменитой Супры - профиля оригинальные, единственное фюзеляж сделал на свое усмотрение.
Те, кто делал подобные планера понимают: как трудно подобрать и изготовить лонжерон для крыла с таким удлинением и толщиной профиля в корне всего 8%. Тем более, если лонжерон делать из доступных материалов - например, дерева.
Я прошел этот путь за несколько итераций, и считаю что в этот раз получилось :)
Конечно название громкое, это всего лишь самодельный планер. Но в целом, я постарался повторить аэродинамику знаменитой Супры - профиля оригинальные, единственное фюзеляж сделал на свое усмотрение.
Те, кто делал подобные планера понимают: как трудно подобрать и изготовить лонжерон для крыла с таким удлинением и толщиной профиля в корне всего 8%. Тем более, если лонжерон делать из доступных материалов - например, дерева.
Я прошел этот путь за несколько итераций, и считаю что в этот раз получилось :)
Итак, обо всем по порядку:
После того как сделал свою первую металку "Manta", и ее запусков - меня полностью затянуло в планера. Потом была куплена композитная металка в сломанном виде, восстановлена и облетана. Летала не то, чтобы лучше манты - но была более легкой и чувствительной - на ней мне не раз в самом обычном поле удавалось уйти на предел видимости, а на холме - даже ястребов с высоты гонять, а затем летать с ними :)
И однажды загорелся желанием сделать планер для термиков, и чтобы обязательно с тонким профилем - т.к. по металке знал что такие легко пробивают ветер и помогают именно искать термики в ветренную погоду, а не висеть на месте.
За прототип выбрал Супру.
Подходил к строительству несколько раз - сначала в размере 3.4м композитную. Даже подготовил крыло к оклейке, сделал вакуумный насос из насоса от холодильника с простейшим регулятором разряжения.
Полки центроплана - 20*4 в корне, 12*3 у конца центроплана. Разъем выполнен по центру центроплана. Соединительный элемент - стальная труба 30ХГА 10*8мм.
Вакуумный насос:
Насос - от холодильника. Манометр - заказал на алиэкспресс. Вакуумный регулятор зажигания от классики и микрик-выключатель. Регулятор при разряжении втягивает в себя шток, и в определенном положении щелкает микрик - отключает. Более дешевую автоматику придумать сложно :)
Поворотом микрика - можно легко отрегулировать любое необходимое разряжение.
Подготовил крыло к оклейке, но оклеивать не стал, т.к. понял что возится с композитами в квартире с детьми не дело, да и после вообщем то успешных опытов с тестовыми образацами вакуумной формовки понял, что мне его толком не оклеить с первого раза. По крайней мере элероны и закрылки.
Был и еще момент - я перетяжелил лонжероны. Помимо веса, они оказались на порядок прочнее соединительного стержня и возможных полетных нагрузок.
Поэтому отложил то крыло в сторону.
А через год пришла идея все же сделать этот планер, но из бальзы. И вот что из этого вышло.
Размах планировал 2800мм под имеющийся моторчик 2830 и регулятор на 30А. Вес модели предполагал - 1200гр.
Материал - бальза. Технология - такая же, как и у металки Манта.
Крыло - разъемное по центру. Соединительный элемент - угольный стержень 8мм.
В процессе строительства, решил что моторчика 2830 модели будет маловато, и заказал:
Turnigy Aerodrive SK3 - 2836-1040kv
HobbyKing 50A ESC 4A UBEC - громоздкий и тяжелый оказался
Аккумулятор - 2200 mAh (планировал использовать 1300 mAh)
Но, т.к. изначально планировал использовать другую электронику, суммарно на 200гр. легче, то ушла центровка в нос на пару см. Пришлось на хвост вешать лишних грамм 40.
Вес с новой электроникой вышел - 1450гр.
Но надо сказать, и размах побольше получился, т.к. консоли сделал пристыковывающиеся к фюзеляжу - мини центроплан, и ушки в дополнение - итоговый размах 3000м.
В процессе эксплуатации этот моторчик сгорел - я давал почти полный газ, чтобы за 10 сек взлететь свечкой, а не набирать высоту постепенно. Обдув для движка тогда не сделал - думал ни к чему, он все равно большую часть полета отдыхает. Как оказалось - напрасно.
В итоге поставил тот движок, который и планировал: 2830. и рег на 30A. Высоту с ним набирает плавно. Правда я больше 3/4 газа и не даю теперь, хотя и обдув сделал.
Зато вес теперь 1290гр. - избавился от балласта в хвосте. Хотя, если честно, разница в весе почти незаметна. Точнее наверное даже в худшую сторону - когда был потяжелее он как бы обладал большей инерцией в спиралях. Хотя может мне и кажется. Летает и так хорошо :)
Итак, постройка.
Первое, с чем пришлось определится - это с соединительным элементом и лонжероном.
В качестве соединительного элемента приглянулся угольный стержень 8мм.
В качестве лонжеронов сосна
10*3мм - от корня до 650мм
10*2мм - от 650мм до 1150мм
5*2мм - от 1150мм до 1400мм
По опыту металки Manta, такой лонжерон в сочетании с бальзовой стенкой показался мне достаточным. К тому же у модели White Trash и того меньше - 5*4мм, хотя размер такой же.
При постройке старался экономить каждый грамм. Бальзу подбирал легкую.
Шаблоны для нервюр и сами нервюры. Бальза, 2мм. Вся сборка на циакрине.
Первая примерка:
Центроплан. Место соединительного элемента. Длина соединительного элемента - 1/10 к длине консоли. 140мм значит.
Как видно из фото, там где будет трубка под пруток, бальзовую стенку не ставил, а заклеил предварительно расстояние между полками лонжерона бальзой, спереди. Зачем - в дальнейшем будет понятно.
В дальнейшем, вставлю трубки в обе плоскости, в них пруток, и установив плоскости передней кромкой вниз - угол V 1.5град, просто залью трубку смолой. Предварительно заклеив все щели бальзой.
Уже перед самой оклейкой, обмотал лонжерон в двух местах кевларом - на каждой консоли.
Соединительный элемент центроплана и ушек выполнен из березы, облегченный отверстиями. Вклеил на смоле, обмотал рыболовным кевларом.
Сервомашинки еле вписались в ушки - пришлось сверху заклеивать бумагой.
Памятуя о том, что лучше при постройке потратить чуть больше времени, но сделать так, чтобы на поле все разбиралось минимальным кол-вом движений, сделал такие разъемы на консолях:
Ушками из стеклотекстолита консоли фиксируются в фюзеляже. Вот в таких боксах, вклееных в фюзеляж.
Лючки с серво:
Хвостовое оперение такое же наборное, как и элероны с закрылками.
Фюзеляж.
Балка - второе колено от удочки.
Вклеил киль, сделал площадку для стабилизатора.
Приделал временно хвостовое оперение, примотал к балке спереди рейку, а к ней двиг, рег, акк и приемник. Определил, какую длину носа нужно, чтобы попасть в требуемую центровку без догруза. Впоследствии этот способ себя вполне оправдал.
Установочный угол крыла - 5град.
Делаем болванку из дерева. В последствии сделал все же из липы.
В болванке по месту сделал отверстие под соединительный элемент. Добавил мини центроплан. Зашпаклевал.
Первая примерка
Выклейка корок из стеклоткани. Сразу вклеил нервюры из 3мм фанеры. Использовал вакуумный насос. Одна ночь... и достаем.
Не распиливая болванку сделал шаблоны для шпангоутов. Вклеиваем их на место сначала в одну половинку. Балка входит в шпангоуты с натягом. Все фиксируем циакрином.
Вот что получилось
Склеиваем половинки. Сверху полоски стекла в два слоя. Вырезаем фонарь. Шпаклевка, окраска.
Развесовка и фото отдельных узлов.
Фюзеляж, без аккумулятора. Надо сказать что здесь очень тяжелый регулятор и кок. (здесь еще старая ВМГ)
Стабилизатор и консоль.
Стабилизатор. Наборный, зашит бальзой 0.8мм.
Вклеены трубочки из меди. Середина стабилизатора - усилена несколькими слоями стеклоткани (т.к. несколько ослабил отверстиями) .
Киль. Часть киля вклеена в пропил в балке. Обернуто вокруг балки стеклом. Серво поставил прямо в киль.
Площадка для стабилизатора. Выклеена из бальзы слоями поперек (в вертикальной плоскости). Придал обтекаемую форму, оклеил стеклом. Сверху приклеил площадку из фруктовой фанеры, с вклееной гайкой. И сверху еще - площадка под углом - чтобы выровнять угол деградации между крылом и стабилизатором.
Примотал все кевларовыми нитками.
Консоли фиксируются только на трении. Правда иногда сверху клею при сборке полоску скотча.
Внутри фюзеляжа. Кстати, мотошпангоут - обычная фанера 3мм.
Надо сказать, что в центроплан вклеена трубка из стеклоткани. Но она вклеена не просто между нервюрами, но и приклеена к одному из шпангоутов внутри - чтобы могла держать бОльшую нагрузку.
Фонарь вырезал из бальзы. Осталось либо оклеить чем-то, либо покрыть лаком.
Фото в сборе:
На полетах:
Модель ведет себя в воздухе устойчиво. Поставишь ее в спираль - и она так и спиралит, не сужая и не расширяя спираль. Можно даже аппу положить. Управляю только рулем поворота, она им прекрасно рулится. Руль высоты почти не задействую - нет необходимости. Элероны - только на очень узких спиралях. Очень летучая, скорость снижения минимальна. Обладает определенной инерцией, не металка конечно:)
Порой при запуске с рук без мотора кажется что можно еще чуть рульнуть, найти термик и уйти в небо - надо будет как-нибудь на холме попробовать.
Ловлю рукой на встречу в режиме тормоза - как металку.
По парению - метров со 100 спокойно уходит вверх практически в любую погоду. Часто за один полет приходится сбрасывать высоту метров с 500 - а то унесет. Иногда это проблема - выйти из термика, т.к. даже при полностью выпущенном тормозе бывает не спускается.
Ниже 100м уйти ввысь бывает непросто, т.к. внизу термики узкие и не постоянные - их легче обрабатывать на металке.
Планер имеет и свои особенности - при пикировании очень быстро разгоняется. При достижении некоей критической скорости модель начинает затягивать в пике. Причина - недостаточная жесткость консолей для таких скоростей. Спасает режим тормоза: закрылки вниз, элероны вверх. При этом она тут же выскакивает вверх. Считаю, что такое решение верное - т.к. отклоненные вверх элероны уменьшают нагрузку на консоли крыла, а следовательно на лонжероны и стержень.
А так - моделью доволен. Получилась из серии "не хочу садится". Делал ее довольно долго - с осени прошлого года. Основная работа была выполнена ночами, когда домашние спят.
Буду рад если кто-то повторит, или сделает подобную.
После того как сделал свою первую металку "Manta", и ее запусков - меня полностью затянуло в планера. Потом была куплена композитная металка в сломанном виде, восстановлена и облетана. Летала не то, чтобы лучше манты - но была более легкой и чувствительной - на ней мне не раз в самом обычном поле удавалось уйти на предел видимости, а на холме - даже ястребов с высоты гонять, а затем летать с ними :)
И однажды загорелся желанием сделать планер для термиков, и чтобы обязательно с тонким профилем - т.к. по металке знал что такие легко пробивают ветер и помогают именно искать термики в ветренную погоду, а не висеть на месте.
За прототип выбрал Супру.
Подходил к строительству несколько раз - сначала в размере 3.4м композитную. Даже подготовил крыло к оклейке, сделал вакуумный насос из насоса от холодильника с простейшим регулятором разряжения.
Полки центроплана - 20*4 в корне, 12*3 у конца центроплана. Разъем выполнен по центру центроплана. Соединительный элемент - стальная труба 30ХГА 10*8мм.
Вакуумный насос:
Насос - от холодильника. Манометр - заказал на алиэкспресс. Вакуумный регулятор зажигания от классики и микрик-выключатель. Регулятор при разряжении втягивает в себя шток, и в определенном положении щелкает микрик - отключает. Более дешевую автоматику придумать сложно :)
Поворотом микрика - можно легко отрегулировать любое необходимое разряжение.
Подготовил крыло к оклейке, но оклеивать не стал, т.к. понял что возится с композитами в квартире с детьми не дело, да и после вообщем то успешных опытов с тестовыми образацами вакуумной формовки понял, что мне его толком не оклеить с первого раза. По крайней мере элероны и закрылки.
Был и еще момент - я перетяжелил лонжероны. Помимо веса, они оказались на порядок прочнее соединительного стержня и возможных полетных нагрузок.
Поэтому отложил то крыло в сторону.
А через год пришла идея все же сделать этот планер, но из бальзы. И вот что из этого вышло.
Размах планировал 2800мм под имеющийся моторчик 2830 и регулятор на 30А. Вес модели предполагал - 1200гр.
Материал - бальза. Технология - такая же, как и у металки Манта.
Крыло - разъемное по центру. Соединительный элемент - угольный стержень 8мм.
В процессе строительства, решил что моторчика 2830 модели будет маловато, и заказал:
Turnigy Aerodrive SK3 - 2836-1040kv
HobbyKing 50A ESC 4A UBEC - громоздкий и тяжелый оказался
Аккумулятор - 2200 mAh (планировал использовать 1300 mAh)
Но, т.к. изначально планировал использовать другую электронику, суммарно на 200гр. легче, то ушла центровка в нос на пару см. Пришлось на хвост вешать лишних грамм 40.
Вес с новой электроникой вышел - 1450гр.
Но надо сказать, и размах побольше получился, т.к. консоли сделал пристыковывающиеся к фюзеляжу - мини центроплан, и ушки в дополнение - итоговый размах 3000м.
В процессе эксплуатации этот моторчик сгорел - я давал почти полный газ, чтобы за 10 сек взлететь свечкой, а не набирать высоту постепенно. Обдув для движка тогда не сделал - думал ни к чему, он все равно большую часть полета отдыхает. Как оказалось - напрасно.
В итоге поставил тот движок, который и планировал: 2830. и рег на 30A. Высоту с ним набирает плавно. Правда я больше 3/4 газа и не даю теперь, хотя и обдув сделал.
Зато вес теперь 1290гр. - избавился от балласта в хвосте. Хотя, если честно, разница в весе почти незаметна. Точнее наверное даже в худшую сторону - когда был потяжелее он как бы обладал большей инерцией в спиралях. Хотя может мне и кажется. Летает и так хорошо :)
Итак, постройка.
Первое, с чем пришлось определится - это с соединительным элементом и лонжероном.
В качестве соединительного элемента приглянулся угольный стержень 8мм.
В качестве лонжеронов сосна
10*3мм - от корня до 650мм
10*2мм - от 650мм до 1150мм
5*2мм - от 1150мм до 1400мм
По опыту металки Manta, такой лонжерон в сочетании с бальзовой стенкой показался мне достаточным. К тому же у модели White Trash и того меньше - 5*4мм, хотя размер такой же.
При постройке старался экономить каждый грамм. Бальзу подбирал легкую.
Шаблоны для нервюр и сами нервюры. Бальза, 2мм. Вся сборка на циакрине.
Первая примерка:
Центроплан. Место соединительного элемента. Длина соединительного элемента - 1/10 к длине консоли. 140мм значит.
Как видно из фото, там где будет трубка под пруток, бальзовую стенку не ставил, а заклеил предварительно расстояние между полками лонжерона бальзой, спереди. Зачем - в дальнейшем будет понятно.
В дальнейшем, вставлю трубки в обе плоскости, в них пруток, и установив плоскости передней кромкой вниз - угол V 1.5град, просто залью трубку смолой. Предварительно заклеив все щели бальзой.
Уже перед самой оклейкой, обмотал лонжерон в двух местах кевларом - на каждой консоли.
Соединительный элемент центроплана и ушек выполнен из березы, облегченный отверстиями. Вклеил на смоле, обмотал рыболовным кевларом.
Сервомашинки еле вписались в ушки - пришлось сверху заклеивать бумагой.
Памятуя о том, что лучше при постройке потратить чуть больше времени, но сделать так, чтобы на поле все разбиралось минимальным кол-вом движений, сделал такие разъемы на консолях:
Ушками из стеклотекстолита консоли фиксируются в фюзеляже. Вот в таких боксах, вклееных в фюзеляж.
Лючки с серво:
Хвостовое оперение такое же наборное, как и элероны с закрылками.
Фюзеляж.
Балка - второе колено от удочки.
Вклеил киль, сделал площадку для стабилизатора.
Приделал временно хвостовое оперение, примотал к балке спереди рейку, а к ней двиг, рег, акк и приемник. Определил, какую длину носа нужно, чтобы попасть в требуемую центровку без догруза. Впоследствии этот способ себя вполне оправдал.
Установочный угол крыла - 5град.
Делаем болванку из дерева. В последствии сделал все же из липы.
В болванке по месту сделал отверстие под соединительный элемент. Добавил мини центроплан. Зашпаклевал.
Первая примерка
Выклейка корок из стеклоткани. Сразу вклеил нервюры из 3мм фанеры. Использовал вакуумный насос. Одна ночь... и достаем.
Не распиливая болванку сделал шаблоны для шпангоутов. Вклеиваем их на место сначала в одну половинку. Балка входит в шпангоуты с натягом. Все фиксируем циакрином.
Вот что получилось
Склеиваем половинки. Сверху полоски стекла в два слоя. Вырезаем фонарь. Шпаклевка, окраска.
Развесовка и фото отдельных узлов.
Фюзеляж, без аккумулятора. Надо сказать что здесь очень тяжелый регулятор и кок. (здесь еще старая ВМГ)
Стабилизатор и консоль.
Стабилизатор. Наборный, зашит бальзой 0.8мм.
Вклеены трубочки из меди. Середина стабилизатора - усилена несколькими слоями стеклоткани (т.к. несколько ослабил отверстиями) .
Киль. Часть киля вклеена в пропил в балке. Обернуто вокруг балки стеклом. Серво поставил прямо в киль.
Площадка для стабилизатора. Выклеена из бальзы слоями поперек (в вертикальной плоскости). Придал обтекаемую форму, оклеил стеклом. Сверху приклеил площадку из фруктовой фанеры, с вклееной гайкой. И сверху еще - площадка под углом - чтобы выровнять угол деградации между крылом и стабилизатором.
Примотал все кевларовыми нитками.
Консоли фиксируются только на трении. Правда иногда сверху клею при сборке полоску скотча.
Внутри фюзеляжа. Кстати, мотошпангоут - обычная фанера 3мм.
Надо сказать, что в центроплан вклеена трубка из стеклоткани. Но она вклеена не просто между нервюрами, но и приклеена к одному из шпангоутов внутри - чтобы могла держать бОльшую нагрузку.
Фонарь вырезал из бальзы. Осталось либо оклеить чем-то, либо покрыть лаком.
Фото в сборе:
На полетах:
Модель ведет себя в воздухе устойчиво. Поставишь ее в спираль - и она так и спиралит, не сужая и не расширяя спираль. Можно даже аппу положить. Управляю только рулем поворота, она им прекрасно рулится. Руль высоты почти не задействую - нет необходимости. Элероны - только на очень узких спиралях. Очень летучая, скорость снижения минимальна. Обладает определенной инерцией, не металка конечно:)
Порой при запуске с рук без мотора кажется что можно еще чуть рульнуть, найти термик и уйти в небо - надо будет как-нибудь на холме попробовать.
Ловлю рукой на встречу в режиме тормоза - как металку.
По парению - метров со 100 спокойно уходит вверх практически в любую погоду. Часто за один полет приходится сбрасывать высоту метров с 500 - а то унесет. Иногда это проблема - выйти из термика, т.к. даже при полностью выпущенном тормозе бывает не спускается.
Ниже 100м уйти ввысь бывает непросто, т.к. внизу термики узкие и не постоянные - их легче обрабатывать на металке.
Планер имеет и свои особенности - при пикировании очень быстро разгоняется. При достижении некоей критической скорости модель начинает затягивать в пике. Причина - недостаточная жесткость консолей для таких скоростей. Спасает режим тормоза: закрылки вниз, элероны вверх. При этом она тут же выскакивает вверх. Считаю, что такое решение верное - т.к. отклоненные вверх элероны уменьшают нагрузку на консоли крыла, а следовательно на лонжероны и стержень.
А так - моделью доволен. Получилась из серии "не хочу садится". Делал ее довольно долго - с осени прошлого года. Основная работа была выполнена ночами, когда домашние спят.
Буду рад если кто-то повторит, или сделает подобную.
Вот так нужно идти к мечте, и не хныкать-того нет,этого,квартира маленькая,отвертка кривая,ножик тупой.
И еще момент есть - ушки то под углом. Надо либо стыковочный узел так же с V сделать, либо найти довольно тонкий и жесткий соединительный элемент, чтобы его под углом расположить внутри лонжерона. И то и другое не так просто.
И стыковочные узлы ведь не обязательно размещать по местам излома крыла, пусть потребуется стапель для сборки, и придется основательно повозиться, но на весе все эти мероприятия могут отразиться благоприятно.
Что касается веса - угольный стержень весит грам 10 + трубки в консолях со смолой около 20гр. - а ведь то же самое придется повторить и в ушках, если туда переносить стык, да еще в 2-х экземлярах. В таком размере - разница в весе будет не настолько ощутима.
И есть еще один момент, почему я сделал в центре, фиксацию из стеклотекстолитовых ушек + разъем на сервы.
Причина - возможные аварии. Да-да, когда много летаешь от них не застрахован. Так и здесь - эту модель умудрился шлепнуть уже 2 раза - один раз сработал файл-сейв (из-за вышки сот. связи) - все целое, только консоли чуть разъехались.
И второй раз - случайно, при запуске с рук - воткнул модель в землю - оступился, или поздно выпустил уже не помню. Факт - что со всей силы и в землю. Хрясь... Консоли отлетели. Итог - сломало угольный стержень по бокам от фюзеляжа. Консоли вышли из пазов и разъема - и все целое. Меняем штырь, и в полет. А ведь удар был такой, что аккумулятор через пенопласт проломил фанерную перегородку между ним и мотором.
А что было бы в таком случае с креплением центроплана болтами к фюзеляжу - если болты нейлоновые - их бы срезало. Но я обычно ставлю везде металл - не хочу чтобы что-то в воздухе отвалилось. А с металом - что-нибудь да вырвало :)
Короче много написал. Но схема соединения крыльев именно такая мне очень понравилась.
Правда если размер больше 3000мм - то тут пожалуй без вариантов - крыло нужно делить на 3 части, а то транспортировка неудобна.
Вот тут, коллега, с вами поспорю. У меня до сих пор валяется китайский планерок, там консоли прикручиваются аж 2 металлическими болтиками каждая. Так вот, когда я его приложил о планету, эти болтики на раз посрезало, не хуже нейлоновых :)))
А планерок-то поменьше сильно...
Про серву уже было. )
Даже облетал с тросовым управлением. Троса - рыболовный поводковый материал. В принципе все рулилось, но обнаружил и недостатки - небольшой люфт. Плюс установив в киль серву - центровку выровнял, и избавился таким образом от балласта. В принципе на скорость не влияет, а проще в реализации на порядок:)
10 февр. 2014 г., 17:23:55 | Егор Кондратьев Миасс
Статья //www.parkflyer.ru/blogs/view_entry/4150/
ЗЫ квартира немаленькая, раз планер 3 м на стенке висит и еще 5 м свободны :)
Планеры они такие-затягивают :)
А когда воочию посмотрел на их полёты на местных соревнованиях-фестивале был просто поражён их полётами.
Не точто бы влюбился, а проникся реальным уважением.
Как когда то был потрясён, увидев вживую, выполненную настоящим планером петлю, да ещё так показательно низко!!! При этом тишина, только звук разрезаемого воздуха! Для меня тогда - полный фурор!
- А без мотора пилотаж сможешь?
Теперь летаю на F3K,обожаю слоп... :)