Доброго времени суток, уважаемые посетители сайта! Несмотря на то, что у меня на подходе уже шестая модель, да и самолёту, о котором собственно эта статья, стукнуло уже полтора года, я всё-таки решился рассказать о своём первом успехе в области радиомоделей. Лучше ведь поздно, чем никогда !
А началось всё с того момента, когда уже пять лет назад я затеял сделать EPP самолёт Феникс-100, на что меня вдохновили статьи на сайте RC-aviation.ru . На мой тринадцатый день рождения был тогда подарен набор EPP заготовок и аппаратуры из Пилотажа. Казалось бы, что может быть проще? А вот я тогда умудрился угробить его! Электроника была сложена в комод, а куски Феникса были отвезены на дачу. Потом были эксперименты с моделями на двух движках с разнотягом, поломки, обиды... Апофеозом стала попытка установки аппаратуры с Феникса на старый коллекторный Пайпер из Пилотажа. И, естественно, он повторил судьбу Феникса. Провода снова в ящик, куски самолёта в сарай. Вторая часть эпопеи началась с того, что в 14 году мне был подарен простенький коллекторный квадрокоптер, который неплохо летал, но, проработав почти год, сменил конфессию, причём накануне поездки, в которую я хотел его взять ( не удалось мне заснять сверху Колизей!) . На его смену был куплен мелкий Hubsan, который улетел в страну-производитель через неделю. На день рождения мне подарили такой же, он даже успел побывать в Крыму и что-то заснять. Но в конце осени он тоже предпочёл свалить на родину. На новый, 2016 год я приобрёл себе некое подобие первого коптера, однако почти сразу же потерял его из-за ветра и он до сих пор не найден, хотя он где-то на соседнем(!) участке. Тогда я решил либо накопить на подержанный Фантом, либо сделать что-то самому. И тут я вспомнил, что в ящике лежит неплохая электроника. В апреле я твёрдо решил наконец-то сделать нормальную RC-модель или же вообще завязать с этим . Раздобыл потолочку, сделал плосколёт на подобие 3D-шника, но с крылом с двойным V. И эта штука развалилась при первом же запуске. Тогда я понял, что нужен более серьёзный материал и хорошая аэродинамика. Меня давно привлекал техноплекс, я даже делал из него мелкие метательные модельки. И тогда я решил сделать модель, которая сможет летать даже без вмешательства в управление и выдерживать падения. Получилось подобие модели класса F1B, даже крыло было на пилоне (он почти сразу треснул и модель из парасоли стала высокопланом :-) . И вот, на майских праздниках я поехал со своей моделью на дачу. У меня был план попросить местных моделистов сделать тестовый полёт, чтобы выяснить, может ли вообще это чудо летать. Но они не появились , и я, не веря в успех, решил испытать модель самостоятельно. Сначала кидал её в траву, настроил на ровный полёт. Затем сделал несколько подлётов по прямой, и, осмелев, решил сделать первый полёт по кругу. И он удался! Модель на удивление медленно плыла по неподвижному воздуху, полностью подчиняясь моим командам. Я убрал газ, и модель плавно села в свежую траву. Это был успех! Потом были ещё полёты , и их было всё больше и больше, вечерами модель висела в воздухе по 40 минут. Я часто давал пульт своему другу, который почти сразу научился управлять этим самолётом. Потом возникла идея оснастить сей пепелац камерой. Тем более намечалась поездка, в которую я собрался взять свою модель и попробовать поснимать с воздуха. Друг передал мне какой-то ненужный древний видеорегистратор, который, несмотря на приличную массу, отлично вписался под "брюхо " самолёта. И вот, мы отправились в поездку. После неё я решил списать модель, а электронику поставить на конструктивно схожую пилотажку (модель-2) . Однако её испытания окончились неудачей и я понял, что там пришлось бы полностью переработать конструкцию. Поэтому я вернул в строй модель-1, и, как оказалось, не зря. Она почти непрерывно летала, побывала и на деревьях, и в пруду, но она выдерживала такие садистские условия. Однако в начале декабря я понял, что модель уже сильно изношена, а из-за толстого крыла не способна преодолевать сильный ветер, что начало приводить к лавинообразному росту падений и поломок. Тогда я решил переделать крыло (старое держалось к тому времени только на скотче!) , усилить фюзеляж и удлинить хвост ( точнее вернуть его к первоначальной длине, так как ещё при первых полётах я его укоротил из-за поломки) . В таком виде модель стала летать заметно лучше. Новый 2017 год я встретил пуском ракеты с борта первой модели. Причём стрелял ночью, при сильном ветре и с жутким дисбалансом по крену. Вот видео этого экстрима: смотреть при максимальной яркости! А то ничего не видно. А на новогодних каникулах мы снова взяли его в поездку, правда из-за поломки разъёма удалось поснимать совсем мало . А в феврале я использовал его для буксировки модели своего олимпиадного проекта :-) . Однако после этого мне снова пришлось менять крыло. На этот раз я сделал ещё более тонкий профиль и усилил конструкцию карбоновыми стержнями. Это принесло противоречивый результат, но оказалось очень кстати в условиях вошедшей в мемы погоды весны и лета 2017 года. Скорость модели даже с винтом 10•4.7 резко выросла, однако манёвренность и грузоподъёмность так же сильно упали. Это сыграло злую шутку в следующей поездке. Началось всё с того, что FPV комплект, купленный ещё в 2016 на Али (да будь он проклят!) с установкой новой камеры и серьёзными доработками таки заработал (отдельное за это спасибо другу!) . Естественно, что встал вопрос о том, какой самолёт лучше всего подходит на роль носителя. Модель-5 только испытывалась, а потом вообще разбилась. Модель-4 , концепт истребителя, на то время вообще была без электроники потому что я думал к тому моменту её списать . Да и с надёжностью у неё проблемы. Поэтому единственным претендентом на роль FPV носителя стала первая модель, потерявшая к тому моменту мотоустановку из-за эксперимента с поплавками. Ускоренными темпами она была возвращена в строй и оснащена FPV и писалкой. Однако испытания повергли меня в ужас: модель могла свалится в штопор даже при нормальной полётной скорости, а совсем слабый боковой ветер приводил к сильной раскачке по крену и сваливанию... большую скорость модель набрать не могла из-за огромного сопротивления торчащих в потоке антенн и радиаторов, в то время как нагрузка на крыло достигла 50 граммов на квадратный дециметр, а это уже почти как у гоночных моделей. Вот вы когда нибудь управляли F-104G с полной нагрузкой, убранной механизацией, полностью выпущенными шасси и тормозными щитками на минимальной скорости и тяге? А вот мне довелось испытать что-то подобное. Усугублялось это тем, что радиус действия аппаратуры Flysky был всего лишь 200 метров. При прохождении этого расстояния начинались перебои в управлении, а потом выключался мотор и перегруженный самолёт начинал движение к земле быстрее кирпича. Но снимать с чего-то надо! И мне пришлось взять сей ответ мировому империализму в поездку. Там мне даже удалось что-то заснять. Каждый полёт был очень рискованным, а эпопея со спасением самолёта с дерева и последующим реанимированием аккумулятора с помощью куска от провода и батарейки достойна отдельной статьи. Примечателен тот факт, что на даче, уже после поездки, модель не смогла взлететь! Я до сих пор не понимаю, за счёт чего она держалась в воздухе! После этого модель была отложена "в дальний угол ангара ", однако потом она снова вернулась в строй... Вспомнил я о "старичке " осенью, когда в силу некоторых обстоятельств я стал реже выезжать на дачу, и мне потребовался самолёт, который смог бы летать в ближайшем парке и экономить ресурс пятой и четвёртой моделей. Времени на постройку новой модели не было, покупать готовую 3D пилотажку я не хотел в силу мобилизации всех средств на постройку модели номер 6 . Тогда у меня появилась идея доработки первой модели в тренер-дворолёт. Для этого требовалось радикально улучшить срывные характеристики и манёвренность. Я решил пойти по пути замены крыла. При изготовлении нового крыла я решил реализовать более толстый профиль и больший радиус скругления носка . После некоторых раздумий я решил попробовать сделать на новом крыле вогнуто-выпуклый профиль, который помимо повышения подъёмной силы улучшил жёсткость и позволил "выкинуть" угольный стержень. Также я немного сократил размах и увеличил хорду. Обновлённый пепелац превзошёл мои ожидания. Из самого неповоротливого самолёта он превратился в почти 3D-шник, причём недавно выяснилось, что он может делать висение на винте и Харриер даже без элеронов !!! Вот видео одного из полётов (правда этих фигур там нет, эта возможность вскрылась уже после съёмки ) Так что старичок ещё может задать жару. Вывод: модель удалась, она имеет простейшую конструкцию всего лишь из 4 деталей , прочность, живучесть и ремонтопригодность которой превосходит конструкции из потолочной плитки . Также материал позволяет без труда придать конструкции обтекаемую форму. Новичок сможет собрать эту модель и научиться ей управлять абсолютно самостоятельно, даже без подготовки в симуляторе, а для постройки нужен всего лишь нож, шкурка и термоклей. Ещё этот самолёт имеет высокую грузоподъёмность (без проблем поднимает два больших смартфона) , продолжительность полёта ( около 40 минут) и очень хорошую манёвренность. Также весомым плюсом является простота подгонки конструкции под любую электронику. Ещё хочу упомянуть тот факт, что все мои последующие аппараты, даже пятёрка, почти не отличаются конструктивно и технологически от первой модели. Теперь о характеристиках самолёта: оптимальный вариант мотоустановки - мотор 2210 с низким KV (у меня сейчас15-й, но это во многом вынужденная мера) , винт 10•4,7 , регуль на 20А , 2S аккумулятор на 1,5А. Размах крыла 1 метр, длина фюзеляжа 92 сантиметра, размах стабилизатора 43 сантиметра. Центровка 50-60 % . Надеюсь, что Вам понравилась моя модель и статья! P.S к сожалению, с размещением в статье видео с борта возникли некоторые проблемы, надеюсь, что позже я добавлю их в эту статью.